Главная Истории от Олеся Бузины Истории от Олеся Бузины: Спасите князя Владимира!

Истории от Олеся Бузины: Спасите князя Владимира!

Князь Владимир. Размышляет, долго ли ему над Днепром стоять осталось? Ржавчина
сердце точит
Князь Владимир. Размышляет, долго ли ему над Днепром стоять осталось? Ржавчина сердце точит

Статуя князя Владимира сползает в Днепр. Ющенковские вандалы осквернили памятник Богдану Хмельницкому. Не в лучшем состоянии и остальные киевские скульптуры

Первыми забили тревогу реставраторы и киевоведы. 16 июля 2010 года инициативная группа в составе завотделом Музея истории Киева Виталия Ковалинского, кандидата технических наук Юрия Маслова, профессора Национальной Академии изобразительного искусства Александра Минжулина и реставратора-антиквара Сергея Соколова обратилась к заместителю мера Киева Александру Попову с отчаянным письмом. Проведя внешний осмотр монумента Святого Владимира в Киеве, они установили, что "бронзовые и чугунные составные части памятника, соединенные между собой стальными элементами крепления, вследствие электрохимической и атмосферной коррозии пришли в негодность, что угрожает деструкцией и разрушением общей конструкции и внутренних креплений памятника".

Статуя Святого Владимира была установлена на Владимирской горке еще в 1853 году. Ее отлили из бронзы по повелению императора Николая Первого на добровольные пожертвования уральских купцов. Восьмигранный цоколь памятника изготовили из чугуна. Барельефы и некоторые детали декора тоже из бронзы. Скрепили конструкцию стальными болтами. Для середины ХІХ века это было настоящее техническое чудо. Только высочайшее качество работы позволило конструкции простоять практически без ремонта более полутора веков, пережив две мировые войны и одну гражданскую. При этом нужно учесть, что князь Владимир стоит на оползнеопасном склоне, подмываемый грунтовыми водами, а каждую весну — еще и талыми — обильно стекающими с высокого киевского холма.

Болт крепления. Проржавел почти насквозь. Фото: Е.
Морин
Болт крепления. Проржавел почти насквозь. Фото: Е. Морин

Место для памятника — более чем опасное. В мире совсем немного статуй, которые располагались бы на такой сложной "подкладке". Но создатели монумента — скульпторы Демут-Малиновский и Клодт, а также автор постамента архитектор Тон — учли и это. На Владимирской горке проделали гигантские работы по укреплению склонов и дренажу. Еще без всякой техники тысячи землекопов одними лопатами создали систему террас. Сам же памятник его авторы спроектировали таким образом, что избыток влаги, просачиваясь в него снизу через фундамент, и конденсат испарялись естественным образом через специальные вентиляционные отверстия.

Однако в последние годы с монументом начали происходить странные вещи. Даже невооруженным взглядом было заметно, что некоторые архитектурные детали буквально отслаиваются от постамента. В местах, где чугун соприкасается с медью, появилась ржавчина. Кроме того, однажды особо внимательные зрители заметили, что звезда ордена Святого Владимира, изображенная на постаменте, почему-то "перевернулась" вверх ногами. Заглавные буквы "СРКВ" в центре ее, означающие "Святой Равноапостольный Князь Владимир", можно прочитать только из космоса, или перевернув фотографию памятника вверх ногами.

С чего бы это началась такая чертовщина? Стоял памятник нерушимым символом "матери городов русских" и вдруг начал стремительно дряхлеть… И тут вспомнили о советской реставрации монумента, которую провели аккурат к его столетию — летом 1953 года, сразу после смерти Сталина. Тогда очень спешили "подмазать" все и вся к 300-летию воссоединения Украины с Россией. И заодно "обновили" Владимира. Да так, что лучше бы вообще к нему не прикасались.

Сергей Соколов. Фото: Е. Морин
Сергей Соколов. Фото: Е. Морин

Это выяснилось уже в минувший понедельник, когда та же инициативная группа реставраторов во главе с Сергеем Соколовым по заданию Киевского управления охраны памятников вскрыла чугунную плиту и забралась внутрь монумента. Там их ждало важное открытие: те, кто подновляли в 1953 году Святого Владимира замуровали все вентиляционные отверстия и обложили все, что можно под чугунными плитами, низкокачественным кирпичом на цементном растворе. "Причем цемент тогда явно украли", — пошутил Соколов. Через два дня, в среду, внутрь гибнущего архитектурного шедевра пролезла в буквальном смысле слова и комиссия столичного Управления по охране памятников вместе с ее главой Русланом Кухаренко. Господин Кухаренко прибыл на место трудового подвига в шикарном чиновничьем джипе рядом с персональным водителем, облаченный в "скромную" футболочку с маркой BURBERRY на спине (знаменитая британская фирма — поставщик королевской армии, присутствующая на рынке с 1856 года). Футболку ценного бренда ради спасения Крестителя Руси от коррозии Руслан Иванович не пожалел и, бодро перевернувшись на спину, полез с коллегами в утробу памятника.

Работает комиссия. Г-н Кухаренко не пожалел
футболочку фирмы BURBERRY — ровесницы монумента. Фото: Е. Морин
Работает комиссия. Г-н Кухаренко не пожалел футболочку фирмы BURBERRY — ровесницы монумента. Фото: Е. Морин

Цену его самоотверженности мы оценили чуть позже, когда вместе с фотокором и сами забрались в цоколь через ту же нору. А пока подождали комиссию снаружи. Обошли с фотокором монумент кругом. Да, плохи дела — декоративная бронзовая каемка возле звезды просто отваливается...

РУСЛАН КУХАРЕНКО: "ЧЕРТЕЖИ ЕЩЕ НЕ НАЙДЕНЫ"

Как только начальник управления по охране памятников показался из лаза, мы задали ему несколько вопросов.

— Руслан Иванович, как "самочувствие" святого?

— Мы залезли внутрь, так как в киевских архивах нет данных, как памятник строили. Конструкторские чертежи должны быть в Петербурге. Мы посылали туда запросы, но документы там еще не нашли — 1853 год, когда установили статую, очень далек от нас. Памятник, как мы выяснили, стоит на огромном кирпичном столбе — кирпичик к кирпичику под расшивочку, шов не пять миллиметров, как обычно, а всего три. Великолепная кладка! Хотя ее никто не видит, но сделано настолько качественно, что любо-дорого глядеть. Детали цоколя — чугунные, закреплены на огромных болтах и гайках. Все это покрыто коррозией. Степень коррозии мы должны выяснить.

— А что, на первый взгляд, нужно будет предпринять?

— В 1953 году памятнику сделали капитальный ремонт и заложили вентиляционные отверстия, которые давали воздуху возможность выходить через них. Теперь там скапливается внутренний конденсат. Мы не знаем, на чем чугун стоит, и какое состояние между кирпичом и чугуном. Нужно сделать внутренний шурф и установить, какие фундаменты и зондажи. Мы думаем, что они кирпичные. Из бетона тогда обычно не делали. Но необходимо узнать, на какую глубину они заложены. Памятник — уникальный. Великолепное чугунное литье, собранное на огромных шпильках. Гайки заржавели. Нужно выяснить степень коррозии. Нашли мы и люк, которым пользовались для монтажа памятника, потому что этот, через который мы проникли, был проделан в советскую эпоху.

— Сейчас памятник в большой опасности?

— Если мы будем ежегодно проводить консервационные мероприятия, он простоит еще много лет. Но то, что мы увидели — отсутствие вентиляции, скапливание конденсатной влаги и капиллярный подсос из почвы — приводит к усиленной коррозии.

Руслан Кухаренко — главный по памятникам... Фото:
Е. Морин
Руслан Кухаренко — главный по памятникам... Фото: Е. Морин

...и его скромненький джип. Фото: Е. Морин
...и его скромненький джип. Фото: Е. Морин

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧРЕВО КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ

Другой дороги нет. Так приходится залезать внутрь
памятника. Фото: Е. Морин
Другой дороги нет. Так приходится залезать внутрь памятника. Фото: Е. Морин

Теперь наступает мой черед нырять внутрь памятника крестителю Руси. Снимаю рубашку. Надеваю вместо нее длинный рабочий халат. Голову мне повязывают платком, как у бедуина, чтобы не испачкался в строительном мусоре. Шурф узенький. Приходится лечь на спину и, отталкиваясь ногами, а руками одновременно цепляясь за край чугунной плиты, пролезать в едва заметную щель. Но в душе меня распирает от гордости. Еще бы! Ни один журналист тут никогда не был. Да и вообще мало, кто был: создатели памятника; те, кто проводил электрическое освещение креста в 1895 году; бригада ремонтников-бракоделов в 1953-м; реставраторы, вскрывшие этот лаз в понедельник, и комиссия, только что выбравшаяся наружу.

Реставратор Сергей Соколов шутит: "Все, заколачивайте лаз — Бузина уже внутри!" Но через минуту из шурфа показывается и его голова. Не выдержал — видимо, хочет, чтобы и его со мной заколотили.

Кабель освещения креста. Фото: Е. Морин
Кабель освещения креста. Фото: Е. Морин

В чугунном цоколе жарко, как в печи. Десять часов утра. Но снаружи температура уже больше 30 градусов — ужасная историческая киевская жара лета 2010-го, которую не помнят даже прадедушки старожилов! Особенно накалена та часть памятника, которая смотрит на Днепр. Ее вовсю жарит солнце — к чугунным плитам не прикоснуться. Не позавидуешь реставраторам, которым придется работать тут часами!

Наконец зажигают фонарь. Вот и круглый цоколь, уходящий в высоту. На нем стоит бронзовый Владимир. Кладка основания действительно потрясающая — между кирпичами тоненький, словно слой масла на бутерброде, цементный раствор. До чего же качественно строили при государе императоре Николае I! И как мало ценит официальная киевская власть этого влюбленного в наш город царя, благодаря которому тут появились и первый мост, и первоклассная крепость, и здание Александровской гимназии, где учился Булгаков, и этот памятник, проект которого был лично выбран царем! Семнадцать раз за свое царствование посетил Киев влюбленный в него император. И это во времена, когда из Петербурга сюда еще не было железной дороги. Даже сегодня поездом этот путь занимает 25 часов. Николай Павлович преодолевал его в тряской коляске, запряженной лошадьми. Представляете, как ему хотелось снова вернуться в Киев?

Лестницу забыли в 1953-м. Фото: Е. Морин
Лестницу забыли в 1953-м. Фото: Е. Морин

У стены стоит сгнившая деревянная лестница. Ее забыли строители в 1953-м — те самые, что испортили вентиляцию. А вот и покрытый толстым слоем пылищи провод, по которому проходит электричество в воспетый Булгаковым крест в руках древнерусского князя. И слой соли на кирпичах, оставленный испарившейся влагой, которая просачивается сюда из-под земли. Становится все жарче. Пора выбираться наружу. Просовываю в лаз ноги и, стараясь захватить поменьше пыли, выталкиваю себя из темноты в сияющее киевское утро. Хочется верить, что Владимира скоро приведут в порядок. Остается выяснить, кто перевернул вверх ногами орденские звезды? Вряд ли это была ошибка скульпторов. Обсудив ситуацию, приходим к выводу, что звезды неправильно присобачили при злосчастном ремонте.

БОГДАН — ЖЕРТВА "ПІДЛАБУЗНИКІВ" ЮЩЕНКО

"Тут был Витя". На камне нацарапано:
Ющенко — "гетман Украины". Фото: Е. Морин
"Тут был Витя". На камне нацарапано: Ющенко — "гетман Украины". Фото: Е. Морин

Фото: Е. Морин
Фото: Е. Морин

По словам Сергея Соколова, нуждается в срочном обновлении и памятник Богдану на Софийской площади. Он тоже составной. Рука с булавой была отлита отдельно и прикреплена на болтах. Сегодня она из-за коррозии крепления держится на честном слове — может отвалиться в любую минуту. С пером на шапке гетмана такое уже случалось. Несколько лет назад именно Соколов его и восстанавливал, применив метод гальванопластики. А кроме руки, больное место Богдана — сабля. В ветреную погоду ее буквально болтает из-за ослабевших креплений. Того и гляди, свалится кому-то на голову и "отрубит" ее.

Но, кроме времени, над Хмельницким издеваются еще и нынешние политиканы, стремясь примазаться к памяти великого человека. Рядом с оградой монумента какие-то подхалимы установили валун, на котором выбита надпись, что именно на этом месте Ющенко избрали (подумайте, какая важность!) "гетманом Украины". Просто "Тут был Витя", да и только! Эта "окаменевшая" куча, нагаженная под Богданом, стоит без всякого фундамента. В принципе, любой человек может подцепить ее краном и выбросить на свалку, как обычный мусор. Статуса памятника позорище не имеет. Кто притащил его сюда, за чьи деньги "изваял", стремясь выслужиться перед предыдущим президентом, не известно. На мой вопрос, кто под Богданом нагадил, глава Киевского управления по охране памятников Руслан Кухаренко ответил, что площадь находится не в его юрисдикции, и он разрешения на установку этого, с позволения сказать, "знака" не давал. Мол, эта территория относится к заповеднику Софии Киевской и подконтрольна Министерству культуры. Значит, продолжим расследование!

А киевляне уже проводят против кучи акции протеста. За то, чтобы снести ее, выступили несколько общественных организаций. А известный городской радикал Сергей Рулев, снимавший таблички с улицы Мазепы, недавно проводил акцию "Молитва за гетмана Юща". Надев вышиванку, трусы и собачий ошейник, он изображал Виктора Ющенко, а один из его единомышленников, нарядившись в форму солдата Советской Армии, играл "москаля". "Москаль" спрашивал Рулева — Юща: "Зачем вы всех своих собратьев продавали по много раз?" А тот отвечал: "Так то була наша велика національна ідея — проводили багатовекторний міжнародний політес". После чего расписался на камне: "Сало Україні!".

В Киеве совсем немного старинных скульптур. Кроме Владимира и Богдана, это Самсон на Контрактовой площади, бюст Глинки в Мариинском парке, бронзовый Александр II, скрытый от глаз во дворе Музей русского искусства, и маленький бюстик Пушкину, установленный в 1899 году на средства учеников Печерской гимназии (теперь в этом здании Автодорожный институт). Более-менее сносно чувствует себя только Глинка, хотя ему и пришлось вынести тяжелые испытания. Первоначально бюст стоял в Музейном переулке возле музыкальной школы. Во время войны школа сгорела, а Глинка "взобрался" на гору и нашел свое место возле эстрады-раковины.

Самсон явно нуждается в реставрации. На Пушкине пора подновлять золотую надпись: "Александру Сергіъевичу Пушкину Кіево-Печерская Гимназія. 1799 26 Мая 1899".

А Александра II давно стоит вернуть "из ссылки" и установить в каком-нибудь из видных мест Киева. Именно этому императору мы обязаны отменой крепостного права, освобождением славянских народов от турок и широкими реформами — от введения суда присяжных до расширения прав прессы. Убитый террористами царь-реформатор имеет право на добрую память. Тем более что и изваяние его — настоящий шедевр. До революции оно украшало Публичную библиотеку (теперь Парламентская). Давайте вернем Александра Киеву! Ведь это о нем писал Булгаков: "Этот симпатичный, с бакенбардами"…

Олесь Бузина, 6 августа 2010 года

 

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх