Киевским улицам — киевские названия
Нужно убрать любую политику из имен бульваров и площадей.
Прославлять себя в названиях улиц норовят именно начальники
На этой неделе главе киевской Горадминистрации Александру Попову было направлено письмо от киевской интеллигенции, требующей вернуть первоначальные исторические названия улицам Мазепы и Петлюры. Подписи под этим посланием «властям» поставили многие — композитор Владимир Быстряков, художественный руководитель Театра русской драмы Михаил Резникович, заслуженный артист Украины Давид Бабаев — всех не перечислишь.
Подписался под ним и я. И вот почему. В жизни каждого человека очень важны традиции и постоянство. Мы хотим выпить утром привычную чашку кофе, а не новомодную бурду, которую под видом «энергетика» рекламируют по телевизору. Открыть любимую городскую газету, выражающую наши мысли, а не пропагандистский листок оккупантов. И, главное, все хотят проснуться на той же улице, на которой они легли спать. Это вносит в жизнь стабильность, здоровый консерватизм.
Никому в Англии не придет в голову переименовывать Трафальгарскую площадь в честь очередного премьер-министра. Обратите внимание: британцы назвали это самое известное место Лондона даже не в честь адмирала Нельсона, а в память о месте, где была одержана выдающаяся победа. Они прославляли не только начальника, но и себя! Ведь без матросов и офицеров, без корабелов, построивших его флот, без налогоплательщиков, давших деньги на это строительство, никакого Трафальгара бы не было!
У нас же прославлять себя в названиях улиц норовят именно начальники. Причем, не всегда выдающиеся. Улицы Мазепы и Петлюры появились в Киеве совсем недавно — при Ющенко. Это была его инициатива. Никакую общественность тогда не спрашивали. Я специально общался с жителями этих двух улиц — никто из них не может вспомнить ни одного опроса!
Зачем Ющенко было нужно «обмазепивать» и «опетлюривать» Киев? Разве он украинский националист? Да Господь с вами! Он такой же националист, как я британский лорд. Бывший член КПСС, бывший солдат, по его нынешней логике, советской «оккупационной» армии — типичный комичный персонаж нашей истории. Но ведь и комику хочется оставить след в истории! Проталкивая переименование двух старинных киевских улиц в честь двух сомнительных персонажей, послуживших при жизни и тем, и этим, Виктор Андреевич словно выпрашивал в будущем что-то переименовать и в свою собственную честь. Придет к власти такая же «принципиальная» мазепа, как он, и увековечит предшественника. По крайней мере, у меня нет другого предположения, объясняющего циничное издевательство над киевскими городскими традициями в его президентство.
Обратите внимание: перед ющенковским переименованием, которое протащила тогдашняя лояльная ему Горадминистрация, улицы Мазепы и Петлюры назывались улицами Январского восстания и Коминтерна. Это тоже были плохие названия — придуманные большевиками. А как эти улицы назывались до революции? Никольская и Игнатьевская! Есть в этих названиях политика? Никакой!
Некоторые издания, узнавшие об инициативе киевской интеллигенции, стали писать, будто бы улицу Мазепы хотят переименовать в честь Николая I. Господа, учите историю города, в который вы приехали! Знайте хотя бы элементарное. Никакого отношения к Николаю I улица Никольская никогда не имела. Она существовала за сто лет до рождения этого императора. И называлась так в честь Никольского собора, стоявшего на том месте, где большевики воткнули Дворец пионеров, предварительно взорвав церковь.
Такие курьезы с полуграмотными писаками как раз и происходят из-за эпидемии переименований в связи с очередной сменой власти. Люди уже не помнят, кто они и где? Ведь даже Крещатик с 1923 по 1937-й назывался улицей Воровского, а с 1941 по 1943-й — Айхгорнштрассе. Приходят очередные оккупанты и давай метить стены домов своими «граффити» — мол, тут были Вова, Адольф и Витя. Помните нас! Да не хотим мы вас помнить! Мы хотим, чтобы Крещатик был Крещатиком, Никольская — Никольской, а Игнатьевская — Игнатьевской.
Нужно вообще убрать любую политику из названий улиц. Кто застраивал эти улицы, кто давал им первое имя, к тому следует и вернуться. Имя детям дают родители, имя городам и улицам — их создатели. Было в середине XIX века на месте нынешнего Майдана Незалежности Козье болото — жили там жабы и головастики, а еще — глупые утки, на которых охотились киевские обыватели. Но решили отцы города превратить болото в центральную площадь, построили на ней городскую Думу и назвали площадь Думской. К этому названию и следует возвращаться.
Ничего страшного не будет в том, если бульвару Шевченко вернут его первоначальное название — Бибиковский, в честь человека, который его проложил. Зачем издеваться над Тарасом Григорьевичем и превращать его в пугало? Ведь смешно: на бульваре Шевченко — сквер им. Шевченко, университет им. Шевченко, оперный театр рядом — тоже им. Шевченко, а по бульвару идет троллейбус — в депо им. Шевченко, которое совсем недавно носило имя Ленина. Это просто издевательство над киевлянами. Нам словно говорят: свыкнитесь с глупостью и бредом, привыкайте жить в обстановке безумия по всем известному принципу: я — начальник, ты — дурак. А почему бы не вернуть университету имя Святого Владимира, которое он носил со дня своего основания в 1834 году? Неужели Святой Владимир, крестивший Русь, хуже далеко не святого Тараса, до конца жизни так и не научившегося писать без грамматических ошибок?
Приведу еще пример: совсем недавно, до переименования при Ющенко, улица Сечевых Стрельцов называлась Артема. Но изначальное ее название — Львовская. Ни создатель Донецко-Криворожской республики товарищ Артем, ни сечевые стрельцы, успевшие послужить и белым, и красным, и даже полякам, не прокладывали эту улицу, не строили на ней домов и не имеют к Киеву ни малейшего отношения. А вот почему в незапамятные времена улица называлась Львовской, понятно — она выводила на дорогу как раз в сторону Львова. Если хотите, это педагогическое название: я так и вижу родителей, объясняющих маленькому киевлянину будущего смысл этого названия: «Вот туда — дорога на Львов!».
Каким по-настоящему киевским духом пронизано название улицы Бульварно-Кудрявская! Сразу из прошлого встают гимназисты, Булгаков, Паустовский — те времена, когда Киев еще не знал потрясений и трагедий XX века. Да любому нормальному человеку захочется жить на Бульварно-Кудрявской. Зачем же она называется Воровского? Чтобы современный киевлянин не забывал, что живет в воровские времена? Честное слово, противно даже осознавать, что выпало жить в месте с таким неприличным, просто каторжным названием!
Улицы Керосинная, Меринговская, Лукьяновско-Подольская должны вернуться в Киев, чтобы отучить политиков раз и навсегда метить подворотни своими именами. И начинать надо с возвращения подлинных названий улицам Петлюры и Мазепы. Думается, г-ну Попову следует прислушаться к обращению киевской интеллигенции. Если он действительно хочет быть настоящим киевским мэром.