Истории от Олеся Бузины: мужские корни женского дня
Бой-баба Цеткин. Жила за счет миллионеров и революционеров
Официальная «мать» 8 Марта Клара Цеткин ни дня не работала и высасывала мужчин, как косточку.
8 Марта — день, которого женщины в бывшем СССР ждут больше, чем Новый год. Все с детства знают: это Международный женский день! Если честно, то не совсем международный. И не совсем праздник. Кроме постсоветских, как выходной он фигурирует в календарях только таких стран, как Гвинея-Бисау, Уганда, Вьетнам, Непал, Куба, Монголия, Буркина-Фасо, Замбия. Европа, за исключением Черногории, Сербии, Хорватии и Латвии, его не знает. Соединенные Штаты о дне «международной женской солидарности» даже не вспоминают. А на Мадагаскаре 8 Марта выходной только для женщин. Мужчины там в этот день работают, а дамы отмечают свой праздник в узком кругу, что, на мой взгляд, является проявлением дискриминации уже по отношению к сильному полу. Ведь для справедливости нужно еще и «мужской» день вводить, в который женщины работают, а мужчины отдыхают. Впрочем, это не единственный смешной парадокс, связанный с 8 Марта.
В Советском Союзе утверждали, что праздновать 8 Марта предложила в 1910 году немецкая социал-демократка Клара Цеткин на Второй международной женской конференции в Копенгагене. Якобы в честь марша женщин в Нью-Йорке в 1908 году. Предложить-то, предложила, только ничего о конкретной дате не сказала. И даже Нью-Йорк не вспомнила! Да и вообще мероприятие, где выступала Цеткин, было не так женским, как политическим. Официально «симпозиум» назывался Международной конференцией женщин-социалисток. Проходил он в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, объединявшего различные подрывные группы, которые ставили целью разрушение в Европе монархического строя и традиционных ценностей.
Делегатки туда собрались буйные, каждая со своим видением преображенного будущего. Поэтому в 1911 году первый в мировой истории Женский день в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии отпраздновали, по предложению не Клары Цеткин, а ее конкурентки по подрывной деятельности Елены Гринберг. И не 8-го, а 19 марта! С какой, спрашивается, радости? А это в честь Мартовской революции 1848 года в Берлине! Кто теперь помнит ту «революцию», успешно подавленную войсками прусского короля?
Да и в начале XX века ее плохо помнили. Вот и напоминали, как умели! Так что история с внедрением женского дня началась как обычная политическая кампания, организованная партией социал-демократов. Протестующие женщины в Европе тогда были в новость. Чтобы привлечь к себе внимание, им еще не надо было даже грудь обнажать, как нашим «феменкам». Достаточно было просто ходить по улицам, тряся социалистическими лозунгами и требуя женского равноправия. Походят, погалдят, попьют пивка — и внимание общественности обеспечено. Заодно и вождям СДПГ (Социал-демократической партии Германии) галочка: прогрессивные женщины — за наши идеи!
В общем, Клара Цеткин имела ко всей этой пропагандистской кампании косвенное отношение. А в историю она попала только потому, что дружила с Лениным, партия которого победила в октябре 1917-го в России, отменила историю прежнюю и написала вместо нее революционную, распределив на все видные роли своих приятелей и подружек. Так чудесным образом Клара Цеткин, что-то где-то предложившая, (а она постоянно сыпала предложениями по любому поводу, как и положено женщине!) неожиданно оказалась матерью-основательницей Международного женского дня, а имя Елены Гринберг, с Лениным не дружившей, было прочно забыто.
Однако на Кларе Цеткин, тоже имеющей немалые заслуги перед женщинами и мировой революцией, следует остановиться подробнее — как на характерном примере борчихи за женские права. Боролась Клара в основном за счет спонсировавших ее мужчин. Она родилась в 1857 году в Саксонии, в семье учителя приходской школы. Настоящая фамилия Клары была не Цеткин, а Эйсснер. Немецкие учителя в те времена были людьми строгими. А Клара с детства любые строгости не переносила и папашу своего ненавидела, хотя он и платил за обучение дочери в частном, как сказали бы теперь, «колледже» в Лейпциге.
В Лейпциге, вместо того чтобы учиться, Клара снюхалась в какой-то подворотне с эмигрантом из России Осипом Цеткиным – еврейским юношей с одесскими корнями. Опасный молодой человек с бородой, замышлявший убийство САМОГО ЦАРЯ, произвел на нее неизгладимое впечатление. Обнялись, поцеловались и решили не расставаться до самой смерти. Когда Осипа выгнали еще и из Германии «как нежелательного иностранца», Клара бросилась за ним в Париж и отдалась там всем, чем было, — пламенной душой и горячим телом.
Осип Цеткин. Умер, не вынеся сексуальных аппетитов Клары
Некоторое время парочка жила, как голубки. Осип пописывал что-то в радикальные газетки. Клара, если верить ее официальной биографии, которой лично я не верю, стирала в богатых семьях, а заодно «брала уроки революции» у дочери Карла Маркса. Потом товарищ Цеткин умер — по той же официальной версии, от туберкулеза, а по неофициальной — от ненасытного сексуального аппетита Клары. Как бы то ни было, в наследство супруге он оставил только звонкую фамилию и двух детишек. Нужно было самостоятельно зарабатывать на жизнь. Ушлая Клара вернулась в Германию, переспала с владельцем электротехнического концерна Робертом Бошем и развела того на бабки, уговорив финансировать ее газетенку для женщин под названием «Равенство». Для богатого буржуя Боша это были сущие копейки. Чего не сделаешь ради «свободной» женщины, с которой имеешь хороший секс?
Эта революционно-контр¬революционная идиллия продолжалась до 1897 года, когда главная феминистка Германии влюбилась в студента художественной академии Фридриха Цунделя. Так возник еще один идейный альянс Цундель — Цеткин. Цунделю на момент знакомства было двадцать два, Цеткин — сорок! Вскоре парочка поженилась. Жили за счет Цунделя. Молодой студент оказался очень востребованным и трудолюбивым художником. Он писал один за другим портреты богачей на заказ, а Клара эти деньги вкладывала в недвижимость. Стареющая прохиндейка вела вполне буржуазный образ жизни — прикупила себе домик под Штутгартом, разъезжала по Германии на купленном за счет мужа шикарном автомобиле и выступала на различных женских форумах, пропагандируя равные права женщин на труд. К 1914 году она так задолбала своего Цунделя, что он сбежал от нее на войну и прятался там в окопах от опостылевшей супруги четыре года — лишь бы не возвращаться к домашней ведьме!
Официально партийные товарищи Клары по СДПГ объяснили публике этот инцидент как «идейные расхождения» — дескать, подлец Цундель поддержал агрессивную политику реакционного германского кайзера, а «прогрессивная» Цеткин выступила за мир во всем мире. Но мы-то понимаем, до какого состояния нужно было довести молодого, здорового мужика, чтобы жизнь под снарядами и пулями показалась ему легче, чем семейная тирания жадной социал-демократки!
Владимир Ленин. Любил гостить в буржуазном логове фрау Цеткин
Вернувшись с войны, Цундель бросил Клару, а она с горя стала депутатом Рейхстага, поступив на содержание к немецкому народу, и жировала за бюджетный счет, пока к власти абсолютно демократическим путем, победив на выборах, в 1933 году не пришли нацисты во главе с Гитлером! После этого прискорбного факта (как же так могла сплоховать передовая западная демократия?) Клара сразу же пересела на шею уже советскому народу, эмигрировав в СССР. И там умерла в Архангельском под Москвой — не по причине происков коварного Сталина, а из-за крайней изношенности организма, ослабленного революционно-любовными приключениями.
К 8 Марта советская пропаганда привязала Клару Цеткин искусственно. Саму же дату выбрали в 1921 году, хитро приурочив ее к 23 февраля (8 марта по новому стилю) как напоминание о женской «демонстрации» в Петрограде, с которой якобы началась Февральская революция, свергшая самодержавие. На самом деле «демонстрация» была обыкновенной очередью в булочную. Но в качестве выходного дня 8 марта было отмечено в СССР только при добряке Брежневе в 1966 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета. «Дай-ка сделаю что-то бабам приятное», — подумал, видимо, Леонид Ильич и провел с товарищами по ЦК соответствующее решение. Так и возникла мартовская сказка о похотливой Кларе, из которой цензура убрала все пикантные подробности ее подлинной жизни за счет мужчин, от Осипа Цеткина до Фридриха Цунделя. Ведь как-то неудобно было признавать, что изобретательницей Международного женского дня была обыкновенная… содержанка.
Олесь Бузина, 7 марта 2012 года