Так когда федерализация?
Несмотря на всю свою бюрократическую решительность, регионалы понимают, что никто не может находиться у власти вечно
Накануне майских праздников вице-премьер по региональной политике Виктор Тихонов запустил в медиапространство любопытный месседж: «Я убежденный сторонник децентрализации власти и федерализма... Практика показала, что существующая модель не соответствует современным задачам. Сколько бы мы ни говорили о стремлении стать в один ряд с развитыми странами Европы, если не будем ничего менять, то вряд ли достигнем положительных сдвигов». И при этом сослался на исторический пример Грушевского как убежденного федералиста. Заявление Тихонова интересно тем, что его сделал представитель правящей партии, а не оппозиции. По обычной логике, любой находящийся у власти политик никакого федерализма вожделеть не должен. Власть, как привыкли мы думать, должна только «тащить и не пущать». Однако же пробный шарик запущен — самое время спросить, что бы означали слова Тихонова?
Вряд ли это уже готовая программа нового президента и Партии регионов. Тихонов обмолвился о федерализме в интервью одному из еженедельников, уточнив, что это его личная позиция. Но, если такая позиция имеется не просто у одного из членов партии, а у вице-премьера по региональной политике, то у нее есть реальные шансы превратиться в ряд конкретных шагов по воплощению в жизнь.
Мне думается, что, несмотря на всю свою бюрократическую решительность, регионалы понимают, что никто не может находиться у власти вечно. Это Виктор Ющенко вел себя, как наследственный фараон, почему и превратился в политическую мумию даже быстрее, чем мог бы. У Януковича мироощущение иное. И он, и его окружение постараются использовать время, пока они у руля, для такой реформы госсистемы, чтобы чувствовать себя неуязвимыми, даже сдав дела. Постепенная федерализация Украины — идеальный способ для достижения такого комфорта. Ее хотят и верхи, и те низы, которые живут на индустриальном востоке и не желают тащить на себе депрессивные западные регионы, славные только высокой «идейностью». А значит, слова Тихонова могут стать не просто словами.