Главная Истории от Олеся Бузины Время и люди: «Болотный корень славян» (часть вторая)

Время и люди: «Болотный корень славян» (часть вторая)

Прародина. Предки так надежно ее спрятали, что ученые несколько веков найти не могли. Только во второй половине ХХ века большинство исследователей пришли к выводу — искать надо в Полесье.

Боги древних славян. Так их представляют
современные художники на «полянах сказок». В действительности все было куда
веселее. Взять хотя бы забытого Пизюса — покровителя секса.
Боги древних славян. Так их представляют современные художники на «полянах сказок». В действительности все было куда веселее. Взять хотя бы забытого Пизюса — покровителя секса.

Как утверждают ученые-филологи, ближайшими родственниками славянских языков являются языки так называемых балтских народов — литовцев и латышей. Достаточно нескольких примеров. По-украински — "око", а по-литовски — "akis" ("акис"). Кстати, есть слово "око" и в русском языке — как синоним слова "глаз". В нем оно принадлежит к "высокому стилю". Если хотите отвесить комплимент девушке, скажите, что у нее не просто глазки, а очи прекрасные. Поверьте — оценит.

По-украински и по-русски "конопля", а по-литовски — "kanape" ("канапе"). Мы говорим "юный", а литовцы — "jaunas" ("яунас"). У нас "день", а у литовцев — "diena" ("диена"). По-русски — "огонь". А по-литовски — "ugnis" ("угнис").

Эта близость славянского и литовского языков была так очевидна, что еще в XV веке, задолго до возникновения современного сравнительного языкознания, римский папа Пий Второй, он же Эней Сильвий Пикколомини, посетив Литву, писал: "Язык народа Литвы — славянский. Он широко распространен и разделен на множество диалектов".

А главное, даже языческие боги славян и литовцев были ОБЩИМИ! Об этом свидетельствовали древнерусские летописи. До принятия христианства верховным божеством славянских племен был повелитель грома и молний Перун. А во главе богов Литвы и Латвии стоял громовержец Перкунас. Богиню судьбы (доли) звали очень понятным для нас именем Даля. А дух весны и цветения носил имя Куполе — почти как наш Купала.

ПОХОЖДЕНИЕ БОГА ПИЗЮСА. Но самое интересное, что бог супружеской любви и первобытного секса носил у литовцев очень близкое нашему слуху, почти что матерное имя — ПИЗЮС! Все люди на свет появляются из пизюса. Другой дороги к жизни, несмотря на все успехи клонирования, пока не придумали.

Древние литовцы очень уважали бога Пизюса. Как писал тот же римский папа Пий Второй, посетивший в молодые годы Литву и изучивший ее народные обычаи на практике, "благородные матроны" в этой стране "имеют любовников с согласия мужей, которых называют учителями брака. Брачные связи разрывают по взаимному согласию и так же легко снова и снова женятся".

В этом смысле древние славяне и литовцы были необыкновенно похожи. Славяне тоже смотрели на брак легко — как на дело приятное и необременительное. Невест они ловили у воды на празднике Купала. Тут же устраивали и загс, и брачную ночь — плодились и размножались.

Вот так благодаря великой науке филологии, являющейся неоценимым помощником любому историку, мы и обнаружили то, говоря высоким стилем, лоно, или проще говоря, тот "пизюс", из которого вышли общие предки балтов и славян. Когда же славяне выделились из этой полной первобытного разврата балто-славянской общности, в которой они совместно поклонялись Перуну и Пизюсу, водя хороводы и воруя невест в ночь на Купала-Куполе?

Современные немцы, как и древние германцы в прошлом, называют славян вендами. Точно так же, как и римляне, именовавшие их венедами. Но, по-видимому, во времена античности венедами именовался народ, являющийся общим предком славян и балтов.

А потом с южной частью венедов начал происходить удивительный процесс, который описал римский историк Тацит в I веке н. э. Венеды, по его словам, стали активно смешиваться с сарматами, населявшими тогда территорию нынешней степной и лесостепной Украины.

Сарматы были родственниками скифов, которых они вытеснили в Крым, и нынешних осетин, являющихся, по сути, их современным горным остатком. По языку сарматы родственны иранским народам — они тоже предки древних арийцев, как и мы. По словам Тацита, венеды начали выбираться из своей болотной глухомани и "приобретать все больше сарматских черт через смешанные браки с ними".

Результат этого смешения не слишком обрадовал утонченного римлянина, уже вкусившего плоды цивилизации. Новая "помесь" вызывала у него некоторую эстетическую неудовлетворенность: "Смешанные браки с сарматами делают внешность венедов все более уродливой. Венеды много чего переняли из их обычаев, так как ради ГРАБЕЖА носятся по лесам и горам, какие только есть между германцами и финнами".

САРМАТСКАЯ ПРИМЕСЬ. Но для нас важно другое. Сарматы появились в Причерноморских степях в IV веке до н. э. Следовательно, с венедами они к тому моменту, как Тацит это подметил, смешивались уже лет триста. Предки славян позаимствовали у них множество слов, привычек и несколько божеств, в том числе иранского бога Солнца, упоминаемого в "Слове о полку Игореве", — Хорса.

Если между двумя народами шел процесс смешения, значит, отвращения они друг к другу не испытывали. Сарматы были всадниками. Венеды — пехотинцами. И те, и другие могли хорошенько съездить по рылу. Недаром Тацит отметил воинственность венедов и их склонность к грабежу. Но и сарматы имели у римлян репутацию первостатейных разбойников. К тому же венеды и сарматы удачно дополняли друг друга. Первые вышли из леса. Вторые — из степи. У одних были продукты хлебопашества. У других — скотоводства. Наступило время смешения, в результате которого из венедов и выделился новый, впитавший кровь сарматов народ, — славяне.

Особенной симпатией сарматы пользовались в Польше. Там существовало в Средние века целое идеологическое направление, так и называвшееся — сарматизм.

Польская шляхта весьма уважала латинскую ученость. Речь Посполитая была страной культурной и читающей. В том числе любили там и римских классиков. В "Географии" римского ученого Клавдия Птолемея, жившего чуть позже Тацита — во II веке н. э., Европа к востоку от Германии называется Сарматией, Балтийское море — Сарматским, а Карпаты — Сарматскими горами. Сарматия занимала гигантское пространство между Вислой, или, как ее называли римляне, Вистулой, и Волгой.

"Древними писателями эта земля именуется Европейской Сарматией, — писал в XV веке один из отцов польской истории Ян Длугош. — И как русские, так и поляки именуются сарматами".
Где географически это произошло?


Реконструкция. Так выглядит воссозданная деревня древних славян, живших в Х веке.


Олеся. Поход в церковь стал для героини Куприна испытанием.


Цапли. Вот они-то с древних времен в Полесье не изменились.

ПРАРОДИТЕЛИ РЫЦАРЕЙ. Сарматы по праву считаются прародителями европейского рыцарства. Они изобрели тяжелую кавалерию — катафрактиев, закованных в чешуйчатые панцири всадников с длинными копьями. С помощью этих воинов им и удалось изгнать из степей скифов, предпочитавших легкую кавалерию.

Европейцев весьма заинтересовал военный прорыв сарматов. Вскоре тяжелая конница появилась в армиях римлян и германцев, а после развала Римской империи и образования на ее территории варварских королевств всадники (по-немецки — "риттеры"), стали основой нового благородного сословия во всех этих новых странах. С тем, что сарматы породили рыцарство, не поспоришь.

Полякам эта история чрезвычайно льстила. Ведь Сарматия начиналась сразу за их любимой речкой Вислой. Свою аристократию польская шляхта считал прямой наследницей сарматов. Поэтому поляки в Средние века любили одеваться во все восточное — кунтуши, просторные штаны, чтобы удобнее ездить верхом, шапки, отороченные мехом.

Даже одну из разновидностей панцирей для знаменитых крылатых гусар польские оружейники стилизовали под чешуйчатые доспехи сарматских катафрактиев. Вся эта мода была далеким отзвуком древних времен и называлась сарматизмом. Прорезалась ли в ней, как теперь модно говорить, генетическая память, или шляхтичи просто начитались Птолемея и Тацита, как наше поколение детективов и приключенческих романов, и отождествили себя с их героями, мне трудно судить. Но, думается, сарматская примесь и сделала из части венедов новый народ — славян. Те, которые не изменились, остались литовцами и латышами. А те, которые смешали кровь с сарматами — народом гордым и склонным повелевать — превратились в прямых предков нынешних славянских народов.

Всю эту историю приходится реконструировать буквально по крупицам. И сарматы, и венеды не умели писать. Передать знания о себе потомкам напрямую они не могли. Кое-какие слухи об их приключениях доходили только до римлян. Восточная граница Римской империи пролегла тогда по Днестру. Сразу за ней — на территории нынешнего Приднестровья, а также Одесской, Херсонской, Николаевской, Донецкой областей шли кочевья сарматов. А предки славян жили в мировом захолустье — еще севернее. Немногие римляне рисковали добраться туда. Хотя такие смельчаки находились — раз римские монеты находят на территории Киева. По торговым и разведывательным делам они пробирались вверх по Днепру, чтобы остаться легендой о св. Андрее, предсказавшем возникновение столицы Руси, если верить "Повести временных лет". Или — римскими монетами. Их в конце XIX века, когда в нашем городе начался строительный бум, массово находили на Подоле во время рытья котлованов под фундаменты.

Прародину славян вычислили совсем недавно — во второй половине прошлого столетия, положив конец бесконечным спорам и спекуляциям. Помогли в этом география и логика. Дольше всего древние названия сохраняют реки. Бывает, народ, давший его, давно умер, а речка течет под той же "вывеской". Как Оскол, например, имя которому дали скифы. Или — тихий Супой, что впадает с востока в Днепр. "Су" по-тюркски означает "вода". Когда-то кочевали на его берегах половцы. Потом татары. И те, и другие — тюрки по языку. Изгнали их славяне, поселились в этих местах, а имя у речки осталось старое.

Все главные реки Украины, текущие на юг, несут иранские названия. Дунай, Днестр, Днепр, Донец имеют в корне иранский корень "дон". Так на иранских языках звучит "вода". Их назвали скифы и сарматы. А может, даже и древние арии — предки скифов и сарматов.

Даугава, как называют латыши Западную Двину, название балтское. Его образовали два слова "дауг", что в переводе с латышского значит "много", и "ава" — "вода". Буквально "Даугава" — многоводная. Следовательно, пращуры латышей тут и жили.

"СТОХОД" — НЕ НУЖЕН ПЕРЕВОД. А чисто славянские, понятные без перевода названия попадаются в районе правого притока Днепра — Припяти. Именно в нее впадают Случь, Горынь и Стоход. Узенькая полоска чисто славянских речных имен тянется с запада на восток примерно от польского Люблина до Брянска в России. Это болотистый слабозаселенный край. Во всех славянских странах он называется Полесье. Только с добавкой — "украинское", "белорусское", "русское", "польское". Живут тут полещуки — особая разновидность славян, которых многие исследователи в XIX веке выделяли в отдельный народ. Самое же удивительное, что полещуки тогда делились на "лесовых людей", чьи деревни располагались прямо в пуще. На "полевиков" — тут, по-моему, ничего объяснять не надо. И на "болотюков". Второе название их "багнюки". Последняя разновидность полещуков была самой малочисленной. Свои деревни иногда они разбивали прямо ПОСРЕДИ болот — на холмах. Болотюки даже сто лет назад практически ничем не отличались в быту от своих давних предков — славян. Некоторые из них даже не желали креститься. Или, будучи крещеными, не признавали церковь. Как юная ведьма Олеся, описанная молодым Александром Куприным в повести, которую он впервые напечатал в газете "Киевлянин" в 1898 году. Знал толк молодой подпоручик Куприн и в колдуньях, и в тайнах Полесья. Не будь его, пазлы картины происхождения ранних славян так и не сложились бы. А так случился у заезжего офицера-литератора роман с таинственной полещучкой, жившей у болота, и в красках встает перед глазами архаичная славянская жизнь, задержавшаяся в лесной глухомани. Нет смысла идеализировать ее. Но и забывать не стоит.

Славяне вышли на исторический путь позже других европейских народов. Их опередили греки, римляне, галлы, германцы. Римская империя находилась в зените могущества, когда первый славянин заглядывал через вал, окружавший ее границы. Зато сегодня славяне — самая молодая и многочисленная семья европейских народов. Вместе их 300 миллионов. Наши пращуры не могли знать, кем будут их потомки через тысячу лет. А потомки часто не знают своих пращуров. Так устроен мир.

Не исключено, что наши с вами потомки будут называться славянами, но иметь при этом монголоидный разрез глаз, черный цвет кожи и говорить на языке, представляющем суржик китайского с английским. А мы даже представить не можем, что сами являемся их пращурами.

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх