Главная Литературный ринг Запорожская Сечь — прообраз Города Солнца

Запорожская Сечь — прообраз Города Солнца

zaporozhskaya sech kampanella 1000
Реальный прообраз Города Солнца

Знаменитый итальянский утопист Томмазо Кампанелла, возможно, «списал» свой идеальный мир с государства казаков.

РЕСПУБЛИКА НОСИТЕЛЕЙ ОСЕЛЕДЦЕВ

Небольшая брошюра Аристарха Гулько «Запорожцы и Кампанелла» вполне может претендовать на звание сенсации. Сопрягая несопрягаемое, автор докопался до сенсационных выводов — по его мнению, утопический трактат «Город Солнца» итальянского мыслителя XVI—XVII веков Томмазо Кампанеллы написан на основе реальных событий. Именно в это время общественное мнение Европы узнало о «фантастической» стране за Днепровскими порогами — Запорожской Сечи, а вдохновленный итальянец тут же взялся за перо.

Но обратимся к «Городу Солнца». С первых строк трактата заметно подражание форме платоновского диалога об Атлантиде. Правда, упростив для читателя восприятие текста, Кампанелла сократил количество беседующих с четырех до двух — Гостинника и Морехода. Первый спрашивает. Второй — отвечает.

Мореход только что вернулся из дальнего плавания. На некоем острове Тапробану, лежащем где-то в районе экватора, он посетил Город Солнца и теперь рассказывает об экзотических нравах соляриев. Где расположен остров конкретно, не уточняется. Но в повествовании много упоминаний о связях островитян с Индией — можно предположить, что Город Солнца расположен между нею и Западной Европой.

На первой же странице помещено описание загадочной столицы — замок и храм, расположенные на холме. И сразу же интересная особенность: Город Солнца, в отличии от большинства стран тогдашнего Востока и Запада, — республика. Правда республика абсолютистская, военная. Глава ее — «Солнце», или Метафизик — совмещает духовную и светскую власть и одновременно является верховным священником. Он очень похож на кошевого и правит до тех пор, пока не найдется кто-то, «кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению. Для избрания претендент должен достичь 35 лет и овладеть всеми искусствами и ремеслами. Все должностные лица также сменяются по воле народа.

Любопытно описание происхождения жителей: «Народ этот появился из Индии, бежавши оттуда после поражения монголами и насильниками, разорившими их страну, и решил вести философский образ жизни общиной», — одним словом, истинно казачий.

Особенно Мореход удивлен тем, как местные легко общаются с ним. Это, по его словам, объясняется тем, что «каждые трое из них должны знать или наш язык, или арабский, или польский (курсив мой — О.Б.), или какой-либо из прочих языков. Надеюсь читатель обратил внимание на проникновение в этот список польского — если остров действительно находится на экваторе, зачем им польский язык? Поляки в XVIвеке не были моряками и не открывали далеких земель. Зато, если предположить, что на самом деле Город Солнца находился где-то в сопредельной с Польшей территории — тоже на острове, но не в океане, а, скажем, на большой реке, вроде Днепра, все сразу станет на место. Правда, непонятно, зачем Кампанелле путать географические карты — но об этом чуть позже. А пока обратим внимание на удивительный обычай солярийцев давать имена. Их даруют в соответствии с особенностями натуры — как это было в обычае у древних римлян и… запорожцев. Одного называют Красивым, другого — Худым, третьего — Свирепым и т.д.

К собственности граждане Города Солнца относятся презрительно — всем владеют сообща, все занятия считают одинаково почетными. Общими могут быть даже жены.

Морехода поразил суд Города Солнца. Он скор и справедлив, как на Сечи. Письменного судопроизводства нет: «излагается обвинение, приводятся свидетели и говорит в свою защиту ответчик, которого судья тут же или оправдывает, или осуждает… Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей… у них нет. Законы их немногочисленны, кратки и ясны»…

В большом почете у солярийцев морское дело — «в плавание они ходят для ознакомления с различными народами, странами и предметами». Но самое главное! Прически! Удивительная характерная манера ухода за головой: «Женщины носят длинные волосы, собирая и связывая их все узлом на затылке и заплетая в косу; мужчины же — только один локон, выстригая кругом него все остальные волосы». Если это не знаменитый запорожский оселедец, то тогда что? Напоминаем, книга Кампанеллы написана в самом начале XVII века — до движения панков и кришнаитов остается еще четыреста лет!

Небезынтересна и еще одна деталь – солярийцы крайне суеверны. Все решения они принимают, советуясь с астрологами. Как известно, запорожцы тоже отличались суеверием. По свидетельству историков, Богдан Хмельницкий возил с собой целый «институт» гадалок. Разрабатывая планы кампании, гетман всегда с ними советовался. В случае неудачи сваливал на них вину.

И, наконец, религия. Жители Города Солнца христиане, но какие-то странные. На почетнейшем месте в их храме «образ Иисуса Христа и двенадцати апостолов, которых они глубоко чтут и превозносят, почитая их за сверхчеловеков. Вера их, однако, предполагает и добровольные человеческие жертвоприношения, которые они считают более богоугодными, чем насильственная жертва животных». Все это весьма напоминает россказни, распространяемые католиками о православных в эпоху религиозных войн, — они, дескать, такие христиане, от которых самого Бога тошнит.

ЗАЧЕМ МАСКИРОВАТЬ ОЧЕВИДНОЕ

Итак, налицо ряд интересных совпадений — где-то между Европой и Индией находится идеальная страна с республиканским правлением, обшей собственностью и украшенными оселедцами жителями, хорошо понимающими по-польски. Вряд ли у кого-то повернется язык назвать этот странный феномен чем-либо, кроме Запорожской Сечи. Других кандидатур просто нет — неужели на нее больше смахивает тогдашняя деспотическая Московия, до самых глаз заросшая дремучей бородой? Но почему же Кампанелла не называет вещи своими именами, путая следы? Да потому, что в момент написания книги он является католическим монахом, сидящим к тому же в тюрьме и больше всего на свете боящимся обвинения в ереси и путешествия путем Джордано Бруно — на костер, весело потрескивающий философскими косточками! Не может же он признаться — ой, нравится мне чудная православная страна за днепровскими порогами, ой, хочется мне погулять ее широкими привольными просторами, а не кормить паразитов в этой вонючей камере!

tommazo kampanella 500
Томмазо Кампанелла интересовался всем экзотическим

В момент написания «Города Солнца» Кампанелле всего 34 года. Энергичный монах полон сил и замыслов. Всего три года назад он пытался поднять в Италии восстание против испанского гнета, теперь сидит, и сидеть ему еще почти полжизни — двадцать четыре года, единственной отрадой которых становится размышление об идеальном и справедливом Городе Солнца, жителям которого тоже приходится воевать с индийцами, «подданными которых они были раньше». Реальные места событий приобретают сказочные черты, истинный смысл которых доступен только тем, кто не боится иносказаний.

Арсений Гулыга писал о нашем герое в книге «Эстетика истории»: «Кампанелла загадочен. Его многочисленные труды как бы написаны разными людьми. Рядом с «Городом Солнца» — «Монархия мессии». Кампанелла — один из организаторов заговора против испанского владычества в Калабрии, но ему же принадлежит «Испанская монархия» — восхваление завоевателей, поработивших его родину. Обвиненный в безбожии и уличенный в ереси, Кампанелла вместе с тем — автор «Побежденного атеизма».

Но что в этом писателе было бесспорно — так это безупречный нюх на все интересное. Слухи о Запорожской Сечи, так не похожей на тогдашнюю Европу, задавленную церковным и королевским деспотизмом, будоражили западных интеллектуалов.

Буквально за шесть лет до написания «Города Солнца» на Запорожье удалось побывать Эриху Лясоте — послу австрийского императора. Именно в это время Сечь размещалась на острове Базавлук. Знал ли об этом путешественнике Кампанелла? Вполне возможно. Если же нет, то среди современников хватало и других информаторов. Например, итальянец Гамберини в 1584 году так характеризует запорожцев: «Из казаков можно набрать 14000 — 15000 отборного войска, жадного больше до славы, чем до наживы. Хороши они в войне пешей и конной… отважно ведут себя и на море. Имеют челны всякие и на них ездят в походы на черноморские земли».

Материала — хватало. Оставалось только преобразить его фантазией и отлить в чеканную форму. Что Кампанелла, обладая в тюрьме избытком свободного времени, и сделал.

Олесь Бузина, опубликовано в газете «Киевские Ведомости», 24 августа 2002 года.

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх