Главная Сообщество Фашистские аккорды Скрипки

Фашистские аккорды Скрипки

fashistskie tona skripki 0001 1000
Олег Скрипка. Фото: FTimes.ru

Печально наблюдать, как не лишенные таланта (божьей искры) артисты, блестящие на сцене, влезая в политику, окунают в грязь свое доброе имя и предстают недалекими людьми или того хуже. Таков и Олег Скрипка, фигурант скандала, вызванного его пренебрежительными высказываниями в отношении граждан, не владеющих украинским языком.

Творчество его группы «Вопли Видоплясова» («ВВ») знакомо мне не из «Википедии». Я слушал ее с начала образования и до середины 1990-х, бывал на концертах. «ВВ» изначально были ближе к андеграунду и, хотя не претендовали на роль властителей дум, подкупали своеобразием, зажигательностью песен и артистизмом ее лидера.

Группа сформировалась как преимущественно украиноязычная. Но украинский здесь не был следствием принципиальной политической позиции и приверженности национализму, а некоей «фишкой», позволившей выделиться и пробиться к слушателю наряду с русскоязычными монстрами рока того времени вроде «Аквариума», «Кино», «Алисы» и многих других.

В нарочитом просторечии и коверкании отдельных слов («клюб» вместо «клуб») даже слышалась насмешка над украинским языком. Это был как бы украинский понарошку. Как накладные груди Верки Сердючки. И, как упомянутые груди смогли прокормить их хозяйку, так и избранный стиль и манера исполнения содействовали вознесению «ВВ» на приличные высоты в жанре рок-музыки.  

В дальнейшем Скрипка, уже будучи известным, продемонстрировал, что последовательность и принципиальность, равно как и ум, не являются его человеческими добродетелями. Также он не давал оснований заподозрить себя в ультранационализме. В этом нетрудно убедиться по его публичным высказываниям разных лет.

К примеру, в 2011 году в интервью газете «Сегодня» лидер отпраздновавшей тогда свое 25-летие группы «ВВ» на вопрос о возможной поддержке какой-либо политической силы на парламентских выборах ответил: «Будут звать, конечно. Но мы будем отнекиваться, отказываться. Ну, если только прищучат, тогда, наверно, придется играть. Если заставят – под дулом пистолета или, допустим, налоговой пригрозят, дом заберут. Только в таком случае будем играть».

Такая позиция (изложенная не под дулом пистолета) многое проясняет. Прежде всего, она очерчивает границы принципиальности, имеющей два стимулятора. Один состоит в упомянутом «прищучивании». Другой, по-видимому, располагается в сугубо материально-финансовой плоскости.

А вот как он отвечал на вопрос о гастролях группы «ВВ»: «По Украине мы сейчас редко выступаем. В основном работаем в России. У нас с концертами стало очень печально после 2004 года… Почему? Здесь несколько факторов. Во-первых, идет борьба против украинского языка. О ней никто не говорит, но она есть. Плюс борьба против украинской музыки».

Из этого следовало, что после воцарения в Украине известного украинофила Ющенко с украинским стало хуже и должное внимание видному украинскому музыканту могли уделить разве что в «клятой Московии», которая, как принято считать, веками гнобила предков Олега Скрипки.

Но в новейшие времена, когда само по себе владение украинским стало считаться добродетелью и наверх всплыло множество человеческого отребья под личиной патриотов, Скрипка на их фоне мог бы претендовать на особый социальный статус и высокие почести. Учитывая, какие фокусы проделывают сегодня с историей, даже недавней, какое произрастает мифотворчество, он мог бы предстать этаким заслуженным ветераном борьбы с русификацией, который прорастал сквозь ее толщу смелым патриотическим ростком, нес украинское слово в условиях ненавистной Советской империи и приближал нынешний «триумф достоинства».

Теперь многие любят украинский язык, делая это с каким-то остервенением и явно не без корысти. Курьез, правда, в том, что, дай такому ревнивцу написать на его любимом языке диктант, он ведь на положительную оценку не напишет. Наш герой, не знаю как насчет диктанта, но имеет в сравнении с ними определенные преимущества, которые, однако, не конвертируется в конкретные блага пропорционально таланту и былым заслугам. Такой конвертацией могла бы быть, скажем, должность министра культуры или наиглавнейшего советника Порошенко по культуре – почему нет?

И Скрипку, видимо, говоря по-народному, душит жаба. Но ввиду несправедливости его понесло явно не в ту степь. Он, как следует из его «сентенций», поддаваясь некоторым общественным течениям, стал скатываться в фашизм, походя оценивая IQ своих сограждан и обосновывая создания гетто. А когда его «прищучили», повел себя недостойно – стал отнекиваться и выкручиваться. Некрасиво.

Он пропагандирует расширение украиноязычного пространства за счет русскоязычного, вероятно, воспринимая его как источник проблем, в т. ч. его собственных. (Притом что название его группы – заимствование из повести великого русского писателя Достоевского.)

Однако ни русский язык, ни русскоговорящие ведь не виноваты в его бедах. Скрипка, возможно, недооценен, но он несколько переоценивает свою недооцененность, простите за каламбур.

Здесь надо просто определиться с целями и средствами, а также с ценой, которую придется платить в конечном итоге. Казалось бы, не Олегу Юрьевичу это объяснять.

Есть путь к широкой популярности. Для этого надо нравиться прежде всего девушкам в возрасте где-то 14-25 лет, составляющим самую неистовую и многочисленную аудиторию. Здесь понадобятся голос с хрипотцой, лирические стенания, любовные страдания, банальные тексты с претензией на то, чтобы их расшифровывали, хотя расшифровывать там нечего. Все это есть у всеукраинской «звезды» Вакарчука.

Вот пример такой лирики: «Як ти так можеш, / Дивитись прямо / На вулкан без окулярів?». Действительно – как?.. Никто этого не знает. 

Есть узкий путь в творчестве, по которому следуют без расчета на почести и славу – он родственен библейским «узким воротам».

А на том пути, на который скатывается Олег Скрипка, только еще больше сузится круг его слушателей и почитателей из числа культурных людей. И останется петь разве что на партийных мероприятиях национал-радикалов.

Петр ПЕТРОВ, специально для BUZINA.ORG

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх