Леонид КАДЕНЮК: «Не так живем, ребята!»
Леонид Каденюк. Фото: imperiya.by
Умер Леонид Каденюк. Царствие Небесное. Вселенско-спокойного сна...
Так, кажется, и не смог он найти свое место в посткосмической жизни.
Жаловался, что «ни мой опыт, ни знания, ни дружеские и партнерские отношения с космонавтами всего мира не нужны Украинскому государству», что Ющенко «отжал» у него и машину, и квартиру, вогнал в долговую яму. Хотя офис у него был шикарный -- на Банковой, неподалеку от президентской администрации, напротив Нацбанка.
«А однажды вскочил в троллейбус, натянул шапку на глаза, чтоб меньше разговоров было, и не успел прокомпостировать билет, как контролер за руку: «Платите штрафС. А молодой человек, который рядом стоял, меня узнал: «Это же наш первый космонавт». Контролер сразу извиняться начал, а люди стали сетовать на государство, которое своего единственного космонавта обеспечить не может. Грустно это все, конечно…»
8 лет назад с ним беседовал...
Герой Украины, летчик-испытатель 1-го класса, космонавт-испытатель, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, народный депутат Украины IV созыва, государственный служащий 1-го ранга, член правления Украинско-Немецкого форума, вице-президент аэрокосмического общества Украины, почетный профессор нескольких вузов... Казалось бы, человеку с такими регалиями, единственному космонавту государства положено жить, как у Христа за пазухой, а его опыт и знания непременно будут востребованы, но...
За бортом
— Какую должность вы занимаете сегодня, Леонид Константинович?
— Я — безработный. Как это ни печально, но ни мой опыт, ни знания, ни дружеские и партнерские отношения с космонавтами всего мира, получается, не нужны Украинскому государству.
Несмотря на это, я много работаю. Как член правления аэрокосмического объединения «Сузір'я», как член коллегии Национального космического агентства. Сотрудничаю с НАНУ, занимаюсь общественной деятельностью. В прошлом году завершил работу над книгой воспоминаний «Миссия — космос», где подробно описал свой полет на космическом корабле «Колумбия» и поделился размышлениями о Вселенной. Книга вышла на украинском языке, сейчас пишу новые главы для издания на русском.
То есть вроде бы и занят, но по сути — безработный.
Не скрою — меня такое положение не радует. Я хочу быть полезным Украине, хочу, чтобы меня, как говорится, использовали по полной программе. Но почему-то остаюсь за бортом.
— Вы, вероятно, имеете в виду борт большой политики? Наверное, скучаете по парламентской деятельности, работе в высших эшелонах власти?
— Зачем кривить душой — скучаю. Я стал народным депутатом буквально на следующий день после возвращения из космоса. Ко мне сразу же стали обращаться люди со всей Украины с самыми разными проблемами и просьбами. И это продолжается по сей день. Политика стала для меня вторым космосом.
— А какой политической силе вы отдаете предпочтение?
— Никакой, но ближе по духу Партия регионов. Хотя вопросов и к ней много. Мне бы хотелось, чтобы меня задействовали как профессионала и в космонавтике, и в авиации. Я же не просто испытывал самолеты, готовился летать в космос и совершил полет, я принимал участие в создании сложных авиационных и космических систем. Изучал медицину, биологию, астрономию, астрофизику, геологию, экологию...
Может, это не совсем скромно, но в Советском Союзе с такой подготовкой и опытом было меньше 20 человек. У меня масса знакомых в руководстве НАСА, половина руководства Европейского космического агентства — мои друзья, не говоря уж о российском. Но почему-то меня не используют по полной программе в хорошем смысле этого слова. Меня это удивляет!
— А вы пытались достучаться до президента, премьера?
— Три недели назад написал заявление Виктору Януковичу с просьбой зачислить меня советником по вопросам космоса, авиации и высоких технологий, но пока ответа не получил.
— Неожиданное начало разговора. Я считал, что единственному космонавту страны по умолчанию полагаются признание и почет. Да и многие читатели, думаю, не сомневаются, что у Героя Украины Каденюка жизнь, как сахар, что он ни в чем не нуждается и все может себе позволить.
— Уважение остается. Даже «оранжевые» относились ко мне уважительно. В отношении жизненных благ... В свое время Леонид Кучма предоставил мне служебную машину как советнику и первому космонавту Украины. Кабинет Министров в качестве дачи — двухкомнатную квартиру в Конче-Заспе, за аренду которой я платил на льготных основаниях.
Но когда к власти пришли «помаранчевые», и машину, и квартиру у меня забрали. Причем за квартиру произвели перерасчет задним числом и мне пришлось платить, влезая в большие долги.
— А в суд подать не пытались?
— Мне советовали. Но я не захотел в это ввязываться.
— Статус безработного предполагает пользование общественным транспортом...
— Вообще-то я пользуюсь автомобилем Верховной Рады, но в ограниченном режиме. Поэтому иногда приходится пользоваться и общественным транспортом. Езжу, бывает, в метро, на троллейбусе. Люди часто меня узнают, удивляются: космонавт и в метро, как же так?! «Нравится», — отвечаю.
А однажды вскочил в троллейбус, натянул шапку на глаза, чтоб меньше разговоров было, и не успел прокомпостировать билет, как контролер за руку: «Платите штраф». А молодой человек, который рядом стоял, меня узнал: «Это же наш первый космонавт». Контролер сразу извиняться начал, а люди стали сетовать на государство, которое своего единственного космонавта обеспечить не может. Грустно это все, конечно.
Мать могли убить бандеровцы
— Ваше отношение к давнему спору, кого следует считать первым украинским космонавтом?
— Мне все равно, как меня называют, но если рассуждать логически, Павел Романович Попович — легендарная личность, первый украинец, который побывал в космосе, но в качестве советского космонавта. А под украинским флагом, с государственной символикой, с украинским гимном, который, кстати, звучал в космосе, летал я. Так что первый украинский космонавт в полном смысле этого слова — все-таки Каденюк.
— Как вы относитесь к тому, что список Героев Украины пополнился Степаном Бандерой? Не испытываете ли дискомфорт, находясь с ним в одном ряду?
— Предыдущая власть поднимала много вопросов, далеко неоднозначно воспринимаемых украинским обществом и таким образом раскалывающих его. Подобного рода постановления отнюдь не способствуют укреплению нашего международного имиджа как демократического государства. Более того — они позорят Украину.
В средней школе и вузах (Черниговское Высшее военное авиационное училище летчиков и Московский авиационный институт) я изучал историю, философию, политэкономию, диалектический материализм, психологию, социологию, научный коммунизм также открывал много истин и всю жизнь интересовался политикой. Так что мое видение происходящего в нашем обществе имеет серьезную почву.
Сторонники УПА, С.Бендеры и Р.Шухевича утверждают, что негативное отношение к ним сформировано советской пропагандой. Я с этим никак не могу согласиться. Более того, советская власть во избежание «накала страстей» разумно замалчивала те события. И многие факты тех лет я узнал уже в независимой Украине. В 1955 году, когда вышло постановление Верховного Совета СССР об амнистии советских граждан, сотрудничавших с немецко-фашистскими захватчиками, многие из вояков УПА вышли из леса и на этом была поставлена точка. Никто их никогда не трогал. Ни в учебниках истории, ни в прессе, ни в художественной литературе они не упоминались.
Надо сказать, что архивы архивами, но для меня самая объективная информация — рассказы очевидцев.
Сам я родом с Буковины, и хоть это территория, где УПА была представлена не столь масштабно, как в западных областях, земляки, односельчане делились со мной жуткими воспоминаниями о деяниях вояков из бандеровского буковинского куреня.
Мою маму в возрасте 20 лет (она жила под Николаевом) в 1944 году направили работать учительницей в село в Тернопольскую область. И когда она приехала туда с красивой украинской фамилией Гончаренко, сразу получила статус «москалька». Таких «москалей» тоже убивали, считая их агентами НКВД. Мама рассказывала, как ей приходилось прятаться в погребах, в конце концов пришлось бежать домой. Случилось это после того, как на стене школы борцы с советским режимом написали смолой лозунг «Смерть Сталину!», а на следующий день надпись кто-то забелил. За такое самоуправство убивали, и мама подумала, что ее в этом заподозрят и ночью тайком сбежала из села.
О зверствах бандеровцев рассказывал мне и первый польский космонавт Мирослав Гермашевский — он родился на Волыни в 41-м году. Бандеровцы убили его деда семью ударами штыка в грудь, расстреляли отца, нескольких родственников. А его маме пришлось однажды с двухлетним Мирославом скрываться в зимнем лесу: она спрятала сына в укромном месте, потом заблудилась, и малыша нашли уже утром — думали, что замерз, но выжил — даже в космос слетал.
— В Википедии утверждается, что после распада СССР вы приняли российское гражданство и только в 1995 году — гражданство Украины.
— Это неправдивая информация, но я действительно 20 лет прожил в России, для меня Россия и Украина — два родных дома. Мне одинаково близки как русский, так и украинский языки, и я считаю, что пришло время от националистической идеологии возвращаться к нашим истокам. К Киевской Руси, где в один день крестились два наших народа.
Есть еще один миф, что в Советском Союзе украинцев зажимали, не предоставляли возможность для карьерного роста и т. д. На это я хотел бы сказать следующее. Когда я пришел работать летчиком-испытателем в один из самых секретных и одновременно знаменитых институтов — Государственный Краснознаменный Научно-исследовательскоий институт ВВС им. В.П.Чкалова, в котором испытывались все советские самолеты, начальником института был генерал-полковковник Гайдаенко, его первым заместителем генерал-майор Бутенко, еще одним заместителем генерал-майор Коваленко, начальником службы безопасности полковник Костюченко, комэски — полковники Картавенко, Максименко, Павленко, Рухлядко. Иногда кто-либо из россиян, перечисляя эти фамилии, на какой-то останавливался и шутя говорил: «Ну и прочие Каденюки».
Космическая отрасль суперрентабельна
Звездный час первого космонавта Украины
— Раньше полет в космос считался чуть ли не высшим достижением человека, и многие школьники мечтали стать космонавтами. А сегодня? Стоит ли грезить космическими далями украинским детям или для них путь на орбиту закрыт?
— Вероятность стать космонавтом действительно мала. К сожалению, Украина не ставит перед собой цели воспитания будущих космонавтов, но на встречах со школьниками я говорю: если эту мечту удалось воплотить в жизнь мне, мальчишке из буковинского села, то ее может осуществить и любой из вас.
Замечу, что первых космонавтов отбирали из летчиков-испытателей. Это решение принял Сергей Павлович Королев, и для своего времени оно было правильным: летчикам знакомы перегрузки, перепады давления, стрессовые ситуации, закаляющие нервную систему. Но сегодня все чаще в космос летают ученые — биологи, астрономы, физики, люди технических специальностей, близких к авиации и космосу.
Но надо не просто мечтать, не просто поддерживать физическую форму, но и быть целеустремленным.
Такой пример. Закончил школу в 16 лет, а в летное училище зачисляли 17-летних. Но я все равно пошел на районную медкомиссию. Мне отказали — приезжай на следующий год. Стал уговаривать, как сейчас помню, майора Владимира Ильича Михеева, и он позвонил в загс, где выписываются метрики, и произнес фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Давайте, — говорит, — поможем парню. Может, когда-нибудь будем встречать его на космодроме с цветами». Так я стал на год старше.
Но как-то, уже после отбора в отряд космонавтов, меня вызвал к себе начальник Центра подготовки космонавтов, дважды Герой СССР Георгий Береговой: «Слушай, кадровики обнаружили у тебя в документах, что твой брат родился 28 января 1951 года, а ты 28 января 1950-го. Как можно объяснить такое совпадение?» А мы с братом — двойняшки, родились с разницей в 15 минут, и не пытаясь оправдываться, что, мол, родители так рассчитали, я сказал правду. В ответ Георгий Тимофеевич сказал, что его фронтовые друзья, чтобы попасть в авиацию, приписывали себе и по 5 лет. Пожал мне руку, и на этом вопрос был закрыт.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы космического будущего нашей страны?
— Украина является космическим государством, имеет полный цикл отработки космической техники — от конструирования до запуска ракеты-носителя. На сегодняшний день в мире примерно 150 стран используют космические технологии, но единицы имеют этот цикл. И это внушает оптимизм. Однако надо понимать, что треть космических технологий остались на Украине после развала Союза, и будет большим преступлением растранжирить этот подарок судьбы.
Мы должны укреплять сотрудничество между Россией и Украиной. Однако, к сожалению, в последние 2—3 года россияне отказались от многих программ в связи с тем, что Украина нацелилась вступать в НАТО. Об этом говорилось и на недавней встрече с российским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым, который приезжал в Киев по приглашению Национального технического университета «КПИ». Визит был приурочен к 45-летию первого выхода человека в открытый космос и 35-летию полета космического корабля «Союз—Аполлон».
Есть данные, что американцы, вкладывая деньги в космическую отрасль, с каждого доллара получают 14 долларов прибыли. Это же колоссальная рентабельность!
Но если в прошлом году американцы вложили в космос более 16 млрд. долларов, Украина — лишь 300 млн. грн. А заработала — полтора миллиарда грн. К тому же космическая отрасль нацелена на поднятие экономики и промышленности. Ведь для того, чтобы создать космический летательный аппарат, надо решить очень много технических проблем, что влечет за собой развитие новых технологий, науки, производств.
О космическом гении
— Наверняка вам постоянно задают вопрос, не видели ли вы в космосе что-то необыкновенное?
— Самый популярный вопрос, который задают и школьники, и люди преклонного возраста, и ученые, — о существовании высшего разума.
Надо признаться, что космический полет дистанцировал меня от той науки, которую мы изучали в школе. Но не в том смысле, что я что-то отрицаю. А в том, что у меня сформировалась своя точка зрения. Космос меня приблизил к пониманию, что без высшего разума ничего не происходит. Повторюсь — приблизил! К этому, кстати, сегодня приходят и ученые.
Известно, например, что биологическая жизнь на Земле существует благодаря взаимодействию молекул нуклеиновых кислот. Алгоритм этого взаимодействия очень сложный, ученые не могут его расшифровать, но считают, что столь совершенный алгоритм кто-то должен был создать.
Я полностью разделяю мнение американского астронавта Джона Гленна (первый космонавт, совершивший орбитальный полет; во второй раз он слетал в космос в 2002 в возрасте 77 лет): «Когда смотришь в иллюминатор, не верить в Бога не можешь». Правда, то, что он называет Богом, я называю высшим разумом.
— То есть от религии вы также удалены?
— Да, так воспитан.
А еще там возникает мысль, что на такой красивой планете, как наша, должна быть красивая жизнь. Само слово «космос» переводится с греческого, как «порядок», и в том порядке остро понимаешь, насколько неправильно живет человеческое сообщество. Ну, не так мы живем, ребята! Не так должны жить.
— Вы верите в то, что американцы были на Луне?
— Сложно сказать. Если вспомнить, что это был 1969 год, возникают большие сомнения, ведь в то время технические возможности не позволяли совершить такой полет. Это была чрезвычайно сложная задача. Если они ее выполнили — они молодцы.
— Уклончиво отвечаете. Вроде бы — верю, а вроде — нет. А в то, что на Луне будут сады цвести, верите? Каковы перспективы покорения космоса?
— Освоение Луны когда-нибудь начнется. И к этому подтолкнет энергетическая проблема. На Луне, по расчетам ученых, находится более 10 млн. т изотопа гелия-3. На Земле его менее 1 т. А одна тонна этого изотопа эквивалентна 160 млн. т нефти.
— Люди будут жить в космосе?
— Думаю, да. Один «дом» — международную орбитальную станцию уже достраивают. Кстати, когда она будет полностью собрана (а это должно произойти в этом году), она будет весить 377 т. Только вдуматься! Эти 377 т летят со скоростью 7,9 км в секунду!
Давайте вспомним, что с тех пор как человек начал покорять космос, прошло совсем немного времени. Первый спутник запустили в 1957-м. Всего за 50 с небольшим лет сделан невероятный прорыв, но все еще впереди. Скажем, такая отрасль, как космическая медицина, находится лишь в начальном понимании того, что происходит с человеком, когда он попадает в невесомость. А ведь там возникает масса ощущений, которые невозможно испытать на Земле.
Я испытывал перегрузки на пределе человеческих возможностей, приходилось попадать в ситуации, когда ощущал дыхание смерти, летал на 60 типов самолетов, начиная с МиГ-15. Но все чувства, испытанные до этого, меркнут перед чувством невесомости. И речь не о том, что ты можешь ходить вниз головой.
Ты попадаешь в совсем иной мир ощущений, иной внутренний мир.
Когда мы находимся на Земле, хоть мы этого и не ощущаем, но с нами одновременно происходит примерно 300 биологических процессов: они связаны с гравитацией, суточным вращением планеты вокруг своей оси, температурными режимами и т. д. А когда человек попадает в космос, многие из этих факторов просто пропадают, и понять, что происходит, очень сложно.
— И все же попытайтесь объяснить.
— Во-первых, сразу же, как я адаптировался к невесомости, у меня возникло ощущение, что я уже когда-то в ней был. В чем причина?
Летая на истребителях, можно было достигать невесомости, но ее продолжительность не должна была превышать 3 секунд, — иначе отключится двигатель. Но за три секунды невесомость сложно «прочувствовать».
Второе предположение, что человек до появления на свет находится в утробе матери, в так называемой гидроневесомости, и, может, в этом весь секрет?
Однако я почему-то более склонен к третьей версии. Вероятно, когда-то человек прилетел на Землю из космоса, и на генном уровне — у меня, у вас, у всех — записана эта информация, которая дает о себе знать в невесомости. И я полагаю, что когда человек «раскопает» в генах эту информацию, то сможет рассчитать, когда он прибыл из космоса на Землю.
— Вы дарите превосходную идею для фантастического романа.
— Если фантастика подсказана мне космосом, она может быть и реальностью.
— Какие еще откровения подарил вам космос?
— Как известно, на Земле мы воспринимаем пространство трехмерным, а когда я смотрел в глубину космической Вселенной, восприятие пространства стало совсем другим, совершенно отличным от земного. Пространство становилось пяти-, шести-, семимерным.
— То, что вы говорите, осознать невозможно.
— Для этого надо там побывать. Там идеальное пространство. Тут — нет. Оно ограничено поверхностью Земли, вот этими стенами. К слову, ученые уже рассчитывают многомерные пространства. И когда я вглядывался в эту многомерность, четко осознавал, что, научившись ее создавать, мы сможем переходить из одного времени в другое.
Я больше скажу. Сейчас человек летает в космос на аппаратах, принцип действия которых основан на реактивной силе. Но у этой силы ограниченные возможности.
Придет время, когда создадут принципиально новые аппараты, двигательные системы которых будут построены на использовании гравитационных и электромагнитных сил, преобладающих во Вселенной. Причем эту энергию не надо накапливать на борту, а использовать ту, которая в космосе. Тогда мы быстро сможем перемещаться на значительные расстояния.
Я думаю, мы эти принципы пока не используем, потому что они очень просты, а ведь все гениальное — просто. Поэтому пока и летаем на сложных аппаратах, которые состоят из 2 млн. агрегатов, систем, и все должно работать четко, слаженно.
Я и развитие земной цивилизации связываю с космосом. Гениальные подсказки или, если хотите, информация, поступающая избранным людям — Ньютону, Ванге, Нострадамусу.., — убежден, приходит оттуда.
Роман БАРАШЕВ
Еженедельник "2000", №14 (505) 9 - 15 апреля 2010 г.
Источник: nkau.gov.ua