О нашем языковом Курдистане
Обычно не описываю свое участие на эфирах. Более того, никогда их не пересматриваю. Уж очень капризый в этом плане. Но когда эфир о языке, тут уж сами понимаете, пройти мимо невозможно, как и мимо оброненного кошелька.
Тема нас и раскалывает, и задрачивает, и заставляет эмоционировать даже немых. Украина в этом плане обреченная страна. Когда-то на наших руинах будут писать книжки с заголовками «Искусство ненавидеть» и «От ракетостроения до языковых штрафов: the end одной страны».
Но ближе к передаче. Никогда не критиковал Наташу Влащенко, да и кто я такой, чтобы критиковать самого успешного тележурналиста нашей страны, но вот выбор пары «у барьера» был очень странным. Напротив министра культуры Ткаченко стоял главцензор из гуманитарного комитета Рады Потураев. И вот они обсуждают языковую политику. Представьте Третий рейх и два штандартенфюрера СС ведут дискурс об окончательном решении еврейского вопроса. Вот этих засранцев стоит отправить на Мадагаскар, или все же разместить в газовых камерах повышенного комфорта?
И не забываем, что тут же по соседству сидит кристально чистый представитель арийской расы Лариса Ницой. Удивительнейший могильщик всего человеческого. Если бы Ницой была языковым омбудсменом в Тернопольской области, она бы за неделю на пальцах с мелочью пояснила местным, что те не знают украинского.
Смотрите, кто о чем говорил, пересказывать не буду. Кто захочет, посмотрит эфир. Я тут больше о настроениях и о том, куда мы катимся. Ткаченко, тот что министр нашей чудесной культуры, проводит последовательно политику социального расизма. Прямо скажем, не он ее начал, но какая нам разница кто, если человек этим дышит?
Потураев для психиатров персонаж гораздо интереснее. Ему, конечно же, Советского Союза очень сильно не хватает. Он там был бы своим на любой партийной должности. Навесить клише, обвинить оппонента в кремлевских нарративах и обнаружить врага народа — это его базовая метода общения. Правда, закадычная дружба с алкоголем накладывает некоторые издержки. Мимоходом Потураев может разоблачить столб в работе на вражескую разведку. Вчера, например, он додолбался до Влащенко, хочет ли та войны. Затем Лямца, который усомнился в законности закрытия телеканалов Медведчука, сделал «русским агентом».
Это такой уникальный психотип морально и психически надломленного человека. Вот если бы его назначили завхозом свинарника, он будет днем среди животных проводить политсобрания, а по утрам орать, какая свинья у него украла кошелек. И вот этот сгусток комплексов, напомню, в нашей стране отвечает за проведение гуманитарной и информационной политики.
Вести любой разговор с такими людьми о том, почему нельзя запрещать любой язык, в общем-то бессмысленно. Это все равно, как объяснять педофилу, почему трахать детей — это плохо. Педофил боится только закона и общественного осуждения. А у нас даже с общественным осуждением не складывается. Людям каждый день прямой наводкой вбивают в мозг, что если кассир скажет «пакЕт», а не «пакЭт», то она заслуживает увольнения.
Но я расскажу, что нашу горемычную страну ждет впереди.
Первое. Мы продолжаем жить во взаимной ненависти. Все общество ею пронизано. А разделенное и ненавидящее друг друга общество не может быть успешным. Ни в чем. И никогда. И Украина это годами доказывает.
Второе. В нашей стране продолжается дебилизация политического процесса. В стране по-прежнему будут главенствовать силы, которые предлагают примитивную повестку — за и против такого-то языка. Это значит, у нас так и не будет конкуренции по идеологической и экономической повестке. Это удел цивилизованных стран. А у нас тут хуту и тутси.
Третье. В стране продолжает формироваться глубинное общество. Общество людей второго сорта. Наш глубинный Курдистан. Оно ненавидит этническую модель Украины, которую начали строить после Майдана. Но это сложная конструкция для обывательского понимания. Поэтому ненависть будет упрощаться до ненависти к самой стране.
И да, угнетенные приспосабливаются ко всему. В гетто были и свои магазинчики, и своя полиция, и натуральные свадьбы. Но вся эта конструкция рушится при первом тектоническом сдвиге в виде внешнего геополитического вмешательства. Посмотрите на Ирак после захода туда Штатов. Где тот единый Ирак? А где та единая Сирия? Курды и там, и там создали свои ЛНРы и ДНРы. Собственно, и у нас уже есть свой Курдистан на Донбассе. Сами можем наглядные примеры подавать.
На первом курсе студентоте рассказывают о трех признаках государства. Территория. Суверенитет. Население. Территорию мы уже немного так просрали. Сами же сдаем свой суверенитет. Ну и продолжаем делить население на стаи. И это при том, что украинцы ежегодно выпиливаются на 300 тысяч человек. Год прожили — минус Чернигов. Еще год — минус Винница.
Языковой вопрос — это ключевая проблема пока еще нашей страны и общества. Наш базис и надстройка. Если мы его не решаем по человеческим законам, Украина обречена быть неуспешной. Во всем.