Истории от Олеся Бузины: от дивана до Майдана
Украинский казак. Все у него турецкое — кобза, жупан, сабля, шаровары и даже люлька с тютюном
Все самое нужное в нашей жизни изобретено на Востоке.
На протяжении как минимум пяти последних столетий мир был европоцентричен. Запад мыслил себя центром мировой цивилизации. Отправную точку этого взлета высчитать легко: в самом конце XV столетия португальские и испанские судостроители научились делать корабли, способные пересекать океаны, а в Германии Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Началась эпоха Великих географических открытий и книгопечатания. Информационный бум, который она породила, не иссяк до сих пор. Европейцы открыли Америку, подвергли сомнению существование Бога, научились пользоваться паром и электричеством, пришли к выводу, что ведут свой род от обезьяны, а не от Адама и Евы, свергли монархов, которые правили ими со времен падения Римской империи, а уцелевших королей так ограничили в правах, что из владык всего сущего они превратились в государственные символы наподобие герба и гимна — только улыбающиеся на официальных церемониях. Автомобили и танки, атомная бомба и компьютеры, бормашина, способная просверлить дырку в больном зубе, радио и телевидение настолько вознесли человека Запада в своих глазах, что на весь остальной мир он стал смотреть только свысока.
ПЕРЕДОВОЙ ВОСТОК. Но так, повторяю, было не всегда. Не просто годы, а долгие столетия и даже тысячелетия (!) европейцы были всего лишь послушными учениками Востока. Это можно почувствовать даже сегодня, не выходя из комнаты. Мы поднимаемся утром с дивана, который пришел в нашу жизнь из Турции, завариваем кофе, проникший в Европу из далекой Аравии, обуваем башмаки (еще одно турецкое слово в нашем лексиконе!), смотрим на календарь, чтобы узнать дату, и видим, что она написана АРАБСКИМИ цифрами и, спустившись на улицу, садимся в свой автомобиль, который заправлен бензином, произведенным из нефти (русское «нефть» — слово персидское, а украинское «нафта» имеет тот же корень, только пропущенный через греческий язык, в котором название этой субстанции звучит точно так же, как и в нашей «державной мове»). Мало? Хорошо, тогда пропустите после работы стаканчик алкоголя (от арабского «аль-кухль») и пойдите покайтесь в церковь, где вас ждет принесенный с Востока Бог.
Идея единобожия, которую часто ошибочно связывают с иудаизмом, зародилась в Египте. Моисей, бежавший со своим племенем из «египетского плена», только вывез ее оттуда. В XIV веке до н.э. фараон Аменхотеп IV провел величайшую по своей революционности в истории человечества религиозную реформу. Он запретил всех прежних египетских богов и ввел вместо них одного единственного — Атона. Этот бог олицетворял собой солнечный свет, породивший все сущее, и даже изображался с нимбом вокруг головы. Себя фараон объявил сыном Атона и взял новое имя — Эхнатон, что в переводе означало «полезный Атону». Особенно рьяной сторонницей нового культа стала жена правителя Египта — Нефертити, профилем которой мы до сих пор любуемся. И хотя после смерти этой супружеской пары египтяне вернулись к прежним богам, Моисей позаимствовал это «еретическое» на тот момент учение в Египте. Единобожие стало единственной религией иудеев.
В I веке н.э. в результате столкновения иудаизма с эллинизмом и цивилизацией Древнего Рима возникло христианство. Иисус Христос, по религиозным иудейским представлениям, — преступник, изгнавший торговцев из храма Соломона, стал основателем первой мировой религии. Но в основе ее лежало все то же древнеегипетское единобожие, прошедшее через еврейские руки. И древние германцы, поклонявшиеся Одину и Тору, и славяне, приносившие жертвы Перуну и Святовиду, восприняли нового бога из глубин Азии. Христос, пленивший сердца фразой: «Несть ни эллина, ни иудея», пришел с Востока. Отбивая поклоны в храмах, западные христиане даже не задумывались о глубоких «египетских» корнях отца сына Божьего, который стал для них светом, как Атон для Аменхотепа IV.
Настоящий турецкий диван. От него произошли все европейские «мебеля» с таким названием
ХЛЕБ ПРИДУМАЛИ В ИРАКЕ. В церкви мы вкушаем хлеб как символ тела Христа. Но ничего бы не вкушали, если бы примерно в 8 тысячелетии до н.э. кто-то в междуречье Тигра и Евфрата не догадался не только собирать зерна диких злаков, но и сеять их. До сих пор спорят, что тамошние люди начали возделывать раньше — ячмень или пшеницу? Но точно известно, что любимой Виктором Ющенко трипольской культуры тогда еще не существовало. Носители ее пришли через всю Малую Азию и Балканы на территорию современной Украины и принесли с собой земледелие. Не будь «отсталого», «азиатского» Востока, не было бы у нас сегодня на столе каравая! И пива бы мы не пили. Это сегодня в мусульманских странах пиво — табу, но изобрели его все те же древние шумеры, жившие между Тигром и Евфратом. Они же придумали такую нужную для каждого любителя коктейлей вещь, как соломинка. Причиной этого изобретения было все то же пиво. Шумеры еще не умели его процеживать, и поэтому пили через соломинку, благо соломы у них как у первой земледельческой цивилизации хватало! Удивительно вьются пути истории: чем бы стучали по столам нацисты в Мюнхене во время пивного путча, если бы маленькие, смуглые, носатые, совершенно не похожие на «сверхчеловеков» шумеры, смахивавшие внешне на толкиеновских хоббитов, не догадались за десять тысячелетий до Гитлера сеять ячмень и варить из него пиво?! Вот вам и Восток! Не будь его, ни хлеба не поесть, ни пива не попить, ни Богу помолиться!
Турецкие борцы XVI века. Усы и прически запорожских казаков пришли к нам с Востока
Взглянем на изображение запорожского казака, как его рисовали на народных картинках-мамаях. Вот он сидит, поджав под себя ноги по-турецки. Он одет в привезенные из Азии шаровары. На плечи его накинут жупан — одежда тоже отнюдь не исконно украинская. И даже не… мужская. Турецкие женщины не носили юбок, предпочитая им шаровары из шелка, бархата или сукна, а в качестве верхнего одеяния они круглый год носили на себе длинную блузку, которая называлась «жюпон». Во время одного из набегов на Стамбул кто-то из наших предков прихватил не только шаровары, но и этот самый «жюпон» вместе с турчанкой. Турчанку — под себя, жюпон на себя, и в результате мы получаем горбоносых запорожцев с лихо закрученными турецкими усами в этих самых жупанах.
Сабля, которой вооружен казак Мамай, принесена в наши степи тюркскими племенами. Она появилась на Востоке в VII веке как оружие кавалериста. Европейцы рубили противника тяжелыми мечами. Азиаты сообразили, что с коня лучше всего наносить скользящий удар с оттяжкой. Они искривили клинок и облегчили его. Получилось очень удобное оружие, завоевавшее буквально весь мир. Но для того, чтобы выковать его, нужен был металл куда более высокого качества, чем европейский. До XIX столетия лучшие клинки производили на Востоке. Лишь при Николае I русские мастера в Златоусте разгадали секрет дамасской стали. А те сабли, которыми вооружались наши запорожцы, были импортными — их завозили из Турции или Ирана.
Булавы и сабли турок из музея «Царское село», захваченные солдатами Потемкина и Суворова
Рядом с казаком на картинке — оседланный конь. Чтобы вскочить в его седло, нужно поставить ногу в стремя. Стремена проникли в Европу только в VI веке, когда через украинские степи в Венгрию прорвалось племя аваров. Изобретение аварами стремени было поистине эпохальным событием. Именно оно дало возможность королям Европы обзавестись тяжелой кавалерией — рыцарями. Ездить верхом можно и без стремян. Но для того, чтобы нанести сокрушающий удар копьем или мечом, нужно иметь опору для ног. Стремя, принесенное из глубин Азии, дало кавалеристам такую опору.
И, наконец, хохол на выбритой макушке — оселедец. Эта прическа, до того, как стать украшением головы запорожского казака, встречалась у всех тюркских кочевых народов, населявших Великую Степь. От древних тюрок произошли и печенеги, и половцы, и нынешние турки. Славяне первоначально носили длинные волосы. Хохол на голове был знаком близости к степи. Кроме запорожцев, у нас его никто не носил — ни крестьяне, ни купцы, ни шляхта. Зато многие турки на рисунках европейских путешественников носят такие же прически, как наши сечевики.
ТУРЕЦКИМ БЫЛО ВСЕ! Мы вообще недооцениваем влияние той же Турции на моду предков украинцев в Средние века. Не только Украина, но и вся Польша и Венгрия одевались по турецкой моде и стремились подражать стране султана. Знаменитые крылья польских гусар, без которых не обходится ни один фильм Ежи Гофмана, впервые появились за спинами татарских всадников. В XVII веке большую часть модной одежды привозили в наши края из Турции — точь-в-точь, как в 90-е годы, когда в Стамбул отправлялись целые суда с нашими челноками! В описании галицкого города Жолква о модах его жителей в 1632 году сказано: «Граждане носили тогда одеянье турецкое».
Кобзарь-янычар. В его руках «кабыз», который стал на Украине кобзой
И, наконец, кобза, струны которой перебирает казак. Этот инструмент пришел к нам вместе с половцами. Знали его и турки. Есть множество изображений янычар, играющих на кобзах. На различных тюркских диалектах ее название звучало «кабыз» или «капуз». Да и само слово «казак» тоже восточное, тюркское. Казаками половцы и татары называли своих разбойников. Первыми казаками в украинских степях были половцы и татары. Татарские казаки встречаются в летописях на несколько столетий раньше украинских!
Так что же славянского на запорожце? Пожалуй, только сорочка. Снимите с него все, что подарил ему Восток, он останется в буквальном смысле без штанов! Даже курит казак турецкую глиняную трубку, вставляя в рот чубук. «Чубук» — очередное заимствование из языка татар. А в люльке — турецкий же «тютюн». Впоследствии и на Украине научатся лепить такие люльки и даже выращивать табак. Но первые образцы их привезли из Крыма. В моей коллекции есть глиняные трубки как татарские, так и украинские. Можете сравнить — почти никаких различий!
Украинская люлька (справа) произошла от татарской. Только размер ее со временем стал больше
Если же вспомнить такие турецко-татарские слова, как «кош», «атаман», «есаул», «бунчук», то получится, что буквально вся жизнь запорожца проходит в турецкой языковой стихии. Его язык — это русско-турецкий суржик. Даже ест он с товарищами из «казана», а сидит на «кылыме» — ковре.
В Средние века мусульманский восток обладал тем, чего не хватало Европе — разнообразием. Столица арабских халифов — Багдад — была центром мира. В VIII—IX веках тут жили лучшие ученые и творили самые изысканные поэты. Страна халифа Харуна-аль-Рашида недаром породила сказки «Тысяча и одной ночи». Гарем восточного владыки выглядел не менее разнообразно по богатству расовых типов, чем ночной клуб в нынешнем Нью-Йорке. В составе «Тысячи и одной ночи» сохранилось «Сказание о йеменце и шести невольницах» — белой, коричневой, желтой, черной, худой и полной. Хозяин гарема предлагает шести красавицам спорить друг с другом по парам, расхваливая себя и ругая свою противоположность: негритянке с монголоидкой («желтой»), белой — с коричневой (то есть, мулаткой), а худощавой — с упитанной.
Восточный гарем. Отличался всеми цветами и оттенками кожи красавиц — расизма там не ведали
Но чтобы свезти все это генетическое разнообразие в одно место, нужно было поистине править миром. Так и было. Арабский дирхем являлся в те времена такой же мировой валютой, как ныне доллар, а цена красивой рабыни для гарема доходила в Багдаде до тысячи динаров. Каждый динар состоял из 10 дирхемов, а каждый дирхем весил 3,9 грамма серебра. Умножим 3,9 на 10, а потом еще на 1000 и получим 39 кг серебра! Вот сколько стоила тогдашняя «топ-модель»! А в гареме их могло быть несколько сотен — целый «банк»!
Пока халифы и их приближенные коллекционировали красавиц со всего света, арабские ученые спасали для будущей мировой цивилизации наследие античной философии. Почти все тексты Аристотеля, которые мы знаем, дошли до нас через посредство арабских переводов. Франкам, готам и вандалам, завоевавшим западную половину Римской империи, Аристотель был не нужен. Они даже Библию не читали — только слушали выдержки из нее в церкви. Старинные списки сочинений греческих философов были в это время в Европе уничтожены монахами так тщательно, словно их съели мыши.
АРАБЫ ДАЛИ ЗАПАДУ АРИСТОТЕЛЯ. Но больше повезло восточной половине Римской империи — Сирии, Палестине и Египту. Ее завоевали все те же арабы. В свободное от гаремных радостей время они любили тогда поразмышлять о смысле жизни. Тексты древнего грека Аристотеля и его коллег оказались для этой цели более чем подходящими. Только в эпоху Крестовых походов европейцы снова узнают «своего» европейского философа, которого спасли для них от забвения потомки аравийских кочевников.
Помните египетского фараона Аменхотепа IV, который впервые ввел единобожие, утвердив культ солнечного Атона? Иудейский монотеизм, усвоенный от египтян евреями, вступив в контакт с западными культами, породил христианство, а от контакта иудаизма с верованиями людей Востока возникло мусульманство. Первоначально Мухаммед требовал от своих последователей поклоняться в сторону Иерусалима, а не Мекки. И только когда иудеи не признали нового религиозного реформатора, священным городом для него стала Мекка. Но библейские сказания с пророками Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом) известны мусульманам точно так же, как христианам и иудеям. Три религии, рожденные на Востоке, не только разъединяют, но и объединяют ныне весь мир. Поэтому выражение: «Солнце встает на Востоке» говорит не только о географии, но и о нашей душе. Так почему же многие из нас так стремятся на Запад? Ведь в эту сторону в древности укладывали головой только… мертвецов.
Олесь Бузина, 10 февраля 2012 года