Виновные в убийстве Бузины до сих пор на свободе
Адвокат мамы Олеся Бузины – Ренат Кузьмин: в этом деле столько нарушений, что боюсь не хватит места в газете, если все перечислить. Фото: Фейсбук
Это уголовное дело практически не расследуется, подозреваемые освобождены из-под стражи, а следствие делает все для того, чтобы убийцы не понесли заслуженного наказания.
СЛЕДЫ ИЩУТ В АМЕРИКЕ
- Ренат Равельевич, как сейчас продвигается следствие? Каковы перспективы того, что правосудие на Украине все-таки восторжествует?
- Дело никак не продвигается. Оно давно приостановлено в связи с «выполнением международного поручения» за границей. Прокуроры придумали заведомо невыполнимое международное поручение и на этом основании приостановили расследование. Они направили в США поручение об установлении точного местонахождения подозреваемых во время их работы в «Фейсбуке». Просят установить не IP-адрес, который с реальным месторасположением может не иметь ничего общего, а именно местонахождение конкретного пользователя «Фейсбука». Такая вот прокурорская уловка с целью создания видимости активного расследования. Валентина Павловна, мама погибшего, неоднократно заявляла о том, что хочет от генпрокуратуры правды. Если подозреваемые действительно виновны и этому есть доказательства, то дело в их отношении должно быть направлено в суд. А если они невиновны, то генпрокурор должен установить настоящих виновных и наказать тех, кто водил все это время за нос мать журналиста и общественность.
ДЕЛО ПЕРЕДАЛИ В ОДЕССУ
- Знаю, что дело сначала рассматривалось в Киеве, затем его почему-то передали в Одессу. Чем продиктована такая необходимость?
- Никакой необходимости, как и законных оснований, отправлять дело в Одессу не было. Генеральный прокурор Украины, чувствуя полную безнаказанность, таким способом пытался избавиться от него. Ну представьте, убийство совершено в Киеве, подозреваемые живут в Киеве, все свидетели происшествия живут в Киеве. Адвокаты, потерпевшие и их представители - все в Киеве, а дело почему-то расследоваться должно в Одессе! Кроме того, Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматривает, что уголовное дело должно расследоваться по месту совершения преступления, но, если перефразировать известную русскую поговорку, украинской власти закон не писан…
- Обдумываете ли вы возможность рассмотрения этого дела в Европейском суде по правам человека?
- Да. Это, похоже, единственный способ заставить украинскую власть исполнять законы. Адвокаты потерпевшей стороны уже начали подготовку материалов для обращения в Европейский суд по правам человека.
Этим убийством Украина совершила самоубийство. Фото: Фейсбук
ВАЖНОГО СВИДЕТЕЛЯ ТАК И НЕ ДОПРОСИЛИ
- В одном из интервью вы сказали, что прокурор так и не удовлетворил ваше ходатайство о допросе журналиста Владимира Бойко. О каких подтверждающих материалах по делу Бузины идет речь?
- Владимир Бойко не просто журналист, он возглавлял Общественный совет Генеральной прокуратуры Украины, и к его информации нужно относиться с особым вниманием. Он утверждает, что убийство Олеся Бузины совершили сотрудники Главного управления разведки Министерства обороны Украины. И что позже они были ликвидированы сотрудниками СБУ на конспиративной квартире. Бойко назвал фамилии, должности убийц, мотивы, обстоятельства этих событий и сообщил, где находятся доказательства. Адвокаты потерпевшей стороны направили прокурору ходатайство о допросе журналиста. Скоро полгода, как прокуратура его игнорирует. С Бойко прокуроры даже не провели беседу по этому поводу…
- Какие еще грубые нарушения допущены следствием?
- Достаточно сказать, что следователь даже не провел опознание тела, хотя просто обязан был это сделать. Представьте, если кто-то усомнится в том, что убили именно Олеся, и заявит, что тот жив, а похоронили другого? Такое уже было в деле об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Тогда заместитель генпрокурора заявил, что Гонгадзе жив, а в морге находится труп другого человека… Следствие по делу Бузины утверждает, что убийца использовал один пистолет, в то же время в теле обнаружены пули от разных пистолетов.
Ходатайства потерпевшей стороны о проведении необходимых следственных действий, направленных на установление истины и устранение допущенных следствием нарушений, необоснованно отклоняются прокурорами. Например, установлено, что незадолго до убийства Олеся подозреваемые отрабатывались МВД на причастность к другим преступлениям, включая вооруженные нападения и грабежи, за ними было установлено наружное наблюдение, их телефоны прослушивались. И в это же самое время, по версии следствия, они абсолютно беспрепятственно совершили убийство Бузины! И никто из милиционеров, следивших за ними, этого не заметил. До сих пор к делу не приобщены материалы этого наружного наблюдения, сотрудники МВД, проводившие его, до сих пор не допрошены.
ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ НА ПОРОШЕНКО
- Что может измениться в рассмотрении дела об убийстве Олеся в связи с недавним решением суда о возбуждении уголовного дела по факту получения генпрокурором Луценко взятки?
- Если 20 апреля суд примет решение о восстановлении на работе Шокина (уволенного ранее с поста генерального прокурора Украины), то решение по делу Бузины придется принимать уже ему. Но учитывая, что оба эти генпрокурора полностью зависимы от президента, да еще и его кумовья, то вся ответственность за судьбу этого дела по-прежнему лежит на Порошенко.
- Помнится, президент Порошенко в 2015 году завил, что расследование будет под его личным контролем. Теперь всем понятно, какого рода этот контроль…
- Прокуроры так и не установили, кто же украл у них же самих часть материалов из этого уголовного дела, а ведь с момента возбуждения расследования по факту похищения этих важных документов прошло немало времени.
Вместо всего этого прокуратура приложила немало усилий для отстранения меня от участия в деле. Прокурор - процессуальный руководитель - своим постановлением абсолютно незаконно запретил мне оказывать правовую помощь потерпевшей. Правда, пока безрезультатно – суд стал на сторону потерпевшей и восстановил меня в правах ее представителя в этом деле.
По закону именно генпрокурор должен дать профессиональную оценку действиям подчиненных, лично вникнуть в это дело и принять процессуальное решение о его дальнейшей судьбе. Жаль, что у постмайданного генпрокурора Украины, который является кумом действующего президента, нет юридического образования, а правовых знаний, полученных им в тюрьме, для этого поста явно недостаточно.
Генпрокуратура под его руководством попытается снять с себя ответственность и обвинить в развале этого дела кого угодно, хоть адвокатов, хоть потерпевших, хоть судей, представив их вредителями, «работающими на общего врага».
Надеюсь, что мировая общественность все же обратит внимание на дело об убийстве Олеся Бузины, как в свое время обратила внимание на дело об убийстве Георгия Гонгадзе, что позволит наконец привлечь убийц к уголовной ответственности.
Беседовала Юлия Андриенко, КП