Наш русский Шевченко
Три четверти произведений Шевченко написаны по-русски.
Прошли очередные Шевченковские дни. Раздали премии. Вручили гранты, прикрывшись фиговыми листиками «Кобзаря». Написали энное число «датских» (то есть приуроченных к дате) статей, где доказывали, каким выдающимся националистом был Тарас. И умолчали главное: три четверти произведений Шевченко написаны по-русски! Шевченко — это русский прозаик. Даже свой дневник он вел не на наречии родного села, а на языке империи.
Тарас оставил девять остросюжетных русскоязычных повестей. В них он писал «НАША РУССКАЯ ТОСКА», «НАШИ ВОЙСКА» (о русской императорской армии, в которой служил и где имел возможность стать офицером, но не воспользовался этим шансом только потому, что, по собственному признанию в дневнике, за 10 лет службы «даже и поверхностно не изучил ни одного ружейного приема»). Этого русского Шевченко тщательно замалчивают! Ведь это он сказал в повести «Капитанша»: «Когда мы вступили в пределы России, то первый постоялый двор, как он ни грязен, мне показался лучше всякого французского отеля». И еще: «Даровавши мир Европе, войска наши маршировали восвояси; в том числе маршировал и наш удалой пехотный полк».
Перечитайте прозу Шевченко, и вы поймете, что ничего о нем не знали, если с горем пополам выучили в школе только «Заповіт». Шевченко не был националистом. Он был панславистом. Это он выдал назло мертвым и живым бандерам в предисловии к «Гайдамакам»: «Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, НЕ РОЗМЕЖОВАНОЮ останеться навіки од моря і до моря слав’янська земля». Никогда националистам не удастся приватизировать Шевченко! Он — наш! Мы знаем о нем больше и готовы простить ему то, что вы даже боитесь, по своей ограниченности, в нем подозревать. Ибо души наши — шире и терпимее. Уверен, сегодня двуязычный Шевченко тоже был бы за два государственных языка. Как выступаю за них я, пишущий и по-русски, и по-украински, и не противопоставляющий в себе одно другому. Скажете, что я вас пугаю? Тогда вот вам еще из Шевченко: «Удивительный народ наши мужики: не припугни его, так ничего и не будет»…