Чья вина в том, что Южный Судан в рейтинге свободы слова выше, чем Украина?
"Репортеры без границ" опубликовали новый рейтинг Свободы слова. В нем Украина опустилась на 10 позиций – со 116 на 126.
В Алжире свобода слова на одну позицию лучше, чем у нас, а на одну хуже – в Гондурасе.
124 South Sudan 36,20 -13 (111)
125 Algeria 36,54 -3 (122)
126 Ukraine 36,79 -10 (116)
127 Honduras 36,92 +8 (135)
Но меня больше всего интересует в этом рейтинге другая страна – Южный Судан, которая обошла нас на две позиции и занимает 124 место.
Википедия пишет, что Республика Южный Судан – самое молодое государство в мире. Оно получило независимость уже после Косово и Абхазии летом 2011 года путем отделения преимущественно христианского темнокожего юга от более арабизированного и исламизированного севера.
Чем свобода слова Южного Судана лучше украинской?
ЮС по площади – чуть больше Украины. Но мне кажется, что это единственное, чем похожи наши страны. Как получают информацию 10 млн. граждан Южного Судана, 80% которого – неграмотные, то есть не умеют читать и писать?
Телевидение
Вы полагаете, что они смотрят ежедневные новости по телевизору, и политические ток-шоу по пятницам, как и мы? Должен Вас разочаровать.
В стране действует два телевизионных канала. Государственный – SSTV и частный развлекательный Ebony TV (Черное телевидение). Однако из-за отсутствия сети электроснабжения и высокой стоимости телевизоров доступ к телевидению имеет 1-2% населения страны.
Доступ к Интернету, как и к телевидению, ограничен из-за отсутствия сети электроснабжения, высокой стоимости компьютерной техники и услуг провайдеров.
Пресса
Редакция "Citizen" (фото Нью-Йорк таймс) Возможно, южные суданцы читают независимую печатную прессу? Из тех 20%, которые умеет читать?
В Республике Южный Судан издается несколько ежедневных газет, две из которых являются массовыми, а именно "Citizen" и "Jubamonitor".
Ньюс-рум "Citizen" (фото Нью-Йорк таймс)
Типография "Citizen" (фото Нью-Йорк таймс)
Подавляющее большинство экземпляров реализуется через мелкую торговлю и только в столице страны. Небольшие партии печатных информационных газет и журналов поставляются в регионы страны в "сухой" сезон. Во время сезона дождей сообщение с большинством районов страны полностью отсутствует. Общая протяженность дорог с твердым покрытием в Южном Судане составляет до 100 км. "Засушливый период в регионе весьма непродолжителен и длится только в зимние месяцы. Осадки выпадают большую часть года, и только 2-4 месяца практически не бывает дождей. Большие площади в Южном Судане занимают болота", – пишет Википедия.
Радио
Значит, южные суданцы слушают радио! Бинго! В ЮС около десяти радиостанций, в том числе одна правительственная. Они осуществляют радиовещание на ту часть территории страны, которая не занята горными массивами, где сигнал не может пройти из-за особенностей ландшафта.
Может, радио и все другие медиа ЮС активно критикуют власть?
Два самых громких медиа-скандала ЮС связаны с обвинением дочери Президента в непатриотичности – она позволила себе выйти за муж за этнического эфиопа!
Нашим таблоидам такое и не снилось – обвинить дочь Тимошенко в непатриотиченском браке с британским рокером Шоном Карром!
Дочь президента Adut и ее эфиопский избранник Nardes
Президент ЮС ведет свою дочь "под венец"
Дочери президента ЮС досталось от националистов: в отличие от дочери Тимошенко, которая тоже вышла за иностранца, ее обвинили в непатриотизме.
О непатриотичной свадьбе написала третья газета ЮС "The Destiny" ("Судьба"), которую из-за публикации закрыли. Журналист и главный редактор были арестованы службами национальной безопасности и провели в тюрьме две недели. "The Destiny" была закрыта. Президент заявил, что аресты были оправданы (!). После этого в ЮС остались две газеты и ни одна таких выходок не позволяет.
Кроме того, в ЮС были зарегистрированы не единичные факты изъятия из продажи всего тиража газеты за публикацию "запрещенной" информации, а владельцы радиостанций сообщают об угрозах быть закрытыми или об отзыве лицензии на радиовещание на следующий период.
Вы можете себе такое представить в Украине?
В Южном Судане в 2012 убили журналиста. В Украине – никто не погиб в 2012 и осуждены убийцы Гонгадзе
В декабре прошлого 2012 года в Южном Судане рядом со своим домом был застрелен политический обозреватель одной из англоязычных газет Исайя Динга Авуол Абрахам.
Убитый в ЮС журналист
Полиция рассматривает версию убийства на профессиональной почве.
По просьбе США к расследованию подключили американское ФБР.
На Украине, слава Богу, ни один журналист не погиб (в 2012 году). Наоборот – осудили к пожизненному заключению убийцу Гонгадзе – генерала Пукача.
Вряд ли это заслуга власти, но игнорировать этот факт нельзя.
Почему рейтинг репортеров далек от реальности?
В прошлом рейтинге слободы слова "репортеров" Южный Судан также находился выше Украины (111 место против 116 соответственно). Сейчас ситуация повторилась.
Несмотря на то, что Украина потеряла 10 позиций, а Южный Судан 13, эта страна остается в списке выше. Я думал, что у репортеров что-то с головой, но решил сначала проверить методологию рейтинга и нашел слабое звено.
Оксана Романюк монополизировала право выставлять рейтинг свободе слова в Украине
Это представитель репортеров на Украине – Оксана Романюк. Именно она заполняла и отправляла в Париж одну (!) анкету по состоянию свободы слова в Украине.
Я не знаю, с кем Романюк советовалась. Почему это не было сделано гласно и публично, с привлечением экспертов в сфере СМИ и журналистов, чьи имена б могли подкрепить заложенные в анкету данные?
Полагаю, что Романюк, у которой, кстати, нет журналистского образования, заполняла анкету единолично. Я не видел ни одной политической статьи Романюк или материала на любую тему, кроме громких пустых заявлений на журналистские темы.
Полагаю, что если грантодатели в этом году не дадут грант на акцию "безнаказанности", то Романюк о ней тут же забудет!
Насколько я знаю, Романюк когда-то работала литредактором в УНИАН (осенью 2012 она уволилась, а до этого весь 2012 год просидела в декрете; ее основной источник дохода, как рассказали мне в УНИАН – переводческая деятельность при разного рода международных представительствах в Киеве), а не журналистом. Почему она узурпировала право давать оценки свободе слова на Украине? Если она считает, что журналистам легче работается в Южном Судане – пусть поедет туда поработать. Хотя бы на год. Вот тогда сравним впечатления и факты!
Я подозреваю, что Романюк выгодно ухудшать ситуацию со свободой слова на Украине в надежде стать получателем какого-то западного гранта на борьбу за права журналистов. Это сильная мотивация. Ведь если рейтинги Украины станут объективнее, поток донорских средств уменьшится, и многие не смогут их получить даже под бренд "Репортеров".
П.С. Надеюсь, что смогу вывезти весной семью в Париж. Обязательно найду минуту, чтоб заглянуть в офис "Репортеров без границ" и представить им альтернативную от Романюк картину свободы слова на Украине. Пора вынуть их из "теплой ванны", которую им устраивают наши грантополучатели своими отчетами. Иначе, полагаю, французы и другие европейцы и дальше будут считать, что у нас работать хуже, чем в Южном Судане. Готов стать альтернативным каналом информации, чтобы разбить монополию Романюк на правду.