Истории от Олеся Бузины. Жить по-царски-2!
Все 4 последних царя были замечательными музыкантами и любителями техники.
Николай II садится в свой «Делоне Бельвиль». Эта некогда популярная французская фирма выпустила для императора специальную модель, которая так и называлась «Царь»
В советские времена любили рассказывать о музыкальности семьи Ленина. Кровавого маньяка Владимира Ильича объявили поклонником Бетховена. Дескать, до чрезвычайности обожал его Аппассионату! Сидит, ручонкой подопрет наполненную Марксом головенку и… балдеет. По уверению Максима Горького, первый красный вождь России однажды об Аппассионате так и сказал: «Готов слушать ее каждый день!».
Все это должно было создавать у народа представление о тонкой духовной организации и всесторонней одаренности Владимира Ильича. Но, скажите, что удивительного в том, что человек любит слушать Бетховена? Какие особенные таланты для этого нужны? Проще сказать, что Ленин был в этом смысле самым обычным потребителем музыки. А играть на каком-нибудь инструменте он так и не научился. Даже на барабане.
Зато династия Романовых отличалась необыкновенной музыкальной одаренностью. Оставим в покое Петра I, действительно умевшего выбивать барабанную дробь. Ничего чрезвычайного в этом его таланте я не вижу. Любой полковой барабанщик делает это не хуже. Но таланты других российских императоров в музыке действительно впечатляют. На их фоне и Ленин, слушавший Бетховена, и Сталин, распевавший «Сулико» под грузинское винцо, выглядят обычными неотесанными мужланами. Не говоря уже о Брежневе, при котором расцвела буйным цветом ядовитая советская попса — музыка для убогих в исполнении разномастных Пугачевых-Леонтьевых, переродившаяся в современную Киркоровщину.
Победитель Наполеона, Александр I, любил играть на скрипке и кларнете. Иногда по вечерам из окон Царскосельского дворца доносились сложнейшие музыкальные композиции. Это Его Величество обдумывал изощренные политические ходы, не отрываясь от любимого инструмента. Учителем Александра был знаменитый скрипач-виртуоз Фердинанд Диц, специально приглашенный из Вены. Венскую музыкальную школу в Петербурге особенно ценили. Собственно говоря, и Ленин-то узнал о существовании Бетховена только потому, что к этому композитору приучили публику русские цари. Точно так же, как к вальсам Штрауса и операм Моцарта. Законодателем музыкальной моды долгие годы был Малый Эрмитаж — построенный при Екатерине II дворец, где происходили музыкальные вечера. Что слушали там, то расходилось и по России. Учить внука Александра игре на скрипке тоже пришло в голову именно Екатерине II. Примечательно и то, что в ее же эпоху музыку полкового марша для русского Фанагорийского полка написал не кто-нибудь, а сам Моцарт.
Младший брат Александра Николай I стал человеком, давшим мощный толчок развитию русской музыки вообще. Именно по его заказу Глинка написал первую национальную оперу «Жизнь за царя», которую при советской власти исполняли под названием «Иван Сусанин». Искусству трудно развиваться без заказчика. Особенно такому, как опера или архитектура. Царь Николай был заказчиком достойным. Сам же он играл на флейте и валторне. А иногда даже сочинял собственные мелодии — военные марши. Этот же царь заказал и всем известный гимн дореволюционной России — «Боже царя храни». Слова для него написали Жуковский и Пушкин, а музыку директор придворной певческой капеллы Александр Львов. Играл Николай I преимущественно на домашних музыкальных вечерах. Тот же Львов вспоминал, что за несколько минут перед концертом заходил в кабинет к императору, чтобы «проиграть с ним его партию».
С Николаем I связан и смешной эпизод, случившийся со знаменитым венгерским музыкантом Ференцом Листом. То ли Николаю надоела его игра, то ли отвлекли государственные дела, но во время придворного концерта он стал разговаривать со своим адъютантом. Самолюбивый Лист сразу же прекратил играть. Николай заметил это и спросил: «Отчего вы остановили игру?». Лист с подтекстом ответил: «Когда Ваше Величество разговаривает, все должны молчать». Николай I с минуту посмотрел на хорошо оплаченного европейского лабуха и, не повышая голоса, произнес фразу, которая вошла в историю мировой музыки: «Господин Лист, экипаж вас ждет». Больше Листа ко двору не приглашали — в шесть часов ему приказали покинуть Петербург.
Музыкальный дар от отца вместе с империей унаследовал и сын Николая I, Александр II. Этот царь любил играть на фортепиано. Отличаясь веселым нравом, он лично исполнял для очередной любовницы какую-нибудь веселую мелодию, а потом по-гвардейски валил ее в постель. Добрый был человек! Широкой души!
А из его сына — добродушного увальня Александра III — получился целый человек-оркестр. Игрой на духовых инструментах этот царь увлекся чуть ли не в колыбели! В 1847 году, когда ему шел только третий год, маленький Саша попросил купить ему «настоящую трубу» — «чтоб играла». Воспитатель царевича нашел в игрушечной лавке детскую трубу из цинка, которую малыш, по свидетельству современников, «буквально не выпускал изо рта». Вскоре к нему присоединились еще и младшие братья, так что весь дворец буквально гудел от духовой музыки. Вскоре к подрастающему наследнику и великим князьям присоединилось еще несколько малолетних меломанов. Так возникло «общество любителей духовой музыки», которое первоначально называлось «хором царевича Александра Александровича». Дядя — великий князь Николай Николаевич-старший — играл в этом оркестре на барабане, остальные члены семьи и офицеры лейб-гвардии Егерского полка дули в трубы. Став царем, Александр III спонсировал Чайковского, назначив ему пенсию в три тысячи рублей в год. Это равнялось годовому профессорскому жалованью. Известна и историческая фраза, которой этот царь отозвался на смерть великого композитора: «П…сов у нас достаточно, а Чайковский один!». Как видим, мудрый император прекрасно понимал, что никакой связи между сексуальной ориентацией и одаренностью не существует, иначе все геи были бы Чайковскими.
Любил Александр III и попеть. На фотографиях он выглядит могучим богатырем с окладистой бородой. А пел партии второго тенора. Жаль, записей не осталось. Очевидцы уверяли, что пел царь отменно, но как теперь проверишь? Ведь подхалимов хватало во все времена.
Последний царь Николай II умел играть на фортепиано, но делал это редко. Зато любил ходить в оперу и балет. Впрочем, балетомания была общим увлечением тогдашней элиты. На балет ходили выбирать любовниц. Длинные платья той эпохи не позволяли рассмотреть женщину во всех подробностях. Попросту говоря, тебе могли впарить затянутый в корсет дамский скелетик с подложенным ватой задом и костями вместо ног — ведь задирать юбку невесте перед тем, как вести ее под венец, было не принято. Единственным местом, где не существовало табу на голое тело, оставался театр. С помощью бинокля ты мог подобрать себе любовницу прямо на сцене. Именно для этого Чайковский, умевший, несмотря на свою нетрадиционную ориентацию, угодить вкусам гетеросексуальных высокопоставленных зрителей, ввел в свой балет танец маленьких лебедей. Его исполняли девочки, только что окончившие балетную школу — на самом взлете. Тут их и разбирали господа офицеры. А партия примы обычно доставалась любовнице кого-нибудь из великих князей. Именно поэтому на императорской сцене так долго царила Матильда Кшесинская, которую открыл для искусства юный Николай II, передав ее после женитьбы на Александре Федоровне, своему дяде Сергею Михайловичу. По совместительству, этот великий князь управлял еще и артиллерийским ведомством. Из-за такой раздвоенности интересов русская армия вступила в Первую мировую войну, как говорили остряки, «с хорошим балетом, но без тяжелой артиллерии», что роковым образом сказалось на судьбе династии.
Пытаясь создать из Николая II образ антинародного злодея, за годы советской власти тщательно вымарывали все, что могло вызвать к нему простую симпатию. К примеру, нигде не упоминали, что, кроме оперы, последний император больше всего любил слушать игру на обычной трехструнной балалайке. Царская семья довольно часто тешила себя таким неприхотливым развлечением в исполнении матросов своей яхты «Штандарт» или казаков конвоя.
Кстати, Николай II был отличным спортсменом. Кроме верховой езды, он замечательно играл в теннис и греб. Сохранились фото императора с голыми руками — они демонстрируют отлично развитую сухую мускулатуру с выраженными бицепсами и дельтами. Даже на пятом десятке император пребывал в замечательной физической форме — нашим обрюзгшим в массе своей политикам с ярко выраженными животами и двойными подбородками, мясистыми затылками и защечными мешками хоть в этом стоило бы у него поучиться. Ведь эти господа сегодня — лицо Украины.
А для этого стоило бы вспомнить некоторые секреты царской кухни. Известно, что Николай II придумал закусывать коньяк ломтиком лимона в сахаре. Это действительно выдающееся изобретение. Но полный рецепт этой закуси чуть-чуть сложнее: Его Величество макали ломтик лимона не только в сахар, но еще и в мелко перетертый кофе. Вот это и есть вся полнота вкуса настоящей николашки. Только кофе нужно выбирать качественный — не из дешевых сортов.
Много в царской семье не ели. Зато ели вкусно и изысканно. Для примера приведу настоящий рецепт салата оливье, котором баловала свои желудки династия. Он сильно отличается от привычного большинству из нас: «Два рябчика, телячий язык, четверть фунта (100 г) черной паюсной икры, полфунта свежего салата, шейки 25 вареных раков, полбанки маринованных пикулей (маленьких, с дамский пальчик, огурчиков), два свежих огурца, полбанки сои, четверть фунта каперсов (нераспустившихся бутонов ароматного средиземноморского растения) и пять яиц вкрутую». Заметьте: никакого майонеза!
Особой сдержанностью в еде отличался неоднократно оболганный декабристо- и шевченкофилами Николай I. Французский художник Орас Верне, приглашенный работать в Россию царской семьей и много ездивший вместе с этим царем по стране, оставил такое свидетельство: «Император великий трезвенник, он ест только капустный суп с салом, мясо, немного дичи и рыбы, а также соленые огурчики. Пьет одну воду». Николай I уважал гречневую кашу и любил пить черный чай с сухариками, которыми угощал во время докладов своих подчиненных. Он требовал, чтобы за обедом никогда не было больше трех блюд. Такой же простотой отличался этот царь и в одежде. Он спал, укрываясь простой солдатской шинелью. Под ней же и умер.
Романовы не были врагами технических новшеств, как их изображали в советские времена, навязывая миф о «вековой технической отсталости царской России». Показательный пример: за весь советский период так и не сумели построить ни одного линейного корабля. Дважды пытались — перед Великой Отечественной и после нее, но так и не смогли довести дело до конца. Поэтому главной ударной силой советского флота в сталинский период так и остались построенные при Николае II три линкора-дредноута. Если царская Россия покупала проекты кораблей за рубежом, то точно так же действовала до войны и Россия Советская — легкие крейсера «Киров» и «Максим Горький» были построены по «фашистскому» итальянскому проекту, лидер эсминцев «Ташкент» купили у Муссолини, а тяжелый крейсер «Таллин» — у Гитлера. Чем это лучше покупки при Николае II турбин для знаменитого эсминца «Новик» в Германии или постройки крейсера «Варяг» в США?
Николай II интересовался всеми техническими новинками. Он замечательно фотографировал, на себе первом испытывал удобство солдатского снаряжения, любил автомобильную езду. Фотографировать умела также и мать последнего царя — Мария Федоровна. Одной из первых в России в конце XIX века царская семья освоила велосипед. Есть экземпляр велосипеда Александра III — еще не нынешний, а с огромным передним колесом. Как этот гигант на него взбирался, не очень ясно. Но взбирался и ездил! Кондиционером императорская фамилия пользовалась еще при Александре II — для одного из первых царских поездов была спроектирована специальная система ветродуев-холодильников. В них воздух попадал через воздухозаборники в специальные ящики с трубами, обложенными льдом с солью, и только после этого проходил в вагоны. Даже в самые жаркие дни температура в поезде не превышала 20 градусов.
В конце концов характерно, что первыми автомобилями Ленина стали после революции «Роллс-ройс» и «Делоне Бельвиль» из царского гаража. А императорскую яхту «Штандарт» большевики переделали в минный заградитель «Марти», чтобы надежнее отгородиться от внешнего мира.
НАЧАЛО: Истории от Олеся Бузины: Жить по-царски! Часть 1.
Олесь Бузина, 5 августа 2012 года