Патриарх в телевизоре
Если выбирать самое важное событие нынешнего года, то я бы назвал визит в Киев Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Мы привыкли к колкостям, которыми обмениваются политики, к бесконечному ток-шоу по любому вопросу. Привыкли настолько, что большинство из нас (я в этом уверен) даже не смотрит в последнее время так называемые политические передачи. Хотя иногда люди, выступающие в них, говорят неглупые вещи, но это ничего не меняет, так как эти люди не авторитетны. Их слушают, но к ним не прислушиваются.
Напротив, выступление патриарха на канале «Интер» стоило посмотреть и, главное, послушать. Глава нашей церкви говорил о кризисе, возникшем из-за того, что капиталы сверхбогачей базируются на торговле «фантиками» и на безудержной похоти всех нас к материальным ценностям. Он говорил о нашей цивилизации, о непонятном ему чувстве второсортности, по сравнению с Западом, у многих из нас, о том, что истоки нашего православия — в Киеве.
Но больше всего меня впечатлил пример, который привел патриарх Кирилл об отношении церкви к политике. Он напомнил, как еще в перестроечные времена его спрашивали, почему в Польше католическая церковь однозначно высказывается в пользу «Солидарности», а Русская православная церковь воздерживается от прямой политической пропаганды? Ответ патриарха заключался в том, что наша церковь — то место, где могут встретиться люди разных политических взглядов, как дома.
Слушая его, я ощущал то, что по-украински называется «розчуленням», а по-русски — «умилением». Мне было просто хорошо. Причем неожиданно хорошо. Потому что в последнее время я вообще включаю телевизор только ради каналов мод, чтобы не слушать ахинею, которую несут те, кого мы избрали, чтобы они «защищали» наши интересы и «представляли» нас в различных государственных органах. Но оказалось, что телевидение может быть не только «зеркалом для вампиров», как его часто называют, но и вполне подходящим техническим средством для распространения Слова Божьего. В общем, у нас есть Патриарх. Настоящий. И это здорово.