Истории от Олеся Бузины: От Калигулы до Ющенко: как чудили «можновладцi» на троне
Оказываясь во главе государства, чудаки порой приносят соотечественникам столько хлопот, что те предпочитают избавляться от них, не останавливаясь ни перед какими способами.
О таких людях лучше всего читать в книгах с завлекательными названиями, вроде "Замечательные чудаки и оригиналы". Между прочим, книга такая действительно была. Ее издали в конце XIX века в России. Великолепный реестр всевозможных уникумов, достойный кунсткамеры человеческой памяти. Меня больше всего потряс рассказ об одном провинциальном русском помещике эпохи крепостного права. Бедняга свихнулся на том, что он – великий полководец. Купил пару пушек. Вооружил слуг. И с этой шутовской армией "брал" уездные города – объявлял им войну, окружал "правильной" осадой, предлагал почетную сдачу. Так как места были дикие, а полиции мало, то местные жители предпочитали подыгрывать дураку – высылали депутации именитых граждан, "капитулировали", вынося на подушке ключи от "крепостей", хотя вокруг них не было никаких стен – даже сгнивших заборов. Помещик радостно принимал знаки почета и удалялся пьянствовать к себе в имение.
Но не всегда чудаки так безобидны. Оказываясь во главе государства, они порой приносят соотечественникам столько хлопот, что те предпочитают избавляться от них, не останавливаясь ни перед какими способами.
ИМПЕРАТОР, НАЗНАЧИВШИЙ СЕНАТОРОМ КОНЯ
Его звали Гаем Калигулой. Он правил в Древнем Риме I в. н.э. Официально Рим считался республикой, но фактически был диктаторским государством, только прикидывавшимся, что живет по законам демократии. Власть в Риме захватил олигархический клан рода Юлиев, начало которому положил знаменитый Цезарь. Но Юлии очень быстро вырождались. Сытая жизнь в довольстве и разврате не шла им на пользу.
Калигула был уже настоящим дегенератом. В историю он вошел как правитель, однажды назначивший сенатором своего любимого коня. Некоторые современники пытались видеть в этом тонкий политический смысл. Мол, император так показывал свое презрение к устаревшим государственным институтам. Не думаю, что это было так. Прочие поступки этого человека свидетельствуют, что он постоянно демонстрировал неуважение ко всему, что видел. Как бы говорил: я – император, а не пастух!
Калигула сожительствовал со всеми женщинами, которых видел. Даже со своими сестрами. Отбирал жен у мужей. Сгонял во дворец толпы проституток. Не брезговал и мужчинами, так что один из молодых аристократов жаловался, что после забав с императором у него болит поясница.
Одевался правитель Рима вызывающе – в стиле Сергея Пенкина или Бори Моисеева. Часто выходил к народу в женских покрывалах и туфлях, с руками, унизанными жемчужными ожерельями. Когда нацеплял что-нибудь из мужского гардеробчика, дополнял его необычным аксессуаром – молнией из золота, как у бога Зевса, или трезубцем, как у Посейдона, золотил бороду для большей красоты. Как написал по этому поводу древнеримский историк Светоний, "его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и просто мужчины и даже человека". Еще бы! Можно только представить, какой пиар-эффект производил Калигула, когда появлялся на публичных мероприятиях в одеяниях богини Венеры!
Но все эти шалости еще можно было бы стерпеть, если бы император постоянно не казнил и оскорблял без всякой вины. Он пытал людей даже во время пиров. Завидовал популярным певцам, актерам и гладиаторам. Всерьез подумывал запретить поэмы Гомера, так как не мог терпеть даже чужую посмертную славу, мешавшую его собственной.
Убил Калигулу пожилой заслуженный трибун преторианцев – офицер придворной стражи – Кассий Херея. Император часто оскорблял старика – называл его неженкой и бабой, предлагал целовать свою руку, сложенную в неприличный жест, назначал неприличные пароли – Венера или Приап (бог мужской эрекции). Однажды это надоело старику и он прирезал Калигулу во время подготовки к сценическому представлению – подошел сзади и ударил мечем по затылку.
Римляне сразу вздохнули с облегчением. Но привидение Калигулы, говорят, еще долго бродило по дому, где он жил – до тех пор, пока тот не сгорел во время пожара.
НЕРОН СЖЕГ РИМ РАДИ ВДОХНОВЕНИЯ
Еще более интересным человеком был Нерон, правивший вскоре после Калигулы. Судьба предшественника его ничему не научила. Нерон точно так же дурковал по полной. Даже иногда кажется, что это какой-то клон Калигулы! Тоже бисексуал и трансвестит, тоже любил переодеваться в женские одежды, выступал на сцене, воображал себя выдающимся театральным деятелем и поэтом. И тоже ему почему-то мешала слава Гомера. Император задумал превзойти его "Илиаду" и заново описать пожар Трои. Но так как ничего впечатляющего поблизости не горело, приказал поджечь Рим – искал вдохновения!
Рим сгорел, но поэма все равно не получилась. Не хватило малости – таланта. Римляне обиделись и взбунтовались. Пришлось Нерону покончить жизнь самоубийством – вонзить себе в горло меч. Как вспоминают очевидцы, росту этот персонаж был "приблизительно среднего, тело – в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие". Прожил чудак всего тридцать два года. По-своему – это прогресс. Калигулу убили, когда ему было только двадцать девять. Можно сказать, что оба не намного пережили период юношеской гиперсексуальности.
ТЯЖЕЛАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПАВЛА I
"Царствование Павла, -- писал Пушкин, -- доказывает одно: что и в просвещенные времена могут родиться Калигулы". А ведь никто не прогнозировал, что из этого царевича получится тиран. Молодому Павлу даже сочувствовали – мать Екатерина II не допускала его к власти и "русский Гамлет", как его называли, отдавал себя искусству, семье и играм с маленькой армией.
Придя к власти, в 1796 году, Павел I обязал Петербург ложиться в строго установленное время. Полицейские каждый вечер разъезжали по столице с крикам: "Гаси огонь!" Новый царь запретил в России французскую моду, круглые шляпы, слово "курносый", так как сам был такой, что ему очень не нравилось. Сейчас бы просто сделал пластическую операцию, но тогда косметическая хирургия еще не была развита. В припадке гнева император мог отправить в Сибирь в полном составе целый полк, постоянно тасовал вокруг себя чиновников, разрушая деятельность управленческой системы. Его донимали навязчивые фантазии и бессмысленные проекты. Павел воображал себя рыцарем и впутывал страну в войну против Франции на стороне Мальтийского ордена, а потом неожиданно становился союзником французов и отправлял в поход на английские колонии в Индии донских казаков.
Царь настолько запугал своих подчиненных, что ему боялись докладывать правду. "Одного офицера по ошибке выключили из службы за смертью, -- писал об этом царствовании журнал "Русская старина". – Офицер стал просить шефа своего полка выдать ему свидетельство, что он жив, а не мертв. Но шеф, по силе приказа, не смел утверждать, что тот жив. Офицер поставлен был в ужасное положение, лишенный всех прав, имени и не смевший называть себя живым. Тогда он подал прошение на высочайшее имя (то есть, самому Павлу I), на которое последовала такая резолюция: "Исключенному поручику за смертью из службы, просившему принять его опять в службу, потому что жив, а не умер, отказывается по той же самой причине". Вам не напоминает это наши некоторые недавние президентские указы?
В конце концов, русский Калигула так всех задрал, что его попытались принудить отречься от престола. А когда Павел отказался, разозленные офицеры просто придушили его шарфом. А была бы процедура импичмента – все закончилось бы хеппи-эндом.
КОРОЛЬ-СУМАСШЕДШИЙ И ПРИНЦ-РАСТРАТЧИК
Но псих на троне может быть совершенно безопасным существом. Даже неизлечимый. На протяжении половины XVIII и начала XIX веков Великобританией правил сумасшедший король Георг III. Но современники этого даже не заметили, несмотря на то, что Георг прожил 82 года, просидев на троне 51 год из них. За это время в России сменилось восемь императоров, в том числе и Павел I, а английский король продолжал тихонько страдать своей шизофренией, никому не мешая, кроме своих слуг.
В его эпоху произошли величайшие события мировой истории: промышленный переворот, возникновение Соединенных Штатов, французская революция и приход к власти Наполеона, свержение Наполеона, а король все сидел и сидел. Первые признаки безумия стали проявляться у него в 1765 году, в 1789 они повторились, в 1801 усилились, а в 1811 король стал полным животным, не отвечающим за свои поступки. Так как подписывать документы он не мог, то власть передали его сыну принцу Уэльскому, которого назначили регентом.
Принц тоже был не подарок. Он жил в долг, имея пятьсот лошадей и две тысячи костюмов. Скромный личный бюджет и привычка к шикарной жизни разоряли наследника. Когда долги достигали внушительной суммы, кредиторы описывали его имущество и грозились посадить в долговую тюрьму. Принц продавал свое имущество, лошадей и переезжал из собственного дома в родительский дворец. Иногда его долги погашал парламент, выторговывая очередную уступку и окончательно превращая Англию в конституционную монархию.
Эта история страшно забавляла всю Европу. Но закончилась вполне прилично. Когда Георг III умер, полностью свихнувшись, принц Уэльский стал новым королем Георгом IV.
"Безумие короля, который только царствует, но не управляет, не в состоянии было что-либо существенно изменить, -- писал по этому поводу известный советский литературовед Аркадий Белинков. – Судьбы Соединенного королевства Великобритании и Ирландии решали не сумасшедшие или нормальные короли, а общество, общественное мнение, борьба оппозиционных партий. Из всего изложенного следует сделать вывод: одному сумасшедшему дают, а другому сумасшедшему не дают устроить сумасшедшее царствование".
Дело в народе и типе государства. В свое время англичане тоже казнили своих королей. Иногда тайно, как педераста Эдуарда II, которому вонзили в зад раскаленный прут. Иногда публично, как Карла I, помешанного на идее абсолютной монархии. Но к концу XVIII века пришли к выводу: всякая власть развращает, а абсолютная – абсолютно. Поэтому удобнее жить по законам демократии, разделив власть между парламентом, королем и судом и обезопасив себя от попыток сумасшедших загрести все в одни руки.
УКРАИНА ДОЛЖНА ВЫРАБОТАТЬ ЗАЩИТУ ОТ "ДУРАКА"
Государство – тоже разновидность очень сложной техники. Не исключено, что за руль его может сесть "президент-ребенок", "президент-предатель" или "президент-сумасшедший". Современные избирательные технологии легко позволяют проворачивать такие фокусы – недобросовестного, полуграмотного, вороватого бухгалтера вполне можно изобразить подающим надежды политиком с руками, которые никогда не крали. Чтобы обезопасить общество от недостойного лидера, нужно иметь защитный механизм. Демократия такой выработала. Он называется импичмент – досрочная отставка. На "вождей наций" даже с невероятной придурью он действует, как хороший доктор для психопата или надсмотрщик для уголовника.
Говорят, что у нас такая процедура в законодательстве не выписана. Это не аргумент! Так давайте выпишем! В конце концов, совсем недавно, всего каких-то шестнадцать лет назад не было ни независимой Украины, ни украинских президентов. Раз "выписали" такие сложные вопросы, то и импичмент уж как-то можно нацарапать. С кого-то же надо начинать! Виктор Андреевич в этом смысле вообще идеальный объект для опытов – эдакий "экспериментальный президент" американской сборки. Он – еще не худший вариант – не Калигула, не Иван Грозный и даже не Павел I. А представьте, что полноту президентской власти получит человек с диктаторскими замашками Юлии Тимошенко! Вы хотите, чтобы Украина превратилась в ее крепостное поместье, как парламентская фракция БЮТ? Поэтому процедуру импичмента нужно вырабатывать немедленно, чтобы ни Калигулы, ни Нероны, ни в юбках, ни без в нашей стране не приживались.