Главная Истории от Олеся Бузины Истории от Олеся Бузины: Почему рухнула Киевская Русь

Истории от Олеся Бузины: Почему рухнула Киевская Русь

Сартак и Александр Невский.
Современный художник Павел Рыженко идиллически изобразил отношения Руси и
Орды.Но сын Батыя действительно был христианином — это факт.

Войска хана Батыя разрушили почти все древнерусские города, но они вскоре восстали из пепла. И только столица Руси — Киев — пришла в полный упадок. Почему?

Сартак и Александр Невский.
Современный художник Павел Рыженко идиллически изобразил отношения Руси и
Орды.Но сын Батыя действительно был христианином — это факт.
Сартак и Александр Невский. Современный художник Павел Рыженко идиллически изобразил отношения Руси и Орды.Но сын Батыя действительно был христианином — это факт.

Я уже писал в одной из предыдущих статей, что название «Киевская Русь» придумал только в XIX веке московский историк Михаил Погодин. До него никто даже не подозревал, что она «киевская». Современники называли эту страну просто Русью или Русской землей. Когда Киев после нашествия Батыя превратился в развалины, и в таких же дымящихся руинах лежали Рязань, Суздаль, Галич и Чернигов, некий древнерусский публицист, имя которого поглотила история, создал «Слово о погибели Русской Земли». Заметьте — просто «русской». Без каких либо прилагательных.

Душу несчастного очевидца краха великой державы терзала безмерная скорбь, перетекавшая через порушенные границы отечества. Наши сегодняшние переживания не в силах сравниться с ней. По крайней мере, по широте охвата.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! — писал этот печальник. — Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил Бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам император Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял»...

РУСЬ ДО ДЫШАЩЕГО МОРЯ. «Слово о погибели». сохранилось всего в двух списках. Древнейший из них — Псковский, датированный XV столетием. Его обнаружили в Псковско-Печерском монастыре. Монах-переписчик, сохранивший нам его, присоединил небольшой отрывок «Слова» в качестве вступления к «Житию Александра Невского». К тому времени уже стало очевидно, что Земля Русская не погибла, что она снова оживает. Времена хана Батыя остались в далеком прошлом. Со дня падения Киева прошло уже два столетия! Монгольское иго доживало последние годы. Потихоньку складывался культ Александра Невского — прямого потомка Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Благоверный князь Александр, отбивший в 1242 году немецких рыцарей на Чудском озере (на это хватило сил) и смиренно отправившийся договариваться с ханом монголов в далекий Каракорум, (так как для борьбы с его державой, включавшей в себя не только Монголию, но и Китай, время еще не настало) превращался в образец политической мудрости. В отличие от своего современника Михаила Черниговского, отказавшегося пройти между двух очистительных костров в ставке хана (мол, неприлично сие христианину!) и растерзанного за это, Александр Невский и кострами не брезговал, и кумыс со степняками пил. И, как показало будущее, оказался прав. Его хитрое упорное потомство победило в борьбе с другими линиями Рюриковичей, страдавшими неизлечимой гордыней, и теперь потихоньку прибирало к своим рукам наследие святого Владимира.

И пусть Киев еще находился под властью Литвы, а Галичина — в руках поляков, некий таинственный псковский инок чуял, что былая сила Руси возвращается, что, по сути, она неистребима. С полуистлевшего пергаментного листа, помнившего времена Батыя, монах-переписчик, сидя в прохладном скриптории, переносил в новый кодекс и печаль современников монголо-татарского нашествия и их память о былом величии.

Дышащее море — это Ледовитый океан. Тоймичи — племя, жившее на берегах притоки Северной Двины — Тоймы. Буртасы — мордва. Черемисы — марийцы. С немцами, венграми и чехами — все и так ясно. Широко мыслил древнерусский книжник из Пскова! Куда шире многих наших современников! Недаром и идею Третьего Рима выскажет вскоре тоже псковский инок Филофей — примерно в тех же местах, где когда-то Русь начиналась во времена Рюрика и первых русских князей. Монах-переписчик помнил, что западная граница Руси — Карпаты, а северная — студеное Белое море. И на том скромно, но упорно стоял, напоминая своим государям о свершениях их державных предков — о тех временах, когда «немцы радовались», что сидят «за морем».

КРЕПКИЕ ОРЕШКИ. Почему же Псков и Новгород даже после нашествия Батыя устояли (хан даже не штурмовал их каменные крепостные стены), а Киев пал перед монголами, потеряв былое политическое значение? Почему в северных монастырях и во второй половине XIII-го и в XIV веках продолжалась летописная традиция, а о том, что происходило в прежней столице Руси на берегах Днепра, мы можем судить только по отрывочным записям иностранных путешественников? (Свои летописи тут перестали составлять.) Почему уже в 1251 году митрополит Киевский Кирилл Третий оставил Даниила Галицкого, готовившегося принять от Папы королевскую корону, и уехал — догадайтесь, куда? Правильно — опять в Новгород! Там он впервые встретился с Александром Невским и, разделяя его антизападную политику, уже в следующем 1252 году отправился на Волгу к Батыю и получил от хана ярлык, гарантирующий свободу и неприкосновенность православной церкви.

Всю свою последующую долгую жизнь митрополит Кирилл провел в основном в разъездах по городам северной и восточной Руси, окормляя паству и стремясь поднять ее дух. Это он учредил епископию в Твери и основал епархию в столице самого хана — Сарае. Он же в 1274 во Владимире-на-Клязьме созвал собор епископов Русской православной церкви, восстановивший церковное законодательство, и принял новую Кормчую — так называемую Сербскую — свод законов, по которым жила Русь. Напомню, что Русская Правда — юридический кодекс Ярослава Мудрого — уцелел только потому, что сохранился в списке Синодальной Кормчей, хранившейся в храме Св. Софии Новгорода — библиотека Софии Киевской, как известно, погибла в дни Батыева нашествия.

Русь Новгородская и Русь Владимирская сохранили нам духовное наследие рухнувшей под ударом монголов Руси Киевской. И митрополит Кирилл сохранению этого ковчега немало поспособствовал. Он умер в Переяславле-Залесском 6 декабря 1281 года — это в нынешней Ярославской области, в 140 км от Москвы. Надолго пережив Александра Невского и исходатайствовав у внука Батыя — Менгу-Тимура — очередной ярлык на неприкосновенность православной церкви. Вдумайтесь, какой силы духа был этот человек, не убоявшийся ехать в логово победителей-степняков и отстаивать свою веру и родину. Только после смерти прах Кирилла перенесли в Киев, чтобы похоронить там, где покоились его предшественники, начиная с первого митрополита всея Руси — Михаила, направленного на Русь из Константинополя еще во времена князя Владимира. Ибо Святая Русь едина, что бы кто ни говорил.

Но для церковной свечи, беззащитной на ветру, нужны стены. Дух веры может жить безбоязненно только в крепком государстве. Что же случилось с Киевом, что он потерял в XIII веке статус столицы Руси? И светской, и церковной. Ведь присланный из Константинополя митрополит Максим, который сменил Кирилла, грек по происхождению, в 1299 году окончательно переселился во Владимир-на-Клязьме, побыв некоторое время в маленьком Брянске, что ныне забыто, а его наследник Петр Ратенский, родившийся на Волыни, впервые выбрал местом митрополичьей кафедры Москву.

Если киевский митрополит вынужден был оставить столицу Владимира Святого и некоторое время держать кафедру в маленьком Брянске, значит с Киевом было совсем плохо, и ближайшего улучшения в его судьбе не предвиделось.

Киев действительно стал тогда не только бедным, но и просто опасным для жизни местом. Монах-францисканец Плано Карпини, посланный римским папой в 1245 году в Каракорум, проехал через Киев и оставил такое описание его взятия монголами: «Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен ПОЧТИ НИ НА ЧТО: едва существует там ДВЕСТИ ДОМОВ, а людей тех держат они в самом жестоком рабстве».

Сарай-Бату. Столица Золотой Орды тянулась вдоль левого
берега Волги на 15 км. Ее населяло 75 тыс. человек
Сарай-Бату. Столица Золотой Орды тянулась вдоль левого берега Волги на 15 км. Ее населяло 75 тыс. человек

Карта Золотой Орды. Батый взял под свой контроль степи
от Дуная до Иртыша и путь из Европы в Азию.
Карта Золотой Орды. Батый взял под свой контроль степи от Дуная до Иртыша и путь из Европы в Азию.

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ! Если кости жителей Руси лежали просто в поле, значит, их даже некому было хоронить. Все, кто уцелел, прятались в лесах — как можно дальше от проезжих дорог и обжитых мест. В «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» нашествие Батыя описано так: «В лето 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и городах своих… Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно ПЕРЕБИТЫ; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. Услышав об этом, те, кто разбежался по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их».

По словам Плано Карпини, тогда татары «сражениями опустошили всю Руссию». Если быть точным, почти всю — кроме Новгорода и Пскова. За три года, предшествовавшие взятию Киева, орда Батыя опустошила Рязань, Владимир, Суздаль, Москву, совсем маленькую еще тогда, и множество других городов. Однако жизнь в них скоро восстановилась. В некоторых даже начался бурный рост. А «столица Руссии» пришла в полный упадок, и даже митрополит покинул ее.

Обычно считается, что ханы специально стремились унизить значение Киева. Слава великого русского города якобы раздражала их. Но мне ситуация видится несколько иначе. Обратите внимание на место, которое ханы из рода Чингизидов выбрали для своей столицы. Город Сарай-Бату (Дворец Батыя) или Сарай-ал-Махруса (Дворец Богохранимый), как его реже называют, был построен сразу же после татаро-монгольского завоевания Руси на Волге в 80 км от нынешней Астрахани выше по течению. В лучшие времена его населяло до 75 тысяч человек.

Почему Батый выбрал для размещения своей ставки Волгу, а не Днепр? Ведь во времена первых Рюриковичей именно по Днепру шел знаменитый путь «из варяг в греки». Неужели татарам не хотелось взять его под контроль, заперев путь экспорту из Руси в Константинополь? В конце концов, почему бы Батыю не избрать для своей столицы местом тот же Киев, как это сделал новгородский князь Олег в IX веке? Вся-то разница, что Олег пришел с севера, а Батый с юга. С разрывом в три столетия. Один вышел из лесу, другой — из степи. И для того, и для другого Киев не был родным. Варяг Хельги имел на него такие же права, как и монгол Бату. Прекрасный климат. Широкий Днепр. Самая граница лесной и лесо-степной зон… Что еще надо человеку, чтобы спокойно встретить старость?

Но Хельги-Олег назвал Киев «матерью городам русским», а Батый-Бату просто разорил дотла «столицу Руссии» и вернулся в Заволжье, откуда и начался в 1237 году его поход на Русь.
Как интересно было бы представить альтернативный вариант истории — Бату-хан все-таки делает Киев своей столицей. Его наследники, приняв ислам, как это сделал хан Узбек в 1321 году, возводят мечети рядом с православными храмами. Или сами становятся христианами (был же христианином сын Батыя — Сартак!), постепенно смешиваются со славянами, переходя на русский язык. Золотая Орда со столицей в Киеве… Могло такое быть? Никогда! И не только потому, повторим известную фразу, что история не знает сослагательного наклонения, но и по куда более банальной причине. Чисто экономической.

Легко заметить, что Сарай-Бату возник почти в том же месте, что и хазарская столица Итиль, располагавшаяся в дельте Волги. Всего сотней километров выше по течению. По сути, он реанимировал экономическую систему Хазарии, контролировавшей, прежде всего, Волжский торговый путь из Балтики в Каспий — то есть, из Европы в Персию и Индию. Волга близко подходит к Дону. Находясь в Сарае, Батыю было легко перехватывать поток товаров по Дону. А вот путь «из варяг в греки» его попросту не интересовал, так как его давно не было. В Греции (в Византии) сидели крестоносцы, сделавшие Константинополь столицей своей Латинской империи. Именно они и уничтожили дорогу «из варяг в греки», а заодно и экономическое значение Киева накануне монгольского завоевания.

ПРОКЛЯТЫЕ КРЕСТОНОСЦЫ. И тут самое время пришло вспомнить о Четвертом крестовом походе. Когда в 1204 году латиняне-крестоносцы взяли Константинополь — тоже, между прочим, христианский город — столицу православия, на Руси известие об этом вызвало стон. «А наутро, с восходом солнца, — писал древнерусский книжник в «Повести о взятии Царьграда крестоносцами», — ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столбов серебряных и четыре кивотных, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем… и все это серебряное… А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили… Монахов, и монахинь, и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города… Вот так и погибло царство богохранимого города Константинова и земля Греческая из-за распрей цесарей, и владеют землей той фряги».

Случилось это ровно за тридцать шесть лет до штурма монголами Киева, когда падет уже наша София. Но Четвертый крестовый поход погубил не только Царьград. Он нанес также смертельный удар по экономическим интересам Киева. Бизнес-проект римского папы победил тогда бизнес-проект патриарха Востока. А заодно — и варягов, изгнание которых из Константинополя зафиксировал наш летописец.

 

 

Пришелся по душе материал? Поддержите сайт Олеся Бузины!

Комментарии  

 
+2 #1 Боец 14.06.2014 11:54
Эх туда сейчас Нас не было б у татар шансов Киев разорить.Мы б им с калашей и танков накастыляли.Но если серьезно это яркий пример раздора и политики разьеденения.Во т Украина дождалась своего Батыя.Потомучто Киев современный опять пал и русскими людьми обезлюдил.
 
 
+2 #2 Крапива 14.06.2014 13:00
 
 
+7 #3 историк 14.06.2014 13:22
Как всегда неподражаемо. Удовольствия от прочтения огромное.
 
 
+6 #4 Владимир из Киева 14.06.2014 14:55
Существует и другая точка зрения, так сказать прагматически-экономическая.
Татаро-монголы были кочевниками. В орду объединялись на случай войны-похода. Потому, завоеванная территория должна быть "пастбищем" очищенным от конкурентов, которые к тому же могут объединиться и нанести удар-возмездие по рассредоточивше йся после войны-похода орде.
Если посмотреть на представленную карту, то легко увидеть, что территория золотой орды - зона степи и лесо-степи. Киев стоит на границе хвойных и лиственных лесов. Севернее выпадает достаточное количество осадков и деревья глушат траву - зона для кочевников мало пригодная. Потому севернее и проводилась ордой политика не уничтожения, а сохранения под вассальным контролем со сбором дани.
 
 
+3 #5 пермячка 14.06.2014 16:01
Спасибо, с удовольствием прочитала еще один исторический очерк.
 
 
+3 #6 влад 14.06.2014 16:12
 
 
+1 #7 Любовь Украинец 14.06.2014 19:00
Как всегда блестяще и просматриваются параллели с нынешней ситуацией в Украине: все происходит только из-за чьих-то экономических интересов. Передел между олигархами - это только верхушка айсберга. Оказывается США имеют большие планы на Донецкую область в связи со сланцевым газом. У России тоже есть определенный интерес по газу в Крыму. Строительство моста через Керченский пролив должно быть экономически оправданным, не для экономической же помощи одному из регионов.
 
 
+4 #8 STOR 14.06.2014 20:03
Олесь, браво! Ваши очерки и заметки на историческую тематику всегда очень интересны и познавательны.
 
 
+2 #9 Червяк 14.06.2014 21:29
Путь из варяг в греки закончился окончательно действительно в 1204-м. Но его значение упало еще в 12-м веке. Иначе бы у каких-то лесных атаманов Юрия Долгорокого и его сынишки Андрея не было бы ни каких шансов. Боголюбский даже отказался в киеве сесть. Хотя мощь какая-то оставалась: недаром Киев сумел продержаться много недель (причем без князя в городе, а значит и без дружины), в отличие от северовосточных городов.
А причина столицы в Сарае еще ждёт своего исследователя: российские и советские историки никогда не утруждали себя изучением истории Степи. Что было в тех краях после хазар (да и при хазарах тоже) и до монголов в советских учебниках не писали.
 
 
+4 #10 Адвокат 14.06.2014 23:14
Цитирую Боец:
Эх туда сейчас Нас не было б у татар шансов Киев разорить.Мы б им с калашей и танков накастыляли.Но если серьезно это яркий пример раздора и политики разьеденения.Вот Украина дождалась своего Батыя.Потомучто Киев современный опять пал и русскими людьми обезлюдил.
Вот примерно так же через несколько столетий скажут наши потомки:"Эх, нас бы тогда в Луганск и Донецк. Мы б им с бластеров на летающих тарелках лазером накостыляли". В статье интересен пример митрополита Кирилла, как он, будучи священником и православным христианином, не боялся ездить на поклон в орду, отстаивая интересы единоверцев. И это при том, что в орде здорово практиковали отрубание голов не понравившимся послам (яркие примеры описаны в исторических романах Яна "Батый", "К последнему морю".) Само по себе перемещение по дорогам в те времена было невероятно опасным, а для общения с жестокими хитрыми язычниками, видимо, Кирилл нашёл достойные и мудрые аргументы.
Хорошо бы его примеру последовали современные политики (в том числе и сладкоежка). Путь перемирия,диало га, поиска выхода из кровавого тупика -вот чем надо заниматься.
 
 
+1 #11 Dionis 15.06.2014 19:26
Священники в Монголии пользовались уважением и неприкосновенно стью. Поэтому митрополит Кирилл беспрепятственн о ездил в ставку хана по делам. Если кто ему и угрожал, то только разбойники. Впрочем, без охраны всё равно не ездили.
Казнь посла в Монголии считалась тяжким преступлением. Чтобы нарваться на такую расправу, надо было сильно постараться.
 
 
+5 #12 Игорь Мочилов 17.06.2014 08:25
Начинать борьбу за Украину надо именно с истории, потому что та мерзость, которую издавали под видом исторических учебников и пособий в 2000-е годы на Украине с самого начала была нацелена на популяризацию укронацизма и бандеровщины. Полистал я на выходных украинский учебник по истории ХХ века для 11-ых классов. Это какой-то ужас. Ни одного критического слова в адрес бандеровских садистов. У молодёжи после таких уроков истории мозги должны быть полностью перекошены.
 
 
+5 #13 Игорь Мочилов 17.06.2014 08:28
Когда безумие на Украине закончится, необходимо будет заново создавать историческую науку. И очеловеченные вменяемые учебники истории.
 
 
+1 #14 Анатолий Григоренко 20.06.2014 21:11
Уважаемый Олег Алексеевич, при всём громадном уважении к Вам, с Вашими трактовками истории времён Орды не могу до конца согласится. У нас есть такое культурное явление как ПСРЛ - Полное собрание Русских летописей. Я внимательно их начал изучат и был поражён тем, что вся официальнвя историография периода Орды полная ложь. Свои наблюдения я изложил в книге "Читая древние летописи" http://www.grigam.narod.ru/letop/index.htm В книге восстановлена истинная история России по древним русским летописям. Показано, что самим существованием Россия обязана русской Орде и великому основателю русского государства -
царю Батыю.
И вообще приглашаю Вас на мой сайт http://www.grigam.narod.ru, где Вас смогут заинтересовать ещё:
"Откуда пришли славяне"
Исторические законы расселения народов. Славяне, откуда они появились. История славян, славянской культуры и письменности. Крах норманнской теории. Определяющая роль славян и русских в истории Европы. Реальная роль рюриковичей в истории Руси. Как славяне разгромили Римскую империю.
"Тайна древних богов"
Кто построил египетские пирамиды? Кто строил мегалитические сооружения древних жителей Мезоамерики? Как возникли неолитические цивилизации? Здесь вы найдёте ответы на эти, и многие другие вопросы. Вам откроются тайны фараонов и древних Инков. Вы узнаете тайны времён и пространств.
"Великий и могучий"
Книга об истории Русского языка. Разработан метод статистического анализа языка. Найдены первослова, на которых начал говорить человек, и древняя грамматика. Составлен этимологический словарь исконно русских слов. Раскрыта тайна древней русской письменности.
Есть и ряд других книг, которые Вас могут заинтересовать.
С уважением, подполковник в отставке Григоренко Анатолий Маркович.
 
 
0 #15 Dionis 22.06.2014 07:27
Новое уркаинство?)
 
 
0 #16 Андрей 27.06.2014 17:41
Олесь, Здравствуйте. Смотрел Ваше интервью на нашем Российском ТВ. Не согласен по ряду вопросов. Но тронула статья про Киевскую Русь (ключевое Русь). Живу в З Сибири. Видите ли в чем дело. Вы однобоко описываите историю Руси. Как Вам это http://ja-rus.ru/batyj_falsifikaciiya_istorii/ (да Русский он! Дань с Киева собирал, сам пишешь Веру не трогал! Так как один народ!). У нас курганов некопаных много. Историки (Омские) утверждают, городу Тара (Омская обл) 4000 лет а не 400. Олесь, Русские живут гораздо дольше на нашей земле. Историю своей семьи изучал, часть приехала с нечерноземья, у жены из под чернигова, а мои предки по отцу НИОТКУДА не приехали, сколько не пытал старожилов не знают. Сделал вывод что мы всегда здесь жили и Ермак тут не причем....Прези денту нашему книгу показывали (по тв РТР репортаж осень 2013г) старый фолиант примерно 50*50 см ТАРТАРИЯ во всю книгу...
 
 
-1 #17 HAHAETC 27.06.2014 18:49
Охотно поделюсь с вами своими соображениями на эту тему.
Начать думаю со слова "иго". Первоначальное значение слова - "соединение", употреблявшееся даже в переписке Руси с Византией в значении "связь", а скорее как единство и духовная близость, и вообще любой узел или скрепление чего-либо; в старо польском языке оно означало перекладину у саней, скреплявшуюся ремнями или верёвкой, позже как "приспособление ", "связка", "упряж" в коновязи, далее как "хомут", "ярмо" для запрягания коней или волов, а ко времени Н.М.Карамзина, когда он писал свою Историю государства Российского "иго" воспринималось и употреблялось как "угнетение", "парабощение", эмоционально усилив значение слов "хомут", "ярмо" для политического обоснования эгоистического самовластия Ивана III и разрыва отношений Руси с Ордой в понятных для современников терминах. Некритически использовав в своих трудах сильно политизированны е документы времен Ивана III, он в значительной степени предопределил искаженное понимание потомками событий от момента "соединения" двух крупнейших государств Евразии того времени вплоть до наших времен. Со времени прихода степняков на Русь и до времени написания Карамзиным Истории прошло почти 6 веков.
Из Полной Библейской Симфонии я узнал, что слово "иго" упоминатся в Священном писании ровно 20 раз. Затем решил перепроверить, найдя в каноническм филаретовском переводе Библии в книге Бытие, глава 27, стих 40, такие слова: "...свергнешь иго его с выи своей", что в библейском контексте означало выход из рабского повиновения. От этого меня опустились руки: "Неужели уже в древности иго означало бесправное состояние неволи и подчинения и все мои изыскания бессмысленны?" - подумал я. Потом решил перепроверить по древнеславянско му изданию Писания. И что я нахожу? - "...будетъ же время егда низложиши и отрешиши ярем его от выи твоея". В древнем тексте не "иго", а "ярем", что в библейские времена означало скотский атрибут. Значит комиссия Владыки Филарета использовала при переводе вместо слова "ярмо" слово "иго"! Ну, отлегло... Поехали дальше!
В начале 13 века монголы двинулись во все стороны завоёвывать мир. При преследовании половцев случилась непоправимая в понятии степняков беда: в Киеве были убиты их послы. В битве на Калке участвовало большинство русских князей. После этого пришельцы поспешили в свои степи хоронить Чингизхана. Через 17 лет был назначен великий поход "к последнему морю". По пути в Европу Батый исполнил степной закон мести русским князьям за прежние их преступления.
Существует миф, рождённый в головах дилетантов, о бесчисленности монголов при нападении на Русь. Степь не может прокормить большое количество людей и скота, поэтому оседлое, земледельческое население по определению в десятки и сотни раз многочисленее степняков. Тот максимум, что мог двинуться к Бискайскому заливу, это 4-5 туменов, т.е. 40-50 тысяч всадников. Население Руси в то время могло достигать 8 миллионов человек. Месть была ужасной - все города, чьи князья участвовали в убийстве послов были разрушены, а их население перебито. Те города чьи князья не участвовали в убийствах, давали фураж и продовольствие оставались нетронутыми.Так , например, город Владимир, не очень пострадал. В походы ходили зимой, поскольку, за отсутствием дорог, можно было двигаться только по замёрзшему льду рек. Летний поход к Новгороду окончился неудачей: болота, комары, дремучие леса, ловчие ямы, бсчисленные переправы, где укрытые деревьями стрелки могли нанести большой урон беспомощным и малочисленным всадникам, а сами легко уходили на лодках и ладьях, благо на Руси рек бесчисленное множество. Не дойдя 100 вёрст до Новгорода татары развернулись и ушли из этих негостеприимных лесов в свои южные степи на целых 20 лет .
Но разорённая Русь приглянулась шакалам с Запада, начались стремительные набеги и частые захваты земель. Князь Ярослав с сыновьями, зная незаинтересован ность ордынцев в захвате их земель ввиду их степной жизни, набрав побольше сокровищ, подался в великой печали к хану Батыю на поклон с просьбой защитить их от западных хищников и готовностью платить дань. Поход был успешным - "иго" состоялось. Ярослав получил ярлык на Великое княжение, Александра Батый назвал своим сыном, а сын Батыя Сартак побратался с Александром. В Орде князь Ярослав пользовался большим уважением имел право голоса при принятии важных решений. Батый обещал сохранить традиционную для Руси систему управления и престолонаследи я, право собирать налоги и сборы, издавать законы и совершать правосудие, сохранить письменность и привилегии Православной Церкви. Не без помощи русского посольства Батыю в Великой Орде был присвоен почетный титул "Старший в роде", а также выденлено 4 тысячи сабель для создания собственного государства Золотая Орда, из корых тот Ярославичу, как сыну и в благодарность, выделил 400 воинов для прогнания немцев и литовцев из русских земель. В 1269 г. войска тевтонского ордена угрожали Новгороду. При появлении небольшого татарского отряда немцы, как говорит летопись "замиришася по всей воле новгородской, зело убояхуся и имени татарского». Русь, а вернее та её северо-восточна я часть, которая вошла в состав Улуса Монгольского, оказалась спасена от католической экспансии, сохранила культуру, и этническое своеобразие. Иной была судьба юго-западной - Червоной Руси. Попав под власть Литвы, а затем и католической Речи Посполитой - она потеряла всё: и культуру, и политическую независимость, и право на уважение.
По сути вступив в союз с Ордой Ярослав и его потомки спасли главное - Православие и всё, что с ним связано, самостоятельно принимали решения, определившие ход мировой истории. Часто кажется, что сам Господь давал им знания и силы для принятия единственно правильных решений. Князь Александр Ярославич величайший из рожденных на земле государственных деятелей. Ни Александр Македонский, ни Юлий Цезарь, ни Карл Великий, ни Наполеон, никто не сравнится с Князем Александром Невским по степени влияния на ход мировой истории. Русь была в подчинении 240 лет как покорная и умная, исполняющая Домострой дочь, чем заслужила величайшее наследство - ломящиеся от богатств земли бывшей империи чингизидов аж до самого Тихого океана. Что такое 240 лет на весах истории и вечности?
 
 
0 #18 СОЗЕРЦАТЕЛЬ 29.06.2014 17:49
И все же не совсем ясно.
Почему э то папа не был заинтересован в контроле конечного пути варяг в греки?
Ну захватили, ну пограбили, ну погромили....
Дальше?
Почему бы не продолжить торговые отношения с Русью ко взаимной выгоде?
Не уж то крестоносцы воссевшие в Царьграде не нуждались в северных товарах?
Не уж то не желали торговать своим награбленным?

Не показаны причины по которым один из основных и старейших торговых путей был прерван.
 

Уважаемые читатели! Комментировать статьи могут только авторизованные пользователи.

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Администрация сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх