Главная Сообщество Почему они ненавидят Церковь

Почему они ненавидят Церковь

pochemu oni nenavidiat 000001 1000

Спикер Верховной Рады Андрей Парубий на днях заявил, что «диверсанты на Донбассе днем убивали украинских граждан, а ночью, с руками в крови, прятались в монастырях УПЦ». Никаких проверяемых деталей он традиционно не предоставил, но к этому все уже привыкли — речи ненависти в отношении крупнейшей религиозной общины своей страны это визитная карточка нынешнего политического руководства, вероятно, воспринимаемая его сторонниками как признак самого европейского европейства. Почему и какой в этом может быть смысл?

Ответ достаточно очевиден. Единственное организованное сообщество, которое вообще вслух считает жителей Донбасса за людей и выражает им человеческое сочувствие — это Украинская Православная Церковь. Это составляет невыносимо резкий контраст с поведением властей — нравственный, человеческий контраст.

Хорошей иллюстрацией к характерному для властей отношению к жителям восточных регионов может служить недавний фильм «Донбасс» режиссера Сергея Лозницы. По мнению Лозницы, «Донбасс — это не регион, а понятие, и это стало возможно потому, что криминальные отношения там — основа жизни, и у многих людей, живущих там, нет почвы под ногами. И это проблема, с которой любой власти в Украине придется иметь дело, а нам, ее жителям — повседневно сталкиваться».

Как отмечает режиссер Марк Рэймонд Уилкинс, автор фильма Bon Voyage и номинант на «Оскар-2017» за лучший игровой короткий метр, просмотр «Донбасса» произвел на него тяжелое впечатление:

«Со всей своей беспощадной жестокостью он высмеивает „деградировавших обезьян с гранатами“ в Донецке и Луганске. Он не пытается понять, задуматься, подвергнуть сомнению. Каждый кадр фильма Донбасс кричит „Посмотрите на этих глупых идиотов!“ Если Сергей Лозница хотел вложить все свое отвращение и гнев по поводу людей в Восточной Украине в этот фильм, оскорбить и высмеять их, то он сделал отличную работу»

Фильм, действительно, посвящен презрительному высмеиванию не вторгшихся «бурятских дивизий» — а именно населения отделившихся областей. С точки зрения любой обдуманной военной пропаганды это выглядело бы очень странно. В рамках официального повествования про то, что эти области оккупированы внешним врагом, было бы естественно, как всегда делается в таких случаях, говорить о сочувствии к страдающему населению, и о желании избавить его от лишений и страданий, о том, что победа правительственных войск принесет ему мир и благоустройство.

Этим занимается любая военная пропаганда. Даже когда войска вторгаются в абсолютно чужую страну (как, например, США в Ирак), пропаганда рассыпается в комплиментах «древнему народу», уговаривая население принять вторгающиеся войска как лучших друзей, избавителей и благодетелей. Это тем более должно быть так, когда речь идет о людях, которые считаются согражданами. Это вопрос элементарной целесообразности — любая армия нуждается в том, чтобы ослабить сопротивление населения, снизить поддержку, которую оно оказывает противнику, найти среди местных жителей людей, готовых к сотрудничеству. Это необходимая часть усилий, предпринимаемых для того, чтобы установить и удержать контроль над территорией.

Украинский патриотический (он же правящий) класс поступает ровно наоборот — угрозы, оскорбления и откровенно расистская риторика обращена именно к населению неподконтрольных областей. Начиная с обещания президента Порошенко «их дети будут сидеть в подвалах», и кончая постоянными разговорами о «наркоманах, алкоголиках и уголовниках», населяющих регион, в СМИ и сетях, о «ватопитеках», «даунбассцах», «лугандоне». Более того, даже беженцы из региона, которые побежали не на Восток, в Россию, а на Запад, на Украину, сделав, вроде бы, правильный геополитический выбор, сталкиваются с враждебностью и притеснениями.

В чем причина такого абсурдного поведения? Ведь даже если принимать весь официальный нарратив украинской власти про путь в Европу и защиту от агрессии, оно выглядит нелепым, бессмысленным и глубоко противоречащим интересам Украины.

Гипотеза о массовом сумасшествии под влиянием какого-то вируса упирается в то, что вирусы такого рода микробиологии неизвестны. Приходится искать какое-то другое объяснение. Можно предположить, что иногда социальный процесс складывается таким образом, что в то время как отдельные его участники действуют вполне рационально, в своих частных интересах, сообщество в целом демонстрирует саморазрушительное безумие.

Это ситуация слабой центральной власти, которая не может (если бы и хотела) проводить обдуманную и целенаправленную политику, и высокой конкуренции в политической среде вообще, которая побуждает участников политического процесса состязаться друг с другом. В теории, это должно было бы приводить к тому, что политики, ищущие благосклонности населения, старались бы наилучшим образом обслужить его интересы.

На практике это не так. Реальную возможность продвинуться, опередить своих соперников в борьбе за власть и ресурсы, создает не служение интересам населения, а пронзительно крикливый патриотизм. Патриоту нельзя отказать в должности, к патриоту нельзя приставать с неприличными вопросами о происхождении его чудесного достатка в самой бедной стране Европы, на патриота нельзя наехать — он сам на кого угодно наедет.

В этой ситуации демонстрация самой отчаянной любви к Родине и самой лютой, бешеной, самой клокочущей ненависти к ее врагам — это вполне рациональная тактика приобретения личных выгод.

Более того, одним из очевидных инструментов политической борьбы являются обвинения в предательской работе на Кремль, которыми щедро обмениваются участники процесса. Тут желание выказать самую свирепую неукротимость — «держите меня семеро!» — вполне понятно.

Любая нюансировка, любые уточнения, любой выход из модуса «смерть ворогам» означает потерю очков в этой игре. Да, это приводит политический класс в целом к чудовищно глупому и контрпродуктивному поведению, которое наносит ущерб той самой Родине, в верности которой так надрывно клянутся, но это участников процесса не волнует. Он так устроен, что выносит наверх людей, которым наплевать на интересы страны в целом, и, чтобы удержаться на плаву, они должны плевать и дальше.

В этой ситуации единственным крупным сообществом, которое проявляет заботу об общих интересах — и пытается сохранить хоть какие-то человеческие связи между жителями Киева и Донецка — остается Украинская Православная Церковь. Как было сказано в «Обращении епископата Украинской Православной Церкви к клиру, монашествующим и мирянам по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси»,

«Наши особые слова сегодня обращены к тем чадам Украинской Православной Церкви, которые проживают на Донбассе и страдают от боевых действий:

Братья и сестры! Вы не одиноки в ваших испытаниях. Вся наша Церковь ныне молится, сопереживает, помогает и будет продолжать молиться, сопереживать и помогать вам. Ваши страдания и ваша боль отзывается болью в наших сердцах. По словам апостола Павла, „страдает один член, с ним страдают все члены“ тела, то есть Церкви Христовой (1 Кор. 12:26). Выражаем благодарность архипастырям, пастырям, монашествующим и всем мирянам той части Донбасса, где полыхает пламя войны, за ваше мужество, за пребывание со своей паствой, за терпеливое несение испытаний, которые выпали на вашу долю. Молимся Всемилостивому Богу и верим, что война скоро закончится и Бог всякую слезу с очей ваших отрет (Откр. 21:4)»

Могли бы украинские политики обращаться к населению неподконтрольных областей с подобными словами? Могли бы, и если бы их интересовало восстановление страны, они бы именно это и делали — искали примирения с населением, пытались привлечь его на свою сторону. Но их это не интересует — их интересуют личные интересы, а в этих личных интересах — разогревать ненависть.

И, конечно, на этом фоне Церковь, которая показывает, что они бы делали, если бы они были ответственными государственными мужами, вызывает острую враждебность. Враждебность, которую сила добра и созидания вызывает у сил зла и разрушения.

s hudie 01 100
Сергей Худиев, radonezh.ru

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх