Томос раздора. Что ждет Украину если она получит автокефалию
Иллюстрация: Франсуа Дюбуа (1529—1584). Кантональный музей изящных искусств, Лозанна (Швейцария)
После того, как президент Украины обратился к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию «Православной Церкви в Украине» церковная тема прочно обосновалась в сводках украинских новостей и аналитических размышлениях экспертов.
Сторонники инициативы Петра Порошенко часто ссылаются на пример соседней Польши, где в начале XX века происходили похожие события. Звучат даже заявления, что якобы текст томоса уже написан по образцу документа, который предоставлен Польской Церкви в 1924 году Константинопольским Патриархатом.
Проводя исторические параллели между процессом предоставления автокефалии Польской Православной Церкви и современными событиями в Украине можно увидеть очевидное сходство.
Так же, как и в Украине, автокефальное движение в Польше стимулировала власть, открыто утверждая, что «вопрос об автокефалии – это вопрос политический». Еще одна параллель – представители польского правительства ездили в Турцию на переговоры с Константинопольским Патриархом. К сожалению, аналогия прослеживается и в том, что противники автокефалии подвергались давлению и преследованию.
Среди польского православного духовенства не было единодушия по вопросу автокефалии и часть епископата выступала против немедленного разрыва связей с Русской Православной Церковью. В результате, Варшавский Собор, который провозгласил автокефалию, состоял всего из трех иерархов. Другие архиереи вынуждены были уехать из страны под давлением польских властей. Сейчас в Украине аналогичное давление осуществляют на епископат УПЦ, который выступил против вмешательства внешних сил и политиков.
Спустя два года Константинополь признал автокефалию Польской Церкви. По официальной версии, он таким образом помогал польскому православию и восстанавливал историческую справедливость, объявив о незаконности передачи Киевской митрополии в 1686 году Московскому патриархату. А поскольку православные епархии Польши в свое время входили в состав Киевской митрополии, Фанар заявил о своем праве даровать им самостоятельность.
Впрочем, была и более прозаическая причина – 12 тысяч фунтов стерлингов, которые польское правительство выплатило в качестве «благодарности» за автокефалию Патриарху Григорию. По иронии судьбы этими средствами он так и не успел воспользоваться – всего через месяц Патриарх Григорий скоропостижно скончался.
Томос, который Константинополь даровал Польской Церкви, не принес позитивного результата. Польские власти использовали разрыв с РПЦ, чтобы попытаться полностью уничтожить православие в стране. В 20-30-е годы прошлого столетия в Польше было разрушено около трети православных храмов, в том числе и монументальный Александро-Невский храм в Варшаве. Значительное количество храмов – передано католической Церкви.
Чиновники проводили политику «полонизации», заставляя православных священников переходить на польский язык в богослужении и пастырской деятельности. Особенно тяжелым было положение украинцев на Холмщине и Подляшье. Чуть лучше чувствовали себя православные на Волыни, но лишь потому, что Польша не успела закончить начатое из-за Второй мировой войны.
Такие итоги никак нельзя считать успехом церковной дипломатии Константинопольского Патриархата. Можно сделать вывод, что Фанар никогда не чувствовал исторический момент и действовал грубо там, где нужно было действовать более тонко. Его действия часто заканчивались возникновением новых расколов (как, например, в случае введения нового календарного стиля).
Возвращаясь к современной Украине можно предположить, что все может закончиться похожим образом, если Константинополь согласится поддержать инициативу украинских властей. Ведь спикер украинского парламента и глава УПЦ КП Филарет уже анонсировали механизм создания так называемой «единой Поместной Церкви» через принудительную перерегистрацию религиозных общин, перевод храмов и Лавр в собственность ЕПЦ и т.д. По мнению многих экспертов и религиозных деятелей, такие шаги неизбежно приведут к масштабному столкновению на религиозной почве.
Помимо огромного сходства, есть и одно существенное различие, не позволяющее отождествить польскую модель получения автокефалии и сегодняшние попытки предоставить канонический статус непризнанным православным конфессиям в Украине. Дело в том, что иерархи УПЦ КП не имеют канонических хиротоний, в отличие от епископата Польской Церкви образца 20-х годов прошлого столетия.
Киевский патриархат возник «с нуля», как параллельная иерархия по отношению к существующей Украинской Православной Церкви и возглавляется человеком, находящимся под анафемой. Таким образом, единственным историческим и каноническим правопреемником Киевской митрополии является Украинская Православная Церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием.
К слову, настоящую автокефалию Польской Церкви даровала именно РПЦ по инициативе польского духовенства. В июне 1948 года делегация Польской Церкви во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к РПЦ с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня был подписан «Акт о воссоединении Польской Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии». В этом году исполнилось ровно 70 лет со дня этого события.