Главная Воспоминания Как мы с Бузиной монархизмом занимались

Как мы с Бузиной монархизмом занимались

velyka polityka buzyna 0001 1000

Моя глава для книги «Олесь Бузина. Пророк и мученик», которая вышла в свет к третьей годовщине смерти писателя и журналиста.

Наверное, как и большинство людей, сначала я познакомился с Олесем Бузиной заочно, прочитав его книги. Начав со скандально известной «Вурдалак Тарас Шевченко», я был поражён: за ироничным стилем скрывалась огромная работа историка. В этом, как и во всех других произведениях Олеся, не было ни одного недостоверного факта. Естественно, как человек определённых политических взглядов, он этими фактами манипулировал — но никогда не опустился до привычной для украинских писателей и журналистов фальсификации. Хотя Олесь не был профессиональным историком, закончив филологический факультет Киевского университета имени Святого Владимира (ныне временно носящий имя Тараса Шевченко), но именно исследование истории Руси было его истинным призванием. Поэтому неудивительно, что Бузина стал монархистом, полагая, что этот тип государственного устройства — единственный, соответствующий формуле «власть от Бога».

Собственно, именно благодаря монархизму мы с Олесем и познакомились лично. 1 июня 2012 года, в связи с празднованием 60-летия правления Её Королевского Величества Елизаветы II, одной из тем программы «Большая политика» на украинском телеканале «Интер» было обсуждение возможности (вос)становления монархии в странах постсоветского пространства. Естественно, в первую очередь речь шла об Украине и России. Бузину и меня пригласили как представителей двух разных взглядов на то, какой именно монархической традиции следует отдавать предпочтение — Российской или Австро-Венгерской. Познакомившись в кулуарах программы, мы с Олесем начали дискуссию прямо там, продолжив ее в эфире.

Если коротко изложить наши позиции, то Олесь говорил о восстановлении единого для России, Украины и Белоруссии православного царства, которое продолжило бы традиции Византийской империи, а я — о создании на территории входивших в состав Австро-Венгерской империи западноукраинских земель новой монархии, но во главе с представителем старой династии, Габсбургов. Ведь ни последний престолонаследник Дунайской монархии эрцгерцог Отто, ни его сын, нынешний глава Дома Габсбургов Карл никогда не отрекались от титулов Короля Галичины и Волыни и Герцога Буковины.

Однако отсутствие общепризнанного кандидата на роль нового царя Бузину совершенно не смущало, он предлагал пойти по апробированному Россией в 1613 году пути — избрать царя и основать новую династию, причём Владимир Путин в роли монарха Олеся вполне устраивал. Хотя он прямо сказал мне тогда в кулуарах: сторонникам Габсбургов, конечно, можно только позавидовать — никаких проблем с легитимным престолонаследником.

Причём в эфире Олесь напомнил о том, что представитель этой династии мог стать Королём Украины в начале ХХ века, когда на эту роль предлагали архикнязя Вильгельма фон Габсбуга. Тот вырос в Галичине, свободно владел украинским языком, а в марте 1918-го стал командиром легиона Украинских Сечевых Стрельцов, которые называли его «Васыль Вышиваный». Но у истории нет сослагательного наклонения, в Киеве тогда победили «республиканцы» — сначала «народные», потом — «советские социалистические». Правда, для философа и мистика Бузины 5-я статья Конституции Украины, провозглашающая её республикой, особого значения не имела. «Я живу в республике, но в душе я монархист, и я ничего с этим поделать не могу» — заявил он журналистам по окончании программы.

Тему украинской монархии нам с Олесем удалось обсудить еще раз, в более неформальной обстановке, на дне рождения у одного из наших общих киевских знакомых. Я опять наступил ему на «больной мозоль» отсутствия у российских монархистов единого кандидата на престол, он в ответ вспомнил о широте сексуальных взглядов Вильгельма фон Габсбурга. Мой ответ был вполне в духе манипуляций в книгах самого Бузины — мол, для нынешнего западного мира такие пристрастия короля были бы дополнительным бонусом.

Но все эти дискуссии были для мирного времени. После государственного переворота в Украине в феврале 2014 года в стране установилась националистическая диктатура, опирающаяся на силовые структуры — как официальные, так и незаконные. Олесь прямо говорил об этом и в Киеве, и в Москве, где он также был неудобен в связи с резкостью и независимостью своих мнений. Для приверженца идей единства русских, малороссов и белорусов разрастающаяся гражданская война в Новороссии была личной трагедией.

Бузина пытался остановить ее в меру сил, поэтому и принял в начале 2015-го предложение стать шеф-редактором газеты «Сегодня», где он с 2007-го вёл авторскую колонку и блог. Именно тогда мы и общались в последний раз, на мой вопрос — поздравлять или выражать соболезнования? — Олесь ответил «посмотрим, но я должен попытаться». Однако ни остановить, ни даже замедлить машину братоубийственной пропаганды Бузине не удалось, и 10 марта он хлопнул дверью, обвинив медиа-холдинг Рината Ахметова в цензуре и поддержке киевского режима. Я всё собирался позвонить Олесю, поджидал удобного момента... Но момент оказался трагическим: 16 апреля его рядом с подъездом родного дома расстреляли боевики «добровольческих батальонов». В этот день я находился в Вене, но красоты столицы Дунайской монархии в первый раз в жизни не радовали. Не с кем стало серьёзно поговорить о монархизме...

havych 0001 100
Олег Хавич, Facebook

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх