Главная Воспоминания «Феномен Бузины»

«Феномен Бузины»

fenomen-buziny 0001 1000 2

Олесь Бузина многогранен и поэтому интересен людям с различными, часто диаметрально противоположными убеждениями. Он соединяет в себе, казалось бы, несоединимое. В нём жили две Украины. Одна — имперская, мощная, индустриальная. А вторая — тихая, провинциальная, со своим «садком вишневим біля хати». Это внутренне диалектическое противоречие, возможно, и породило «феномен Бузины». В Украине Олесь защищал и отстаивал нашу неразрывную культурную связь и преемственность с общерусской цивилизацией. Развенчивал вредоносные и разрушительные мифы недобросовестных и конъюнктурных историков. Высмеивал вчерашних членов КПСС, которые вдруг стали ярыми националистами. И, напротив, когда его приглашали в Россию, он защищал Украину от нападок российских шовинистов, утверждавших, что никакой Украины и украинцев не существует в природе.

Один из краеугольных тезисов Бузины — «украинцы - это такие русские», что означает одновременное единство и отличие. Олесь негодовал, когда из Украины делали врага России и пытались оторвать ее от общерусского тела. Но в тоже время он защищал субэтническую идентичность украинцев. Бузина без лукавства многократно называл себя и украинцем, и русским. И в этом нет противоречия. Здесь есть определенное сходство с ап. Павлом, который писал, что «для иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных». И любимым местом Олеся в Писании также были Павловы слова «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного… ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Бузину горячо любили его многочисленные читатели. И также горячо ненавидели враги и завистники, которые в конце концов и совершили невероятно подлое убийство, да еще и на пасхальной неделе. Как тонко подметил киевский литератор Ян Таксюр — «в этом была некая дьявольская логика».

Ранний Бузина дерзок и провокативен. Но, как стало очевидно теперь, за ярким эпатажем и напускной брутальностью писатель прятал чувствительную и полную сострадания душу. Валентина Павловна, мама Олеся, вспоминает такой эпизод:

«Помню, как мы с ним отдыхали в Одессе. Ему тогда было лет пять, не больше. И в пансионате, куда мы приехали, находилось множество детей его возраста. Дети есть дети, каждый искал себе какое-то занятие. На берегу основным развлечением детворы был сбор ракушек. Их расковыривали, «жильцов» выбрасывали в море, а «домик» оставляли себе как сувенир. Наблюдая за ровесниками, Олесь тоже решил собирать ракушки. Поднял первую попавшуюся и начал ее раскрывать, но услышав оттуда писк, выбросил ракушку в море. А потом стал бросать туда другие ракушки и, подбегая к детям, говорить, что трогать ракушки нельзя, потому что в них живые существа, стал просить не выгонять их из домика. И надо было видеть, как серьезно, с каким искренним чувством, с каким волнением он об этом просил».

Это многое говорит о личности, в особенности потому, что дети по обыкновению очень жестоки к «братьям меньшим».

По мере своего становления как писателя, Бузина как бы кается в юношеском «литературном хулиганстве» и переосмысливает свои духовные ориентиры. Это особо отчетливо видно в последние семь лет жизни. В этот период Олесь становится убежденным апологетом православия и предвосхищает возрождение монархии в той или иной форме, задолго до того, как это стало одним из «мейнстримов»:

«У нас три государства. Но мы один народ. Бог нас избрал хранить светоч истинной православной веры. После отречения последнего царя мы живем в смуте. Царь отрекся от своего народа. Народ отрекся от своего царя. Сатана стал особенно силен в мире. Потому что православный царь – это "удерживающий". Он не просто скипетр держит или плохого опричника за шиворот, он удерживает Святую Русь и весь наш мир от проникновения в него сатанинского начала, от бесовского беспредела. Обратите внимание, как только пала в России монархия, через год пала монархия в Германии и Австрии, пришел нацизм и зажглись крематории концлагерей. Вот что произошло, когда не стало "удерживающего". Это мистический вопрос, богословский, философский» — Олесь Бузина, онлайн-конференция в издании Glavred.info, февраль 2013 года.

Политолог Михаил Погребинский справедливо отмечает, что Тарас Шевченко и Олесь Бузина представляют собой как бы два полюса одного явления. От себя я добавлю следующее. Если депрессивное и полное тоски поэтическое наследие Кобзаря оказало разрушительное действие на Украину, то исполненное задора, жизнелюбия и оптимизма наследие Бузины может стать фундаментом новой, успешной, сильной, федеративной или конфедеративной Украины. Если к тому времени ее окончательно не развалят наши «профессиональные украинцы», как их метко именовал Олесь Бузина.

Иван Славинский, специально для BUZINA.ORG

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх