Главная Сообщество От равноапостольного Владимира к «первоапостольному» Петру

От равноапостольного Владимира к «первоапостольному» Петру

ot vladimira k petru 000001 1000

Станет ли президентская речь на 1030-летие крещения основой нового Предания.

Восемь лет назад на одном из приемов посольства РФ Петр Порошенко (неизменно главная звезда российских приемов) жаловался вашему покорному слуге, что «2000» не обращаются к нему за интервью, не интересуются его — экс-главы СНБО и экс-министра иностранных дел — мнением по тому или иному вопросу.

Думаю, мы не баловали вниманием моего визави потому, что компетенция Петра Алексеевича в вопросах, интересующих читателя, скажем так, не оставляла места для сомнений. Посмотрим, стало ли исключением его видение «церковного вопроса», изложенное на Владимирской горке в рамках государственного празднования «1030-летия крещения Украины» (именно так анонсировал данный юбилей глава государства.

«Ваши Высокопреосвященства», — начал он свою речь с приветствия епископам Константинопольского патриархата. И это в присутствии «патриарха», каковым определил себя Михаил Антонович Денисенко, не отказавшийся от монашеского имени Филарет даже после того, как был отлучен от церкви. Т. о. упоминание «его святейшества» (как и «блаженнейшего» главы равно непризнанной Украинской автокефальной православной церкви) после «высокопреосвященств» было явным нарушением протокола. Это лишь подтверждало сведения о том, что ни Фанар*, ни — вслед за ним — Банковая не видят преданного анафеме Денисенко главой Единой поместной православной украинской церкви (ЕППУЦ), как бы того ни добивался последний.

«Христианский выбор одновременно был и выбором европейским», — продолжил министр европейской интеграции эпохи европейского выбора Виктора Януковича. Но можно ли называть выбор восточного варианта христианства для викинга из Рюриковичей европейским? Был ли свет рожденного на Аравийском полуострове православия «европейским», когда неграмотная «Европа» утопала в помоях? В конце концов, не «европейских» ли папских нунциев отправили ни с чем сначала княгиня Ольга, а затем ее равноапостольный внук?

«Определяющей составляющей европейской идеи есть свобода», — пояснил свою европейскую мысль Петр Алексеевич, очевидно, не предполагая, что «европейские свободы» в современном общечеловеческом их понимании есть прямая противоположность Истине, которая по слову Иисуса делает христиан свободными (Ин. 8, 32). В т. ч. — от служения собственным похотям.

Еще одним открытием явилось утверждение оратора, что «церковь Цареградская является матерью церкви православной украинской». Новизна в том, что до Петра Алексеевича в каноническом праве не существовало понятие «Церковь Мать». В переносном же смысле Матерью для всех поместных церквей называлась исключительно церковь Иерусалимская. Цареградская же была для Киевской митрополии кириархальной (с греческого — правящей). Но называлась данная митрополия греками, конечно же, не «украинской», а «Митрополия Россия». Для нее Иерусалимская церковь оказалась даже «дважды матерью». Именно иерусалимский патриарх восстановил в Речи Посполитой православный епископат (а по слову Игнатия Богоносца, «где нет епископа, там нет и церкви») в начале XVII в. — после того как в Брестскую унию с Римом ушли владыки, поставленные Константинопольским (кстати) патриархом.

Уже восстановленную Иерусалимом митрополию Константинополь передал Москве, потому как сам — четверть тысячелетия находящийся под турецкой оккупацией — не мог защитить православных от непрекращающихся униатских гонений.

Но сегодня Порошенко благодарит Константинопольского патриарха за «напоминание о том, что Украина не является канонической территорией РПЦ, о том, что переход Киевской митрополии под контроль Москвы, который произошел в XVII в., произошел неканоническим путем».

Увы, Константинопольский патриарх не напомнил о непреложном церковном принципе: если принадлежность канонической территории не подвергается сомнению в течение тридцати лет, она остается неизменной. С момента передачи Киевской митрополии в 1686 г. до первого «прозрения» Константинополя прошло восемь раз по 30!

«Православная община Украины — одна из крупнейших в мире, и она не может быть приложением к кому-либо», — выдвигает новую «аргументацию» Порошенко от имени этой самой православной общины. Тогда как сам принадлежит совсем к другим общинам: шагает в совместной «ходе» с непризнанным православным миром Киевским патриархатом и УАПЦ, а причащается из рук лидера украинских униатов Святослава Шевчука.

Поэтому, мягко говоря, не во всем корректно утверждение Порошенко о том, что «Украина, светская и церковная власть, обратились к архиепископу Константинополя — Нового Рима, Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии православной церкви в Украине».

Да, светская власть Украины (в которой церковь по Конституции вообще-то отделена от государства) обратилась к архиепископу Константинополя. Но священноначалие канонической церковной структуры, единственной признанной тем же Константинополем, заметим, никакой «автокефалии православной церкви в Украине» не просило. И не только потому, что подавляющее большинство верующих автокефалии не желают, но и потому, что архиепископ Константинополя для них, как бы это выразиться, не объект прошений.

Кстати, раз уж руководитель Украины называет Варфоломея официально «архиепископом Константинополя — Нового Рима», то и мы позволим себе именовать его более точно. А именно — Экуменическим патриархом. Так более точно переводится с греческого и английского его титул. Ибо сколько бы ни называл Порошенко своего адресата «духовным проводником сотен миллионов» и «политической фигурой глобального масштаба», на деле Экуменический патриарх является пастырем лишь двух-трех тысяч греков, проживающих в пределах крошечного стамбульского квартала Фанар, и немногочисленных православных диаспор в Америке и Европе.

В титуле «Вселенский» этой «политической фигуре глобального масштаба» отказывают даже турецкие власти, запрещая не только проповедовать, но даже и появляться в священнических одеждах (за исключением двух церковных праздников) вне пределов квартала.

Подобной же достоверности и утверждения Порошенко о «миллионах украинцев, которые стремятся и ожидают скорейшего признания автокефалии православной церкви в Украине». Даже если вынести за скобки ту «мелочь», что в данном случае важнее стремления православных, а не всех украинцев скопом, с «миллионами» тоже не особо складывается.

Как показал проведенный на американские деньги свежий опрос даже столь идеологически близких к режиму служб, как «Деминициативы» и Институт им. Разумкова, две трети граждан Украины относятся к автокефалии отрицательно или безразлично. А это означает, что политтехнологи Порошенко баптист Уколов и филаретовец Медведев выбрали совершенно бесперспективный путь для предвыборного спасения рейтинга шефа.

Более того, «томос» несет угрозу и финансовому благополучию последнего. Ведь в случае острого религиозного конфликта неминуемо будет нарушен шаткий мир, позволяющий ненавидящим друг друга «вертикалям власти» сидеть на заранее оговоренных «потоках». Всеукраинская же гражданская смута погубит и саму Украину, вместе со всеми потоками. Значит, ее инициаторы потеряют и то, что еще имеют.

Однако начальник Уколова и Медведева уверен в обратном: «Томос об автокефалии... укрепит религиозную свободу (при которой и сейчас, к примеру, на целую Запорожскую епархию Генпрокуратура открывает дела за отказ отпевать не членов церкви. — Д. С.), межконфессиональный мир (при котором национально сознательные «громады» отбирают храмы у тысяч прихожан «оккупационной церкви». — Д. С.) и усилит права и свободы граждан (при которых радикальные военизированные организации принуждают местные советы выделять землю под строительство храмов исключительно КП и УАПЦ. — Д. С.). «Я гарантирую, власть не будет вмешиваться в сугубо внутренние церковные дела», — обещает глава этой власти, от имени церкви, которая просит от ее имени не выступать.

И, конечно, «совсем не вмешивается» гарант невмешательства в дела единственной канонической церкви, действующей на территории Украины, обличая в разработке «доктрины «русского мира».

Что ж, откроем Петру Алексеевичу тот факт, что понятие русского мира родилось в недрах... Константинопольского патриархата. Обратимся к справке главы пресс-службы УПЦ Василия Анисимова: «Русскому миру» без малого тысяча лет. По крайней мере, в XI веке в Киеве о нем говорят как о реальности, а не как о какой-то идее или концепции. Об этом свидетельствует памятник нашей древней словесности второй половины XI века, который называют «Слово на обновление Десятинной Церкви»... В соборе находились привезенные Владимиром из Херсонеса мощи святого Климента, папы римского... За два с половиной столетия своего существования храм несколько раз подвергался частичным разрушениям, и после капитальных ремонтов в нем возобновляли службы. На торжествах обновления и была произнесена клириком Десятинного храма упомянутая речь. В ней — похвала святому Клименту, киевскому князю (очевидно, Изяславу Ярославичу), и, конечно же, Киеву: «Так сотворил Христос Бог наш, чтобы это церковное солнце — угодник Его, а наш заступник святой священномученик Климент — из Рима пришел в Херсон, а из Херсона — в нашу Русскую страну для спасения нас, верных... Посему и мы славим, и хвалим, и кланяемся в Троице славимому Богу, благодаря верного раба Его, который умножил талант своего господина не только в Риме, но и в Херсоне, и во всем русском мире...»

Напомним, клирик Десятинного храма в столице средневековой Руси — это клирик Константинопольского патриархата. Но что же тогда та «украинская идентичность», которую Петр Алексеевич «возвращает православной церкви» в таком случае?

«Армия — защищает нашу землю. Язык — защищает наше сердце. Вера — защищает нашу душу», — повторяет он свой билбордовый лозунг. Пусть о связи языка с сердцем говорят кардиологи. Но каждый православный скажет, что вера защищает душу вне зависимости от того, автокефальный или нет статус у этой веры.

«Автокефалия — это способ организации церковной жизни, — как бы приводит Петр Алексеевич в ответ им слова предыдущего предстоятеля УПЦ митрополита Владимира, — свидетельство количественного и качественного роста церкви, ее способности к самостоятельному бытию». Но разве блаженнейший утверждал, что автокефалия — единственный способ организации церковной жизни? Разве наличие шести только «православных» украинских расколов и, мягко говоря, «нестроений» в автокефалистском крыле самой УПЦ — «свидетельство качественного роста церкви?»

«В Писании сказано, что нам не дано знать времена и сроки», — переходит к богословию наш гарант. И тут же опровергает Писание, ибо, судя по его словам, о сроках он уже знает все, что ему нужно: «Время автокефалии Украинской поместной православной церкви точно наступило». И уже в статусе нового пророка и апостола благой вести о пришествии томоса берет на себя смелость архипастырского благословения народов Украины: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами».

После этого остается лишь смиренно дерзнуть привести и ответное слово куда менее амбициозного, но истинного предстоятеля православных Украины. «Наше задание ныне — сделать все, чтобы святое православие, которое принес на нашу землю наш креститель, князь Владимир, не было повреждено», — деликатно указал митрополит Онуфрий на опасность незаконной «автокефалии».

И призвал православных к мужеству: «Святая православная церковь со своим народом пережила тяжелые годы войн и лихолетий, гонений и голода. Православные украинцы засвидетельствовали твердость христианского духа. Пример наших земляков, предшественников, которые с достоинством перенесли испытания, вдохновляет нас быть мужественными и в нынешний час».

*Фанар — район в Стамбуле, где расположена резиденция Константинопольского патриарха.

dmitry skvortsov 100 circle
Дмитрий СКВОРЦОВ
, 2000.ua

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх