Главная Сообщество Об украинской «Хатыни» и хамелеонах

Об украинской «Хатыни» и хамелеонах

ukr hatyn 0001 1000

«Були сини України, були сини українського
народу, були і просто сукини сини... краще
було б їм на світ не родитись, краще було б,
щоб їх зовсім не бачила земля наша».

Александр Довженко, 1942 г.

В послевоенном СССР ничто не должно было мешать мирному строительству светлого будущего братскими народами, основанному на принципах интернационализма, поэтому многие темы искусственно замалчивались. Современная история, в силу отсутствия руководящей и определяющей роли КПСС – этого сдерживающего фактора, все чаще и откровеннее напоминает человечеству о тех чудовищных расправах над мирными жителями Украины, поражающими своим размахом и нечеловеческой жестокостью. На вершине этих преступлений находятся три печальные эпопеи…

 «Военные подразделения, созданные ОУН (б) оставили кровавый след на землях Украины, Белоруссии, Польши, Словакии. Именно бандеровцы уничтожили полностью украинское село Кортелисы (15), где 23 сентября 1942 было убито 2 875 человек, в том числе 1 620 детей» (Пояснительная записка к решению Харьковского областного совета относительно определения статуса (ОУН-УПА) в Харьковской области. Харьковский областной совет, XVI сессия V созыва, решение от 5 июля 2007 года № 340-V. Авторский перевод с укр.).

Печальную участь села Кортелесы, вероятно, необходимо рассмотреть более детально, чем остальные истории, в которых роль оборотней-перевертышей сыграли соотечественники. Нужен ли читателю, или автору, именно этот акцент человеческой сущности – он и сам не может дать ответ. Освещение этой трагедии (уже в наше время) соприкасается с человеком, настолько аморальным, что хотелось бы его поставить в один ряд с палачами, уничтожившими тихое волынское село. Нет однозначного ответа на вопрос: «Что же заставляет людей поворачивать оружие против соплеменников?».

Идеалы?

Месть?

Жажда свободы? Но свобода в любом государстве – это лишь иллюзия, позволяющая индивидууму утвердиться в сознании, что он не раб, что он – по-настоящему свободный человек...

Какое оправдание своему выбору находит душа предателя?

Завтрашний кусок хлеба?

Желание жить? Но подобное суждение никак не ассоциируется со словом «свобода», потому что, ради этих простых устремлений, необходимо совершить несложное действо – «лизнуть» сапог нового хозяина, что автоматически продлевает собственную жизнь. Закрыть глаза и «лизнуть»... не более, и тогда можно быть сытым, и можно распоряжаться чужими жизнями... Но ведь миллионы советских людей погибли, отвергнув предательство своих близких в обмен на краюшку хлеба.

На фоне огромного количества европейских братьев-славян, воевавших против Советского Союза, 400 тысяч добровольцев, служивших в различных полицейских формированиях, выглядят чудовищным пятном в истории страны (пусть – бывшей, но все наши корни находятся там, в далёком Союзе). Быть может, через портрет современного перевёртыша можно будет понять причину, заставившую эту человеческую массу «перейти Рубикон», навсегда перечеркнувший их судьбы?..

Никто никогда не любил предателей, не говоря уже о том, что им можно было бы всецело доверять. Что можно ждать от перевёртыша в следующую минуту – знает только он сам. Бывший украинский советский писатель Владимир Яворивский, а ныне: народный депутат, один из самых ярых национал-патриотов в БЮТ, бывший председатель Национального союза писателей Украины, в своей уникальной документальной повести «Вечные Кортелесы» (1981 г., Государственная премия Украины им. Т. Г. Шевченко в 1984 г.) ставит клеймо на коллаборационистах: «Полицаи, вся здешняя сволота, мерзость человеческая, пустились в бандеровские банды. А куда же им от людей честных было деваться?.. Многих полицаев разыскали наши «ястребки» в бандах бульбашей и бандеровцев, куда прятались все фашистские собаки…». Именно коммунисту (партийный стаж – 20 лет) В. Яворивскому (16) были доверены документы из архива, и, благодаря ему, свет узнал о гибели почти трёх тысяч жителей волынского села Кортелесы, а также имена полицаев – палачей своего народа.

В повествовании о тех скорбных днях коммунист Яворивский рассказывает об украинской полиции Ратновского района, которая во главе с Логвинским и М. Зенюком, и совместно с 3-м шуцбатальоном 15-го полицейского полка (рота «Нюрнберг»), 23 сентября 1942 г. полностью сожгла волынское село Кортелесы.

Мастер пера на страницах своего произведения описывает факты, связанные с освободительным приходом Красной Армии: «…сразу же создаются органы Советской власти, и впервые за четыре столетия кортелесцы посылают детей в украинскую школу. Впервые получают избу-читальню и бесплатный медицинский пункт... Впервые бедняки делят между собой помещичью землю...», и т. д.

«А потом началась Великая Отечественная война, которую Владимир Александрович называет не иначе как испытанием Кортелесов на прочность всего советского, самым святым испытанием. И затерянное в лесах волынское село, прожившее советской жизнью всего пару лет, выдержало его с честью. Оно прошло сквозь огонь и возродилось из боли и пепла» (Вера Алепская, «Бисисмен» – вечный приспособленец. «Коммунист», 25.04.2008).

«Вічні Кортеліси» получили всеукраинский, а потом и всесоюзный резонанс. Писателей (тем более членов Союза писателей) принято считать «совестью нации». Они, в силу развитой интуиции, видят окружающий мир в ином цвете, и решаются сказать то, о чём их современники робеют даже подумать. Им можно. Они – рупор.

«Через насыщенные историческими событиями десятилетия мы чувствуем гениальную неповторимость личности Владимира Ленина. Всё то, что творила его неповторимость, остается дорогим и священным для нас: его учение, революционный темперамент, способ мышления, умение говорить с тысячами людей, его улыбка и одежда.» (В. А. Яворивский, роман «Право собственного имени», 1985 г.».

Душевно написано, не правда ли? За эти слова, идущие от сердца, можно было бы, и Ленинской премией наградить…

Но это было вчера, а сегодня, в СМИ, бывший гневный обвинитель предателей украинского народа, ратуя за культуру и духовность, выступает за героизацию бандеровщины, призывает «вояк Советской Армии» помириться с бывшими убийцами; этому господину, надо полагать, стали «милее» воины ОУН-УПА, воевавшие на стороне Германии, и уничтожившие тысячи и тысячи мирных граждан.

Чем живет душа бывшего преданного коммуниста В. Яворивского?

Его жизни – никогда ничто не угрожало. Краюшка – не нужна. Родился поздно, иначе, возможно, к четырёмстам тысячам полицаев можно было бы смело приплюсовать ещё одну боевую единицу. Где берёт начало и черпает свою силу полярность его идеалов и ему подобных – современных хиви (17), предшественники которых сумели за короткий срок научиться спокойно смотреть через планку прицела на соотечественников и также легко нажимать на курок, как их новые хозяева – нацисты?

Нет более страшных угнетателей и тиранов, чем бывшие рабы, сохранившие рабскую душонку...

Ситуация, в которую попал пан В. Яворивский и, вовремя сменив партийное нижнее бельё, сумел из неё выйти (как ему кажется) с чистой совестью, схожа с умением перевоплощаться и легко менять политический окрас известных украинских хамелеонов: бывший проводник ОУН на украинских землях главнокомандующий УПА Василь Кук клеймил позором вчерашних братьев по оружию друзей, а член Центрального провода ОУН, издатель газет  «Повстанець», «За українську державу», Петро Дужий (с оружием в руках захваченный в схроне) начал обыкновенно писать угодливые публикации, расходившиеся многочисленными тиражами, при помощи новых друзей – сотрудников МГБ.

Методы коммуниста В. Яворивского и проводников ОУН – идентичны: иное слово без промаха бьёт наповал, а ведь, «что написано пером – не вырубишь топором».

Село Кортелесы вошло в первый десяток населённых пунктов Украины, ликвидированных вместе с жителями; одновременно с его уничтожением, гитлеровцами, при поддержке белорусских и украинских коллаборационистов, были проведены операции по уничтожению трёх белорусских деревень. Ночью они были окружены, а утром, после отделения благонадёжных семей, начались расстрелы населения, без скидок на пол и возраст: Борки –  705 человек, Заболотье – 289, Борисовка – 169. Если линией соединить эти населенные пункты на карте, то, на границе бывших братских республик, получится почти правильный прямоугольник… кровавый прямоугольник.

Ключевой ценностью повести «Вічні Кортеліси» для советской идеологии являлся тот факт, что классик украинской литературы красочно описал участие бандеровцев в уничтожении мирного населения, за что, собственно, получил и признание, и Шевченковскую премию: «...вся тутешня сволота, гидь людська – поліцайня, повіялася в банди бандерівські. А куди їм від люда чесного подітися?». Также на страницах бессмертного произведения приводится подробное описание, как жители села, последователи Шухевича, помогали оккупантам убивать односельчан…

«Немцев было за полсотни. Полицаев – черным черно...

Женщины детей маленьких несут на руках. Старух, которые ходить не могли, на подводах везут...

Женщину повезли, кричит. Роды у нее начались...

Никого не милуют. Баба Христина на колени с внучеком, так и убили...

В яме люди кричали, дышат еще, шевелятся. Полицаи еще двух мальчишек принесли, бросили в яму. Мальчик выскочил из ямы, побежал, полицай из автомата его. У дяди Василя под пиджаком внучка была, грудняшка, в яме увидели – добили...

Живых сбрасывали в ямы с водой, они захлебываются, а их бьют из автоматов. Вода кровавая из ямы течет, а в нее бросают и бросают детей и баб.

Немцы уехали. Полицаи остались в Кортелисах. До сумерек там стреляли, добивали тех, кто в хате спрятался или, кто в яме шевелился. Чистили всю ночь хаты, забирали, что подороже. Когда все вывезли, появилась команда факельщиков. 28 сентября Кортелисы еще горели...» (фрагменты повести В. Яворивского «Вічні Кортеліси»).

Также в этом произведении подаются судебные документы и материалы показаний полицаев об участии в этом злодеянии.

Пролиты реки крови, убиты миллионы людей, и все они (будь-то жертвы, или убийцы), какую бы роль не выполняли во время войны, требуют в отношении себя справедливого суда и честной памяти, т. е. по заслугам. «Гражданин любого государства, марширующий в рядах Гитлера, является нашим врагом. Это относится не только к существующим государствам, но и всякого рода представителям подлой касты квислингов, сделавших себя агентами нацизма в борьбе с собственными соотечественниками и своей Родиной. Сразу же после победы мы привлечем их к суду наших трибуналов. Это наша политика и это наша декларация» (У. Черчилль, 22 июня 1941 г.).

Многие литераторы, наряду с историками, сохраняя человеческую память о ВМВ, нередко делают неожиданные находки в плане открытия, как новых героев, так и врагов. «Совесть советского народа», Владимир Яворивский, углубившись в историю украинского народа, пошёл несколько дальше… С его легкой руки, в частности, и Харьковская облрада, и сайт газеты «Криворожские новости-2005», и многие-многие СМИ отмечают: «Воины ОУН-УПА полностью уничтожили большое село Кортелесы на Волыни с населением 2875 человек». И не только харьковчане и криворожцы, вспоминая о былой беде, но и весь спасённый мир, благодаря книге «Вічні Кортеліси», повторяет этот миф, ссылаясь на цифры и факты, озвученные советским писателем.

Почему миф?

Потому что, изучив жизненный путь советского писателя, и «след с душком», тянущийся за ним, можно с уверенностью сказать: до сих пор нынешние перевёртыши чувствуют себя уютно в лодке, плывущей по реке «свободы лжи», берущей начало в украинском «оранжевом» проекте, который есть лишь повод для очередного дерибана страны…

В краеведческом музее с. Кортелесы хранятся документы, свидетельства выживших крестьян. Сегодня, несмотря на удалённость от восточной границы Украины, там сохраняется дух… советского времени. На аккуратных стендах расположены портреты командиров партизанских соединений: Героев Советского Союза А. Фёдорова и С. Ковпака, рассказы о борьбе местных партизан против оккупантов.

История Кортелеской операции не одинока – аналогии прослеживаются в большинстве крупных карательных экспедиций, проводимых против мирных жителей с целью мести (профилактики) за оказываемую помощь партизанам, а также за убитых немецких солдат. Тысячи людей уничтожены, а современные историки стеснительно молчат, потому что советские партизаны, по сути, спровоцировавшие очередную расправу над населением, затем скрывались в лесах, порою бросив своих благодетелей на произвол судьбы…

Неизвестно – какую цель преследовал коммунист В. Яворивский, когда решился на явный подлог, искажая историческую правду об участии воинов ОУН-УПА в кортелеских событиях, но он явно оплошал. Ярослав Антонюк (историк УПА) в своей книге «Діяльність СБ ОУН на Волині» (Луцк: Волинська книга, 2007, стр. 25) пишет, что 13 апреля 1943 года украинская полиция Ратно в полном составе перешла в УПА «разом iз групою козакiв», уничтожив своих немецких командиров. Выходит, славные украинские полицейские сначала помогли немцам предать жестокой смерти своих земляков, зачищая родной край от нежелательных элементов, и только затем легко кинули верного союзника – великую Германию, и подались в леса – опять воевать за свою свободу.

Сегодня трудно вешать ярлыки на сыновей Земли, сражавшихся, как им казалось, за свою свободу. А какое тогда было мировоззрение у 17-летних мальчишек? Старшие люди им объяснили: они воюют на своей земле, которая веками была под европейской пятой, а все, кто сегодня против них – это оккупанты, мечтающие убить и насиловать их матерей и сестёр. Что остается делать молодым волчатам в лесу? Только сражаться за свою жизнь. Пуля не спрашивала, каким образом человек попал в ряды ОУН-УПА, и какие принципы он пытался защитить.

Не менее трудно быть бесстрастным, освещая то незнакомое грозное время, когда невозможно даже представить, что делал бы современный гражданин Украины, очутившись в условиях, когда молодых галичан поставили перед выбором…

Тяжело выдерживать груз обрушившейся информации из недалекого прошлого, и невыносимо смотреть на фотографии из архивов, свидетельствующие об изуверствах борців за вільну Україну.

И уже не тяжело – мерзостно становится на душе, когда при посещении выставки (исколесившей страну под патронатом СБУ) ты смотришь на фото Р. Шухевича, рассматривающего трофейный автомат. Снимок датирован 1948-ым годом, поэтому вполне возможно, что бывшим обладателем оружия вполне мог оказаться, чей-то дед, отец, родственник…

А кто на войне не убивает? Ты не убьешь – на тебе прервётся твой род. На войне – да, но не в бандах же… И главная суть не в том, кто и каким путем пришёл под знамена бандеровцев, а кто и как защищал свою идею.

Сегодня яворивские оправдывают коллаборационизм. С позиции современной, т. е. пошатнувшейся, и хорошо пошатнувшейся, морали – это: хорошо или плохо?

Чтобы не обременять себя различными угрызениями совести в отношении незнакомых и чуждых ему людей, автор, на основании доступного материала, составил примерный психологический портрет упавца новой волны 1943 года, подавшегося в леса сражаться  за свободу Украины: смена флага ни к чему не обязывает, идеология и клятвы – это лишь прикрытие для единственной цели: выжить, совесть не просыпается ни при каких обстоятельствах, моральные устои действуют лишь в пределах отряда, отсутствие каких-либо обязательств в отношении своих соотечественников, которых они уничтожали, порой с ещё большей жестокостью, чем гитлеровцы, и, само собой разумеется, страсть к кидалову.

Современное кидалово – это отличительная черта характера свидомых, бывших ленинцев – нынешних перевёртышей.

Кидалово с бандеровцами, уничтожившими Кортелесы, как ничто лучше характеризирует моральный облик бывшего писателя-коммуниста (будущего борца с последствиями «советской оккупации»), который ввёл в заблуждение… историю Украины.

В Кортелесах на мемориальных плитах выбито, что здесь и в 20 окрестных хуторах 23 сентября 1942 погибло 2875 человек, в том числе 1620 детей, сожжено 715 усадеб. «Всего же до войны в Кортелесах проживало около 1800 человек», - отмечает профессор Степан Макарчук, ссылаясь на справку, которая хранится в делах комиссии по расследованию преступлений фашистов в Ратнивском районе. От числа живых нужно вычесть убитых на фронте – 63 человека («Книга памяти Украины. Волынская область». Т. 3, Львов, 1995, ст.52-56) и 24 человека, убитых «буржуазными националистами», и несколько десятков выживших, и тогда получится приблизительная цифра жертв села Кортелесы – 1650 человек.

Удивительно, но, словно в душу большинства граждан Украины заглянув, кратко и отчетливо Иван Качановский (18) выразил их мнение: «Украинские политики, пытающиеся сделать героев из лидеров антидемократических организаций, причастных к массовым убийствам, нацистскому геноциду, терроризму, и этническим чисткам, не могут называть себя демократами. В противном случае они бы прислушались к мнению незаангажированных историков и большинства украинского народа».

* * *

«Нас, партизан, тогда, осенью 1941-го года, было всего семьдесят человек. Боевое крещение отряд принял в селе Козарах. Внезапным ударом мы разгромили первую ячейку немецкой полиции, чем значительно затормозили её развитие» (В. Шевчук, председатель райисполкома, статья «В тылу врага» газета «Сталинский флаг» от 17. II. 1945).

Немцев не очень-то беспокоила судьба местной полиции (одним десятком меньше – одним десятком больше, ведь местных любителей повластвовать хватало, как ни в одно тяжёлое время), а потому восстанавливать участок они не торопились.

И в течение всего 1942 года в Козарах партизаны были на правах хозяев.

В ночь на 11 марта 1943 года гитлеровцы и украинские полицаи окружили село Козары (Носовский район Черниговской области), а с рассветом началась военная операция – ответ на действия партизан, взорвавших мост через реку Остер, и уничтоживших около 130-ти гитлеровцев в боях за свою базу.

Группа карателей врывалась в дома и уничтожала селян, действуя быстро и бесшумно, применяя штыки и приклады. Вторая группа – выгоняла скот на улицу. Третья – поджигала дома и расправлялась с уцелевшими людьми, если таковые оставались.

Вот отрывок из воспоминаний выжившей Марии Савосько: «На дворе только серело. Старшенькая моя дочка вышла из хаты по воду. А через минуту крик и удары. Бросилась в сени. Каратели добивают прикладами Ганнусю. Я дико закричала, и автоматная очередь ударила в грудь...». Очнувшись, Мария увидела трупы своих четверых детей и невестки, а в колясочке лежал убитый внучок. Дом уже горел. Мария, ценой нечеловеческих усилий, смогла выползти наружу, услышала крики, стрельбу и вновь потеряла сознание. Погибли все её родственники – сорок душ…

Людей убивали во дворах и в собственных домах, расстреливали прямо в церкви, где крестьяне пытались найти спасение, согнав сельчан в большие деревянные амбары, жгли живьём.

За одни сутки палачами уничтожено 4 800 человек, в числе которых более одной тысячи детей; спаслись 400 крестьян (сегодня население Козар составляет 750 чел.).

Двое суток над окрестностью стоял дым от пожарищ. Сгорело всё, что могло гореть. После отъезда карателей, в село вернулись уцелевшие сельчане, да пришли жители из соседних сел и хуторов. Людей встретила обычная картина подобной расправы: чёрная пустыня, среди которой обгоревшие деревья, да закопченные печи с трубами – всё, что осталось от крестьянских домов. Угнетала тишина, опустившаяся на древнее село Козары, которую изредка нарушало лишь воронье, привлечённое запахом горелого человеческого мяса. На дорогах трупов не было – только на пожарищах вперемежку лежали кости взрослых и детей. Люди прятали, присыпали кости и ставили на этих местах большие деревянные кресты, потому что невозможно было захоронить все останки безвинно умерщвлённых. В центре, в одном только сарае, горело 200 человек, а полицейские охраняли место казни, стерегли свои жертвы, чтобы никто не сбежал. Село превратилось в огромное кладбище. О появлении партизан в Козарах, после уничтожения села – сведений нет.

О кровавой трагедии 1943-го напоминает скромный обелиск в центре села, где ежегодно 11-го марта проходит митинг-реквием в честь памяти замученных козарчан.

Вне сомнения, партизанское Сопротивление в Украине наносило чувствительные удары по тылам противника. А в целом, благодаря партизанам СССР, в общей сложности, 50 дивизий противника были рассредоточены на оккупированных территориях. А ведь именно часть этой силы могла сыграть решающую роль под Сталинградом, или в Курской битве, и тогда сегодня автор не перебирал бы многие десятки документов о ВОВ, не подвергал бы сомнению труды хитроватых ньюисториков, влившихся в ряды неофитов Соборности, и не «плевался желчью», изучая жизненный путь яворивских, а читатель просто не листал эти страницы лишь по одной причине – нас никого не было в этом мире. Поэтому и историки, и прочие летописцы, сегодня устраивающие диспуты на тему, мол, благородно, или нет, поступали партизаны в отношении местных жителей, страдавших за поддержку местного Сопротивления, а то и совершенно невинно убитых, по мнению автора, лукавят, но каждый из них лукавит по-своему, т. е. в угоду своим амбициям, или в неистовом желании угодить власти. Такой путь трактовки событий ВОВ – автор считает, как минимум, безнравственным.

Долгое время тема сожжённых сел и в частности истинных причин, и обстоятельств их трагедии, провокационной роли в этом подпольных антифашистских формирований упорно замалчивалась. И сейчас она, как правило, не очень-то выходит за пределы краеведческих исследований.

А ведь тысячи советских людей помогали партизанам, кто, чем мог, зная, – таким образом, они помогают сокрушить ненавистного врага, хотя и рискуют собой, и жизнями близких.

Теперь несколько слов о напрасности жертв среди мирного населения, которого якобы можно было избежать, если бы не партизанские действия. Нужно всего лишь представить, что в тылу немецкого Восточного фронта нет ни одной действующей партизанской группы; естественно, мосты не взрываются, поезда с техникой и живой силой не летят под откос. Гитлеровцам нет смысла мстить местному населению. И благодаря спокойному тылу, и выше упомянутым 50-ти дивизиям, фронт уже подошёл бы к Уралу… При таком развитии событий, ни Турция, ни Япония не желали бы больше оставаться в стороне невольными зрителями, наблюдая, как Германия прибирает лакомые кусочки советской территории к своим рукам.

Спустя некоторое время, жители не сожжённых сел всё равно были бы уничтожены, потому что это сегодня «Генеральный план Ост» принадлежит уже истории, а до 1943-го года он состоял из ряда последовательных планов, которые предусматривали этническую зачистку европейской части территории СССР от славян и прочих, ради освобождения пространства для немецких колонистов. В Житомирской области недолго просуществовали две пробные колонии.

В полную силу «Генеральный план Ост» начал бы воплощаться в жизнь по завершении войны, однако уже в январе 1941-го года фюрер высказался о целесообразности уничтожения 30-ти миллионов славян.

Специальные карательные части (эйнзацгруппы) армий «Север», «Центр» и «Юг» истребили в Прибалтике, Белоруссии и на Украине более 300 000 мирных граждан; и это только к середине ноября 1941-го года, и связь с партизанами здесь вообще не причём. Оккупанты приступили к реализации своего плана: освобождаться от многомиллионной обузы… И такая судьба, днём раньше – днём позже, была уготовлена славянам.

Шокирующие факты, цифры,  даты – сегодня это для нас уже история, написанная победителями. История, в которой нам осталось место…

* * *

Самым крупным населённым пунктом, уничтоженным захватчиками, стал пгт Корюковка Черниговской области. Здесь, с начала оккупации, были уничтожены все евреи (около 300 чел.), а также родственники партизан (131 чел.) и 12 цыган. В отместку на действия партизан, уничтоживших часть гарнизона посёлка (состоявшего из венгров), по приказу генерала Адольфа Хойзенберга (19) 1 марта 1943 года в Корюковку нагрянул отряд карателей, состоящий большей частью из украинских шуцманов. Эсесовцы оцепили село (из свидетельств жителей, сумевших убежать в лес), а полицаи, под предлогом проверки документов, принялись сгонять обитателей в помещения общественного назначения, где их расстреливали, невзирая на пол и возраст. На улицах полицейские начали охоту на жителей, иных живьём бросали в горящие хаты; расстреливали из пулеметов на колхозном дворе и в свинарнике; людьми заполнили обжигную печь кирпичного завода и подожгли. По мере наполнения людьми и трупами, запылали: ресторан, клуб, театр, детская консультация, поликлиника, две школы, здание Земотдела.

Самое страшное, что бывшие свои убивали ни в чём не повинных людей. Убивали жестоко, беспощадно, словно голодные волки резали беззащитных… «Звери» убивали немощных стариков и старух в их собственных домах, проламывали черепа, дробили шейные позвонки, душили и накалывали малых детей на штык винтовки, а затем, играючи, сбрасывали тельце в дальний угол комнаты.

Кажется, благодаря благочестивой старушке Европе, ад открыл двери в черниговских лесах, и легионы нечисти, соскучившись по человеческой крови, устремились утолять  свою жажду…

Впрочем, почерк знакомый – борцы за самостийность вытворяли то же самое, оставляя после себя кровавый след. «Особенно свирепствовал Василий Савелло, приехавший на корюковщину в 41-м году из далекого Виннипега (Канада), который лично расстрелял семью председателя сельского совета, а также многих других, среди которых были и грудные дети. Причем плоды беременных женщин этот палач добивал в утробе матерей. Около 100 односельчан этот палач отправил в фашистское рабство» (20).

Корюковцам, желающим отстоять утренний молебен, было также предложено придти в церковь с документами, мол, это простая проверка. Истинно верующие покорно молились за спасение жизни и душ своих близких. Последующие события имеют две различные версии. По одной из них – изуверы, окружив каменную церковь, намеревались расстрелять верующих (200-500 чел.) прямо в храме, но священник именем Всевышнего призвал не осквернять жилище Бога; и тогда людей расстреляли в другом месте, а батюшка принял смерть возле церкви. Согласно другой версии: немецкий офицер даровал ему свободу, а людей начали выгонять из храма. Однако благочинный у карателей испросил разрешения для проведения последней молитвы, и прилюдно отрёкся от Бога, разрешающего творить подобное беззаконие над своими детьми. Священник, по фамилии Бондаревский, не бросил свою паству, а вместе с ней принял смерть в здании ресторана. Сегодня уже трудно установить, какая версия – верная; отказался он от того, кому посвятил свою жизнь, или нет, но в памяти людской он должен оставаться Героем.

Во время начавшейся бойни, в ресторане веселились эсэсовцы. Ошалевшие от спирта, они требовали развлечений, и тогда с площади, где была собрана огромная толпа, полицейские начали приводить женщин. Тут же, под мелодии маршей, исполняемых на губных гармошках, селянок насиловали и убивали. И ещё требовали свежей плоти, и опять насиловали, и убивали… Пресытившись, оставили ресторан, и принялись расстреливать корюковчан из автоматов, обливать живых людей бензином, и поджигать…

Со слов очевидцев, пока не уехали палачи, над селом стоял вой уцелевших собак и рёв обгоревших коров, затем к пожарищу потянулись волки…

Часть корюковцев, сумевших спрятаться или убежать в лес, спустя несколько дней возвратилась на пепелище; речь ведётся о людях пожилого возраста, которым трудно было находиться в лесу. Однако 9-го марта каратели вновь провели зачистку. Обнаруженных людей затолкали в сарай, облили керосином и сожгли.

Кто помог этим людям, из нашей истории, научиться такой удивительной ненависти к жизни?! Не верится, что подобное можно впитать с молоком матери…

И как быть с тем прогрессирующим явлением, что современные яворивские в Украине подвержены различного рода психическим дефектам, охватывающим память, вследствие чего они восхваляют птенцов ОУН-УПА...

В течение трёх дней из 1300 домов были сожжены 1290, убиты и сожжены – около 7000 (6700-7500) жителей городка, из которых 5612 тел остались неопознанными.

Гибель Корюковки чёрными буквами вписана в историю оккупации советских республик нацистской Германией. Это была самая ужасающая и кровавая расправа нацистов и их приспешников над мирным населением, не только на оккупированной территории СССР, но и остальных стран – участниц Второй мировой войны. Этот прискорбный факт отметила комиссия, готовившая материалы к Нюрнбергскому процессу, хотя нет счёта подобным Голгофам человеческого горя на территории бывшего СССР.

После войны история об украинской «Хатыни» оказалась в странном положении: лишь спасшиеся жители рассказывали желающим и новым корюковчанам страшные подробности трагедии марта 1943 года, а официальные власти её предали забвению. Для подобного умалчивания, существовало два серьёзных мотива. Во-первых, руководители СССР не могли признать тот факт, что из-за действий партизан, карателями были уничтожены десятки тысяч мирных жителей. Второй аргумент кажется более весомым – всё тот же национальный вопрос, потому как черную работу выполняли полицаи, т. е. предатели украинского народа.

Да, во время войны врага нужно бить всеми возможными способами, любой ценой! Но не слишком ли дорога оказалась эта цена?!

Да, дорога! Но другого пути не было…

Выжившие счастливцы из Корюковки так и не узнали истинных причин: почему же партизаны не пришли им на помощь, хотя их отряды находились всего в десяти километрах от городка, а дым пожарищ всегда виден хорошо и днём, не говоря уже о ночных отблесках кровавой зарницы? Быть может, одной из причин их бездействия является цистерна спирта (21), которую они захватили среди прочих трофеев?..

Николай Гринёв, для BUZINA.ORG

Примечания:

15 Русское название – Кортелесы.

16 «В 1980 г. состоялось открытие памятника на месте Кортелеской трагедии. В церемонии принял участие первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий. Тут же большое количество литераторов изъявили желание на документальных материалах этой трагедии написать свою «нетленку». Бывший завпартархивом Волынского обкома КПУ В. Наконечный вспоминает, что ему поступил звонок «сверху», из ЦК Компартии Украины. После этого открылась дверь его кабинета, и вошел молодой человек, представившись: «Яворивский Владимир Александрович, завотделом прозы журнала «Вітчизна». У меня задание отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Украины – написать книгу о Кортелесах. Мне сказали, что вы можете помочь мне в этом деле» (газета «Коммунист»). Яворивский съездил в Кортелесы, встретился с выжившими свидетелями, рассказавшими ему, как фашисты и их местные помощники, бандеровцы, уничтожили полесское село с 2875 жителями. Наконечный вспоминает, что над документами Владимир Александрович работал очень напряженно. По его просьбе областное управление КГБ передало в партархив для ознакомления несколько томов следственных дел полицаев Акима Корнелюка (бандеровское прозвище Окунь) и Андрея Кошелюка (Дорош), принимавших участие в уничтожении Кортелес. Яворивский сделал их главными героями своей повести. В. Наконечный добавляет: «Кстати, в моей практике впервые это серьезное управление выдало документы за пределы своего архива. Наверное, такая была им команда сверху» (Еженедельник 2000 – Свобода Слова. Мирослава Бердник, «Труффальдино из Крыжополя, о политических трансформациях Владимира Яворивского», 07.07.2006).

17 Хиви – (нем. Hilfswilliger – желающий помочь) – так называемые «добровольные помощники» вермахта, набиравшиеся (в том числе мобилизовавшиеся принудительно) из местного населения на оккупированных территориях СССР и военнопленных. Первоначально они служили во вспомогательных частях водителями, санитарами, сапёрами, поварами и т. п. Позже хиви стали привлекать к непосредственному участию в боевых действиях, операциях против партизан и к карательным акциям.

18 Иван Качановский канадский профессор политологии украинского происхождения; Университет Оттавы, штат Онтарио, Канада (14.10.09 12:23, fraza.ua).

19 Адольф Хойзингер (нем. Adolf Heusinger; 04.08.1897 – 30.11.1982) – немецкий военачальник, генерал (с 1957 года). Во время ВМВ – начальник оперативного отдела генерального штаба сухопутных сил Третьего рейха, после войны – генеральный инспектор бундесвера, затем председатель военного комитета НАТО.

20 Из стенограммы выступления народного депутата (фракция КПУ) И. А. Герасимова в Верховной Раде, критикующего статью под названием «Черный понедельник», опубликованной в парламентской газете «Голос Украины», 1.03.2003.

21 Со слов старожилов этим слухом наполнена земля Корюковки.

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх