Ищите нефть!
Киплинг говорил: «Востоку и Западу вместе не сойтись никогда».
Американцы и их союзники раздули пожар на Ближнем Востоке. И причина его не в исламе, а в нефти. Фото AFP
Посол Соединенных Штатов в Ливии Кристофер Стивенс стал знаменитым благодаря смерти. В ночь с 11 на 12 сентября — в годовщину взрывов башен-близнецов в Нью-Йорке — толпа фанатиков-исламистов сожгла американское консульство в прибрежном городе Бенгази. Погиб сам глава дипмиссии, три сотрудника консульства — в том числе два морских пехотинца и примерно десяток ливийских сотрудников безопасности, охранявших консульство. О смерти последних чаще всего забывают, передавая только о гибели американцев.
Думаю, ужасные подробности последних минут г-на Стивенса так до конца и не будут однозначно установлены. Все каналы обошли кадры пылающего консульства и информация о том, что посол отравился угарным газом. То, что консульство сгорело дотла, не вызывает сомнений. А вот о смерти посла в будущем могут всплывать еще более страшные версии. Точь-в-точь, как и о смерти Усамы бен Ладена, — скандальная книга о нем с новыми, еще неизвестными подробностями, написанная морпехом, который участвовал в его уничтожении, как раз появилась на американских прилавках.
Восток — дело не только тонкое, но и жестокое. Впрочем, как и Запад. Как говорил Киплинг, «вместе им не сойтись никогда». То, что мы видим: и смерть посла, и горящее консульство, разгромленное людьми, которых еще вчера американские средства информации называли борцами против тиранического режима Каддафи, прекрасно доказывает правоту старого британского поэта, многие годы прослужившего именно на Востоке.
Тут невозможны однозначные оценки. В конце концов это не просто конфликт, а один из вечных конфликтов. К тому же глобальных. Конфликт цивилизаций. Одновременно с поджогом консульства в Ливии египетская толпа разгромила посольство США в Каире. Великая держава на глазах всего мира должна была видеть свой позор — горящий перед телекамерами звездно-полосатый флаг. А искрой, зажегшей пламя, стал готовящийся к выходу в США «просветительский» фильм о пророке Мохаммеде, кадры из которого с арабскими субтитрами просочились в интернет. В мусульманской традиции изображать основателя ислама нельзя вообще. Но экстремисты хотят, чтобы не только они, но и кто-либо не изображал его. Ни на бумаге. Ни на цифре.
Посол США в Ливии Кристофер Стивенс в последние минуты своей жизни. Город Бенгази. 11 сентября 2012 года
Можно было бы назвать это варварством. В конце концов существует множество нарушений подобного табу в самом исламском мире. Старинные гравюры, рассказывающие о жизни пророка, известны любому, кто хоть немного интересовался этой темой. На Западе же, где возможно почти любое религиозное вольномыслие, Иисус давно стал даже персонажем рок-оперы. Однако сводить все к конфликту культур, в одной из которых все можно, а в другой — ничего нельзя, не хочется. По простой причине — именно американцы и их союзники раздули пожар на Ближнем Востоке. Причина его не в зеленом цвете флага ислама, а в черном цвете нефти, не в религиозном духе, а в едва уловимом душке природного газа.
Задохнувшегося от угарного газа Кристофера Стивенса называют одним из отцов «революции» в Ливии. Именно он, если верить СМИ, осуществлял организацию потоков помощи повстанцам против полковника Каддафи и координацию между различными группировками. Говорят, даже, что он погиб, «по ошибке». Оказался не в то время и не в том месте! Действительно, что делать послу в консульстве в каком-то заштатном Бенгази? Ему бы сидеть в посольстве — в Триполи, в самой столице! Но разве может посол такой страны, как США, просто сидеть и ничего не делать? Тем более когда после прошлогодних бомбардировок с французского авианосца «Де Голль» разворотили такое! Не было никакой ошибки. Просто тезис о революции, пожирающей своих детей, получил развитие — на Востоке она съедает еще и своих «отцов». Ибо там все гиперболично, все с особой страстностью. Как жаркий ветер в пустыне!
В реальности политика Соединенных Штатов на Востоке, начиная с 1991 года, это цепь бесконечных ошибок, независимо от того, кто находится в Белом доме, — республиканец или демократ. Последним успехом была «Буря в пустыне», когда американцы спровоцировали войти в Кувейт Саддама Хусейна, а потом силой заставили его вернуться в Ирак. После этого американцы уверовали в свою непобедимость, а заодно и непогрешимость. Они решили не договариваться, а громить.
Один за другим были разрушены вполне дееспособные и укоренившиеся режимы, десятилетиями поддерживавшие стабильность на Ближнем Востоке. Сначала «исчадием зла» объявили Хусейна. Потом вошли в Афганистан. Потом уничтожили стремившегося любыми способами договориться с Западом Каддафи, и отдали на растерзание своего старого союзника в Египте Хосни Мубарака. И на закуску наехали на Сирию. И что в результате? Задохнувшийся в дыму этого фейерверка американский посол в Ливии и полный хаос на Ближнем Востоке, где даже видимость порядка приходится поддерживать только привлечением американских воинских контингентов. В конце концов сил на сдерживание этого хаоса не хватит даже у Соединенных Штатов. Судьбу «демократических» режимов в Афганистане и Ираке, когда оттуда уйдут американские солдаты, нетрудно предсказать — она будет печальна.
Убитый посол США у тела Муамара Каддаффи. Торговый центр города Мисрата. 22 октября 2011 года.
Если Саддам Хусейн и Каддафи не были образцами демократов и человеколюбцев, то их уж никак нельзя было назвать фанатиками или экстремистами. С ними, как и с Асадами в Сирии и Мубараком в Египте, можно было договариваться. А с кем вести переговоры в Ливии теперь? С людьми, появившимися в ночь на 12 сентября с гранатометами из тьмы и во тьму канувшими? Сетует теперь глава внешнеполитического ведомства США Хиллари Клинтон по этому поводу: «Я спрашиваю себя, как это могло произойти? Как это могло произойти в стране, которую мы помогли освободить, в городе, который мы помогли спасти от разрушения? Это показывает, насколько сложным, запутанным может быть мир».
Да, Хиллари! Мир не прост! Наконец-то ты это поняла! Он сложнее, чем любовный треугольник — Билл, Хиллари и Моника. Неужели нужно было вскарабкаться на такой высокий пост, как госсекретарь США, чтобы открыть эту простую истину, видную даже у подножия той горы, что некогда не хотела идти к Мохаммеду? Тогда пророк сказал: «Если гора не хочет идти к Мохаммеду, то Мохаммед пойдет к ней!» А куда теперь идти США? Они уже пришли! Причем как раз накануне выборов нового президента. Пора бы и уходить. Но выход, увы, еще дороже.
Смерть американского посла в Ливии напомнила мне гибель русского посланника в Персии поэта Александра Грибоедова, растерзанного толпой в Тегеране в 1829 году. Но есть и разница. Тогда в Персии толпа разгромила русское посольство, потому что Грибоедов укрыл девушку-армянку, бежавшую под его защиту от своего мужа-перса. Ныне американский посол погиб не из-за женщины, а из-за нефти. Старую французскую поговорку: «Ищите женщину!» — давно пора заменить на: «Ищите нефть!».