Главная Литературный ринг Украинско-польско-русско-еврейский квадрат

Украинско-польско-русско-еврейский квадрат

Француз об имущественной борьбе в Украине в прошлом веке.

zemlerob big

«Битва за землю в Украине 1863 – 1914» Даниэля Бовуа – одна из тех немногочисленных научных книг, которые легко читаются, несмотря на их подчеркнутую серьезность. Она открывает нам неизвестную собственную страну, словно уснувшую в промежутке между последним польским восстанием против России и Первой мировой войной. Страну, почти не изученную — от ее внешне неброской истории этого перниода свое время отмахнулись умолчанием или упрощенной марксистской схемой о классовой борьбе.

Даниэль Бовуа в подробностях анализирует этот чреватый взрывом покой, закончившийся 1917 годом. Огромные польские латифундии в Украине, еврейские арендаторы, без которых было бы невозможно управление ими, и петербургское правительство, мечтающее о переходе этих поместий в руки православных велико- и малорусских помещиков — вот три основных действующих лица «Битвы за землю». И еще украинский крестьянин, тянущий, как вол на своей шее, эту перенапряженную экономическую систему. Тянущий до того момента, пока он не взорвет ее жестоким, но вполне оправданным бандитизмом революционной поры.

Даниэль Бовуа́ (фр. Daniel Beauvois) (9 мая 1938, Аннезен-ле-Бетюн, Артуа, Франция) — французский историк, публицист, переводчик, специалист по истории Украины и Польши.
Даниэль Бовуа́ (фр. Daniel Beauvois) (9 мая 1938, Аннезен-ле-Бетюн, Артуа, Франция) — французский историк, публицист, переводчик, специалист по истории Украины и Польши.

В какой-то мере книга Бовуа — это история расплаты польских магнатов за старые грехи XVII века. Изолированно живущие в огромном украинском море, они могли поддерживать свою шатающуюся власть, только играя на антагонизме двух лишенных полноправия групп — крестьян-украинцев и арендаторов-евреев: «Важно было заботиться (...) о том, как избавиться от хлопот вести хозяйство, поехать жить за границу и вести там роскошную светскую жизнь. В свою очередь, арендатор, несмотря на затраты на семена, оборудование, страхование, перехватывал, а иногда и нагнетал методы эксплуатации бывших крепостных или шляхты, получая значительную прибыль и перетягивая на себя ненависть людей, которых эксплуатировал.

В этом запутанном клубке интересов, где (...) жадность старалась обвинить соседа, антисемитизм стал убежищем для землевладельцев, искавших, на кого бы переложить ответственность».

Возникает вполне законный вопрос: для чего французскому исследователю этот далекий он него «клубок»? На это он отвечает в самом начале своей книги: «Наши попытки поддержать независимую Украину в 1919 году уступили перед натиском поляка Дмовского, из-за чего она не смогла выстоять как государство. Воистину, незнание французами реальной жизни и стремлений Восточной Европы содержит в себе какую-то повторяемость».

Неизвестно, проникнутся ли после этого украинской историей соотечественники Бовуа. Но мы экономическое закулисье своего XIX века точно откроем благодаря французу.

Олесь Бузина, газета «Киевские Ведомости», 4 марта 2000 года.

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх