Оксана Марченко — свеча, а не «подсвечник»
Впечатления после просмотра 1-й серии фильма «Паломница»
Со скепсисом начинал смотреть первую серию религиозно-публицистического киноцикла Оксаны Марченко «Паломница». Ну что нового она может рассказать о Киево-Печерской лавре верующим? И чем заинтересовать людей, далёких от Бога, если это десятилетиями не удавалось специальным телеканалам, елейно вещающим о святынях под медитативную музыку каких-нибудь Нью-эйдж гуру.
Намеревался было упомянуть в начале рецензии целый ряд деятелей, которые шли в политику (а Оксана, в силу известных обстоятельств теперь и политик) с обетами защиты веры и наших традиционных ценностей...
Но в первые же минуты просмотра «вырвал этот лист из машинки, смял его и вышвырнул в корзину». Не хотелось даже упомянуть их имена в связи с тем, что увидел. Нет, я не буду утверждать, что произведение сестры Ксении — шедевр. Не могу его в полной мере оценить хотя бы потому, что достаточно глубоко в теме, а тут нужен свежий взгляд. Да, проскакивало пару церковно-исторических неточностей (но это уже вопрос доверия к источникам); что-то я бы переснял...
Но всё это далеко не главное.
А главное, что я четыре раза пускал слезу. Признаюсь — душевно очень толстокожий. Не стану говорить, в каких моментах. Зритель и сам на них потянется за платком. Одно скажу, автор фильма в них находит ответ на извечный человеческий вопрос-претензию к Богу «За что же Господь посылает нам беды? Неужели Он может быть таким жестоким?». Ещё раз, автор не вещает, не даёт ответ. А находит.
И это — смирение — первый признак веры.
Веру я увидел (а, вернее, услышал) на первых же секундах ленты. Оксана, вспоминая детство, назвала имя бабушки. Кто-то просто бы сказал: «моя бабушка была верующей». Оксана сказала «бабушка Аня». Потому что упоминание имени — уже молитва Господу за близкого человека. В том числе, и благодарственная молитва за то, что Господь послал такую бабушку.
Теперь о самом фильме.
В самом его начале мы видим, что соавтором изложения истории Киево-Печерской лавры выступает знаменитая евпаторийская художница, мастер песочной анимации, единственный в мире обладатель двух золотых наград в чемпионских сериях «Америка имеет талант» и «Британия имеет талант» Ксения Симонова (которую, подозреваю, открыла миру та же Марченко с её шоу «Украина имеет талант»). В силу известных обстоятельств у украинского зрителя нет шанса увидеть последние работы таврического гения, и «Паломница» предоставляет возможность видеть чудо.
О чудесах в прямом смысле — происходящих в Лавре и в небе над ней в наше, казалось бы, столь техногенное время — рассказывают наместник монастыря митрополит Павел и архимандрит Дамиан.
А о. Дионисий на примере знаменитой фрески у Ближних пещер раскрывает «главную тайну потусторонней жизни», особо интересующую наших милых «церковных бабушек»: что же происходит с душой усопшего на третий день и после него. Впрочем, экскурсоводом по загробному миру вполне может выступить и знаменитый боксёр Александр Усик, еженедельно просиживающий на своей излюбленной скамеечке перед фреской воздушных мытарств, прежде чем спуститься к пещере святого Ильи Муромца.
Ну и об элементе сенсационности.
Все знают о Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Но есть еще одна галерея, по мнению исследователей, гораздо более протяженная, чем обе вышеупомянутые вместе взятые. И уж точно более древняя.
Когда Илларион, святой Киевский митрополит XI в., выкопал для себя пещеру в густом лесу близ села Берестово (и заложил тем самым Киево-Печерский монастырь), рядом — в считанных сотнях метров — уже был обжит целый катакомбный город.
Сейчас этот пещерный комплекс называется Варяжским. А церковный историк XVII в. Афанасий Кальнофойский называл его Разбойничьим. По преданию, в них когда-то прятались норманны, которые грабили направлявшиеся в Византию суда (лабиринты действительно выходили на берег Днепра). По другой версии, пещеры названы в честь варангов-легионеров, принявших в византийском войске православие. Возвратившись на Русь, они основали на Печерских холмах монастырь греческого типа.
С Дальними пещерами Варяжские были соединены в XVIII в. Сегодня проход перекрыт чугунной решетчатой дверью, которая открывается только для инженеров-геологов и смотрителей лаврских подземелий. Иногда для сотрудников паломнического отдела лавры — просто чтобы имели представление. В Варяжских пещерах, в отличие от Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской лавры, все осталось как тысячу лет назад — никакой побелки, никакой крепи потолков, никаких чугунных плит под ногами.
Я не припомню, чтобы кто-то ранее показывал видеосъёмку Варяжских пещер. Так что у зрителей «Паломницы» есть возможность совершить вместе с Оксаной Марченко открытие.
И последнее. Редко кому показывают святые мироточивые головы монахов, похороненных в лаврских пещерах сотни лет назад. Оксана целует череп одного из них — святого папы Римского Климента. Признаем, на это способен только истинный христианин. Вот почему я верю: она — не очередной политик-подсвечник, но свеча горящая.
В общем, мы не только узнали много нового о Киево-Печерской лавре. Своим фильмом Оксана Марченко показала, как важна духовность в нашей жизни. И это не затёртая фраза — судя по популярности «Паломницы», лента интересна не только верующим, но всей аудитории XXI века, неравнодушной как нашему прошлому, так и к будущему.