Апелляции к несостоятельности
Поиски украинским руководством благосклонности со стороны НАТО и ЕС, выпрашивание финансовой помощи и членства, попытки решить свои проблемы за чужой счет при одновременном декларировании суверенности выглядят удручающе.
В последнее время все отчетливее прослеживается линия украинского политического руководства на предъявление претензий и требований в адрес международных организаций, а также государств, которые принято считать партнерами и союзниками. Доходит уже до отбрасывания пиетета и даже до насмешливых оценок, какие украинские спикеры, видимо, считают похвально дерзкими и оригинальными, несмотря на то, что они отнюдь не новы.
Так, выступая на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Зеленский заявил о том, что эта организация стала супергероем на пенсии, – т. е. фактически констатировал ее несостоятельность. Одновременно он призвал оживить ее, тут же дав понять, что дело это гиблое.
Отчасти такие оценки справедливы. Указанная организация объективно не соответствует изменившимся в мире обстоятельствам. Она создавалась в преддверии холодной войны между двумя военно-политическими блоками государств капиталистического (во главе с Соединенными Штатами) и социалистического (во главе с Советским Союзом) лагерей и гонки ядерных вооружений как широкая международная переговорная площадка. Теперь другие времена, иная геополитическая ситуация. Идея объединения наций на общей основе дискредитирована, а переговорных площадок и каналов коммуникации хватает и без ООН. Мировые лидеры по инерции еще используют ее, в частности, чтобы продемонстрировать свое остроумие и чувство юмора. Как, например, британский премьер Б. Джонсон, прибегнувший в своем выступлении к сравнению себя с мифологическим Бореем. По сути, ООН – это мировой «открытый микрофон»: можно высказаться в свое удовольствие, но слушателей произносимые речи ни к чему не обязывают.
Ввиду изложенного претензии к ООН выставляют их инициаторов в, мягко говоря, не очень-то выигрышном свете.
Это же касается и упований на защиту со стороны НАТО и членство в Евросоюзе. Иссякание изначальной энергетики, обюрокрачивание, внутренние противоречия и разногласия, жесткий прагматизм этих организаций и государств-членов по отношению к не членам – вовсе не выдумка враждебной пропаганды.
Поиски украинским руководством благосклонности со стороны НАТО и ЕС, выпрашивание финансовой помощи и членства (а в случае с военно-политическим блоком – еще только промежуточного решения о предоставлении ПДЧ), попытки решить свои проблемы за чужой счет при одновременном декларировании суверенности выглядят удручающе.
Словесная эквилибристика вокруг темы евроатлантической интеграции Украины давно превысила разумную меру. Повторяющиеся однообразные сцены спектакля о «неразделенной любви» с репликами украинских официальных лиц о несомненном усилении НАТО Украиной в случае ее вступления в Альянс, о необходимости предоставления Украине четкой временной перспективы вступления (ну когда же?) должны вызывать у граждан чувство стыда.
При этом украинский МИД, пребывающий, что называется, на своей волне, оценивает эту постыдную практику как «проактивную, смелую и зрелую внешнюю политику, которая укрепляет позиции Украины в мировом сообществе».
Очевидно, что путем пресмыкательства и выпрашивания, в которых на самом деле преимущественно состоит украинская внешняя политика, выгодные договоры не заключаются. Это утверждение справедливо как с точки зрения бытовых, так и международных отношений.
Казалось бы, следует исходить из этой очевидности и перейти к решениям и действиям в реальных, а не выдуманных условиях. Что предполагает отказ от постмайданной мифологии, компромиссы в отношениях с РФ, прагматизм – с западными «союзниками» и т. п.
Однако власть на это не способна. Она предрасположена к раздаче интервью, прожектерству, реформаторским реляциям при общем упадке, демонстрации претензий на решение мировых проблем при нерешенности своих внутренних, созданию параллельного мира, продолжает контрпродуктивную линию позиционирования своей страны жертвой агрессии и обмана и т. п.
Предъявляя претензии к международным организациям, она взяла за правило игнорировать рекомендации и замечания Мониторинговой миссии, УВКПЧ ООН, ОБСЕ и прочих Венецианских комиссий.
Первое лицо украинской власти, похоже, продолжает пребывать в заблуждении в отношении силы своего обаяния, актерского таланта и их значения для решения серьезных государственных проблем. А может, и не пребывает, но лишь делает, что умеет.
Представители властных кругов в своем большинстве, следуя конъюнктуре и веяниям наверху, тоже делают то, что умеют и к чему лежит душа, но так, чтобы это не влекло осложнений и серьезных издержек. Грозят Кремлю, поскольку предполагают безнаказанность, полунамеками упрекают западных «партнеров», поскольку это допускается. А иного и не представляют.
И потому разумные и правомерные требования сограждан к власти – это апелляции к несостоятельности. Которая тем временем находит множество подтверждений, начиная от самых простых, таких как неспособность руководства государства упорядочить комментарии множества официальных и самозваных спикеров, болтающих, что кому вздумается, до сложных вопросов обеспечения правопорядка. Внедряется практика внесудебного разбирательства, что относит страну далеко от пути к пресловутым европейским стандартам. Поистине «прорывным» в данном отношении является засекречивание оснований для введения санкций, что сближает их инициаторов с инквизиторами Средневековья и «тройками» 1930-х годов.
Лакмусовой бумажкой несостоятельности, уже излишней станет реализация претенциозных намерений в отношении демонтажа олигархически-кланового строя. Это видно уже по тому, как продвигался и принимался соответствующий законопроект (№ 5599), который вернее было бы называть законом о борьбе с неправильными олигархами. В принятом теперь стиле пафосного словоблудия он провозглашается чуть ли не эпохальным, хотя есть все основания утверждать, что дело закончится пшиком.
Лица, которые не могут довести до ума ни одного резонансного расследования и начинания, которые устраивают комедии наподобие эпопеи с судьей Чаусом или закрытием въезда певцу Киркорову, заявляют о скором решении такой глобальной задачи, как слом олигархической системы (частью которой они в той или иной мере являются).
Справедливости ради надо заметить, что столь неприглядное положение стало следствием не какой-то злонамеренности нынешних правителей, а деградации изначально ущербной политической системы, которая и породила такое качество правления.
Как свидетельствуют история и литературная классика, на маниловщине и хлестаковщине можно протянуть какое-то время, но дело всегда заканчивается крахом. Вопрос только в цене для труппы этого спектакля, его добровольных и вынужденных зрителей.
Петр ПЕТРОВ, для BUZINA.ORG