Главная Сообщество Федерализация, как выход из восточно-украинского политического тупика

Федерализация, как выход из восточно-украинского политического тупика

federal spas 00001 1000

«Европа вынуждена признать: федерализация Украины необходима»
Виктор Медведчук

Приближается дата 4-летия «Евромайдана», самой массовой и трагической, после «оранжевой революции» 2004 г., многотысячной акции протеста в центре Киева, начавшейся 21 ноября 2013 года. По официальной версии нынешних властей, это, якобы,  было реакцией восставшего народа на «злочинні» действия тогдашнего руководства страной на «приостановку подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом». Можно с уверенностью сказать, что последующий за этим госпереворот и гибель «небесной сотни» увенчался социально-политическим крахом для всей Украины, потерей Крыма и возникновением кровавого братоубийственного гражданского конфликта на Донбассе.

Противостояние на Востоке Украины превратилось в незаживающую рану всего украинского народа, так-как через эту необъявленную войну уже прошло около миллиона человек из разных областей страны, взявших в руки оружие по обеим сторонам конфликта, более 2-х млн. человек покинули свои жилища и стали беженцами в собственной стране, разрушены тысячи объектов промышленности и социальной инфраструктуры. Столько же или чуть больше людей проживают на территории проведения АТО (в настоящее время ООС – ред.), на так называемых ОРДЛО, находясь в постоянном страхе быть подвергнутым обстрелам с обеих сторон.

Поэтому, всем здравомыслящим политическим деятелям, политологам и прогрессивным СМИ в Украине и за рубежом, а также просто думающим и небезразличным к судьбе страны людям, становится понятным, что проволочка с реализацией мирного плана по Донбассу убийственна в буквальном смысле слова, так-как последствия этнополитического вооружённого восточно-украинского конфликта всё больше отдаляют реальную возможность «сшить» мятежные регионы с центральной Украиной. Продолжение ежедневных перестрелок на Донбассе, которые беспрерывно продолжаются уже 3 года кряду, и умножают обоюдные морально-психологические обиды и людские  потери на линии разграничения, не говоря уже о невосполнимых человеческих жертвах мирного населения с обеих сторон, численность которых уже давно перекрыла официальную статистику.

Сейчас пытаться выяснить, кто виноват в большей или меньшей мере уже поздно, так-как война в разгаре, очевидно этим следует заняться, когда наступит мир и согласие, а сейчас главное – определить, какими средствами и методами возможно остановить это безумие и направить переговорный процесс исключительно на мирное созидание и примирение в обществе.  

Именно для этого, как казалось бы, для скорейшего решения проблемы усилиями международного сообщества, в рамках «Нормандского формата», ведущими авторитетными политиками, с участием членов  Трёхсторонней контактной группы,  были достигнуты и подписаны Минские соглашения. К сожалению, двухлетняя практика «их реализации» показала, что со стороны украинского политического руководства этот путь дипломатического мирного разрешения конфликта не нашёл полной и всеобъемлющей поддержки, а тем более конкретного воплощения в жизнь. И это несмотря на то, что содержащиеся в нём положения: объявление амнистии участникам конфликта, проведение выборов в местные органы власти, предоставление специального статуса ОРДЛО и другие пункты были согласованы с руководством Украины, ОБСЕ, а также одобрены гарантами обеспечения соглашения со стороны руководства Германии, Франции и Российской Федерации. Они также были поддержаны лидерами самопровозглашённых ЛДНР.

Практика показала, что положительных результатов нет, да и не могло быть, так-как в решение сложной политической проблемы вклинились политиканы и популисты из числа представителей «партии войны», члены различных радикальных партий и националистических политических группировок, которым любые компромиссы из положений Минских соглашений «стали поперёк горла» и они всячески создают негативные условия, чтобы положительного и приемлемого решения для Донбасса по мирному урегулированию не было. В их среде постоянно раздаются милитаристические призывы к силовой «зачистке» мятежных территорий, необходимости решения конфликта с применением тяжёлых вооружений и подразделений ВСУ, Национальной гвардии и с широким использованием контингента националистических добровольных батальонов. Работа в этом воинствующем ключе ведётся постоянно, особенно среди молодёжи, а также на идеологическом фронте среди населения, и это несмотря на возражение и протесты со стороны прогрессивного гражданского общества. Это неудивительно, так-как указанные представители «воинствующего истеблишмента», как правило, одновременно являются руководителями силовых структур: МВД, СБУ, СНБО, а также возглавляют ключевые комитеты Верховной Рады, к примеру – национальной безопасности и обороны, где и происходит   генерация проектов про «деоккупацию и реинтеграцию» Донбасса по «хорватскому образцу».

Наглядным примером этому может послужить проект закона №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета на временно оккупированных Донецкой и Луганской областях», что, в случае его окончательного принятия в стенах Верховной Рады, будут безвозвратно похоронены все рациональные  и взвешенные положения Минских договорённостей.

Создаётся впечатление, что на сегодня, после трёх лет топтания на месте, единственным возможным политическим рычагом воздействия на «стратегов» бредовой концепции вооруженной развязки, длящегося регионального конфликта из числа адептов «партии войны», остаётся совместная недавно созданная комиссия в составе: спецпредставителя Госдепа США Курта Волкера и его визави помощника Президента РФ Владислава Суркова.

В этой связи, следует отметить, что к большому сожалению недавняя, третья по счёту встреча (!) в указанном формате не принесла успеха и не увенчалась ощутимыми договорённостями, если не брать во внимание согласование по трём малозначимым, по утверждению вездесущих СМИ, позициям из 29-ти предложенных Госдепом США по урегулированию конфликта. В общем договорились «проводить дальнейшие переговоры и консультации». Вероятно, дискуссия обострилась за счёт недавно предложенной США темы о возможном размещении в зоне АТО 20-ти тысячном контингенте миротворческих сил ООН, финансирование которых, якобы, уже согласны осуществлять США совместно с Францией.

Вот тут позиции РФ и США диаметрально разошлись. Если коротко: позиция США – миротворческий контингент должен контролировать границу РФ и Украины, располагаться и действовать на всей территории ОРДЛО, а позиция РФ – миротворцы должны находиться только на линии разграничения конфликтующих сторон и обеспечивать безопасность гражданской миссии ОБСЕ. Эти две противоположные позиции стали камнем преткновения и для дальнейшего продвижения реализации Минских соглашений как таковых и по сути, и по форме их воплощения в жизнь.

Возникает вопрос, что мешает, в целом, договориться по реализации Минских соглашений в практическом плане и в той их последовательности, которая указана в документе?

Ответ на этот вопрос кроется в неверном, по нашему мнению, концептуальном однобоком подходе к решению данной проблемы.

С одной стороны, с точки зрения украинского руководства, русофобского истеблишмента США и Евросоюза, вся основная вина в создании конфликта лежит целиком и полностью на Российской Федерации, которая, по их мнению, осуществила аннексию Крыма и сыграла ключевую роль в оказании военной помощи сепаратистам Донбасса, которые не признали «революцию достоинства» и по-своему «отреагировали» на государственный переворот и неконституционный захват власти в стране в феврале 2014 года.

С другой стороны, некоторые мятежные территории ОРДЛО считают, что они вправе отстаивать интересы большинства русскоязычного населения региона (тут они похожи в своих требованиях на сепаратистов КаталонииАвт.):  не воспринимают ультранационалистическую   идеологию русофобии, подняли  вооруженное восстание  и активно противодействуют «майданной» власти в Киеве. Первопричиной и основанием вооруженного сопротивления непризнанные республики считают реакцию русскоязычного населения Донбасса на угрозы и попытки со стороны националистического окружения киевского «майданного» руководства, вооруженных отрядов «Правого сектора», добробатов, а также различных других националистических движений, силовым путём провести АТО с использованием подразделений ВСУ и восстановить таким образом центральную власть.

Получается, что правда у каждого своя и компромисса достигнуть в нынешних условиях обоюдной ненависти, пролитой крови и накала страстей вооруженного противостояния, сложно и почти невозможно.

Какой же выход может быть в сложившихся тяжелейших политических условиях, когда точка кипения конфликта уже достигла верхней амплитуды, когда нет прямого дипломатического контакта и нет диалога между противоборствующими сторонами?

Ввиду того, что, по мнению националистических «ястребов войны» из окружения нынешней власти Украины, Минские соглашения в том виде как они сформулированы в документе, утверждённом ООН, не могут быть реализованы (они не дадут возможности их осуществить и прольётся ещё много крови – Авт.) международному сообществу можно предложить альтернативное компромиссное политическое решение этой проблемы: Концепцию федерализации Украины, выработанную общественным движением «Украинский выбор - право народа» и её лидером Виктором Медведчуком.

Такое решение возникло не на пустом месте, так-как следует учитывать мнение ведущих политиков, выступающих гарантами выполнения Минских соглашений, в частности, председателя Европейского Совета Хермана ван Ромпея, канцлера Германии Ангелы Меркель и ряда других европейских политиков и политологов, которые неоднократно высказывались о необходимости изучения возможности введения федеративного политико-территориального устройства в Украине. При этом, многие политологи рассматривают требование Минских соглашений о предоставлении специального статуса ОРДЛО как элемент федерализации и как единственную альтернативу кровавому конфликту на Донбассе.

Напрашивается вывод, что, ввиду очевидности саботажа и нежелания  нынешних власть имущих в Украине выполнять Минские соглашения, которые они пытаются подменить иными не согласованными действиями и нормативными документами по «реинтеграции» Донбасса, остро становится вопрос о возможности изменения, по сути, самой концепции сверхзадачи, стоящей перед спецкомиссией Волкер-Сурков.

Возможен вариант работы данной спецкомиссии путём поиска компромисса в рассмотрении этого вопроса через призму федерализации отношений, имплементировав положения Минских соглашений в юридическую форму федерального договора между Центром и ОРДЛО, где поэтапно будет расписан, с конкретными сроками выполнения, весь путь социально-политического и экономического возврата Востока Украины в состояние государственного суверенитета.

Естественно, всё это потребует полной перезагрузки задач и самого понимания конечной цели, прежде всего в политическом лагере со стороны США, ЕС и других международных компаньонов, искренне желающих  помочь Украине, а также кропотливой работы всего украинского общества и политических партий по пересмотру конституционального развития Украины как федеративного государства.

На первый взгляд, такой поворот в разрешении затянувшегося конфликта на Донбассе, с учётом сегодняшних политических настроений, пока  невозможен или  может вызвать как минимум неприятие со стороны официальных украинских властей,  так-как есть высказывания Президента Петра Порошенко о том, что Украина «никогда не станет федерацией и унитаризм незыблем». Но существуют мировые прецеденты, когда в целях избежать большего кровопролития международное сообщество, иногда силой оружия «понуждает к миру» несговорчивых соперников. Так было, когда под нажимом стран-гарантов: США, России, Германии, Великобритании и Франции принимались неординарные политические «Дейтонские соглашения», которые создали «сербско-боснийско-хорватскую федерацию» вопреки желанию враждующих сторон и принудили глав трёх Балканских государств: Милошевича, Туджмана  и Изетбеговича подписать условия федерализации. Именно в этих соглашениях была урегулирована численность, условия и регламент использования 60 тыс. миротворческого контингента стран НАТО под эгидой ООН, расположенных во вновь созданной федерации.

Политическая жизнь вносит свои коррективы и то, что вчера считалось невозможным сегодня может стать панацеей в решении наболевших проблем. Таким образом, если взять во внимание положительный опыт государств, которые ради сохранения многонационального единства своих стран, поступились принципами и пришли в конце концов к необходимости изменения унитарного устройства на федеративный, что дало позитивные результаты, то, очевидно, такой опыт можно было бы использовать в переговорном процессе по урегулированию конфликта на Донбассе и в рамках работы спецкомиссии Волкер-Сурков.

Так, в случае достижения положительного компромисса Украина может обрести долгожданное национально-политическое единство, окончательное прекращение вооруженной конфронтации, урегулирование этнокультурных и социально-политических процессов регионального развития, восстановления и налаживания нормальных добрососедских политико-экономических связей, а также проведения в спокойной обстановке необходимой конституционной реформы.

Ради мира и прекращения кровопролитного конфликта Украина не должна упустить свой шанс, враждующие стороны должны пожертвовать своими амбициями и найти такой необходимый политический консенсус в перспективе дальнейшего развития на благо всего украинского населения, а это может состоятся только в условиях федерализации, так-как истинно оказался прав Виктор Медведчук говоря, «что это единственный способ сохранить территориальную целостность страны и прекратить кровопролитие». Главное для Украины – не упустить момент, иначе поздно будет.

Игорь Кириченко, специально для BUZINA.ORG

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх