Главная Сообщество Разломы и трещины целостности Украины

Разломы и трещины целостности Украины

ugroza tselostnosti 0001 1000
Карта, обнародованная на польском телевидении (TVP Polonia)

В последние годы усиливаются мрачные предчувствия и прогнозы в отношении территориальной целостности Украины (помимо уже понесенных потерь).

Фиговый листок понятия временно оккупированных территорий не способен скрыть того, что вопрос возвращения Крыма перенесен в теоретическую плоскость и неопределенную историческую перспективу.

При фактической дискредитации Минских соглашений характер необратимого приобрел отрыв отдельных районов Донецкой и Луганской областей, где в основных чертах сформированы непризнанные республики. Их изоляция от остальной Украины предопределяет усиление связей с Россией.

Особо следует отметить негативное отношение к реинтеграции этих территорий на компромиссных началах в кругах воинствующих украинских национал-патриотов, чье мнение диктуется государству. О нежелательности восстановления целостности, способного изменить политический ландшафт не в пользу правящих сил, говорят открыто, но не считаются при этом сепаратистами.              

На официальном уровне в отношении к фактически потерянным территориям разрываются между реинтеграцией и деоккупацией, предполагающими принципиально разные акценты и подходы, склоняясь к деоккупации. При неспособности, однако, реализовать воинственную риторику и таянии надежд на западных покровителей.

Ввиду этих обстоятельств, дезинтеграционных тенденций на остальной территории Украины, несостоятельности сложившейся общественно-политической системы, невозможности консолидации всего общества на основе националистической идеологии напрашивается вывод, что сохранение Украины в нынешних границах есть вопрос инерции и геополитической конъюнктуры.

А тем временем трещины и линии разлома проступают все отчетливее.

Не секрет, что такого же рода предпосылки, как те, что способствовали отделению Крыма, давно существуют в районах Закарпатской и Черновицкой областей, граничащих с Венгрией и Румынией. Соседние страны, руководствуясь своими национальными интересами, уже долгое время проводят в отношении указанных районов последовательную политику, которая приводит к тому, что данные территории, оставаясь формально украинскими, фактически являются венгерскими и румынскими.

Такие предпосылки многие годы не вызывали особого беспокойства на фоне других проблем и учитывая иллюзии по поводу грядущего общего членства Украины с европейскими соседями в Евросоюзе («европейской семье»). Однако, европейские ожидания все более иллюзорны, да и целостность самого ЕС, как видно, непрочна. Помимо брексита, наблюдается все больше разногласий и недовольства его политикой со стороны государств-членов, в частности той же Венгрии, которую преувеличенно называют союзником России в Европе.

Политика Венгрии и Румынии, ориентированная на население приграничных районов Украины, осуществляется в культурологической, гуманитарной и правозащитной обертке и включает несколько ключевых направлений. Среди них – сохранение памяти о бывшей принадлежности соседним государствам украинских земель.

Всячески поддерживается национальная идентичность местных венгров и румын, прежде всего молодежи через сферу образования. Укрепляется их связь со странами происхождения, в т. ч. путем предоставления в упрощенном порядке гражданства.

По последним данным, подавляющее большинство закарпатских венгров являются одновременно гражданами Венгрии или планируют ими стать. Такая же тенденция наблюдается в отношении румынской общины Украины. Соответствующие возможности и перспективы есть и у молдаван, которых в Румынии считают своими, отрицая молдавскую национальность.

В пылу страстей по безвизовому режиму как-то упускается из виду, что часть наших сограждан с получением паспортов государств – европейских соседей уже не только его имеет, но и в индивидуальном порядке интегрировалась в ЕС, далеко опередив Украину.

По поводу множественного гражданства существуют полярные взгляды, смотря с какой стороны смотреть. Однако прослеживается закономерность, согласно которой оно безразлично или выгодно более сильным государствам, осуществляющим внешнюю экспансию. Также заметим, что экономические причины получения второго гражданства, о которых говорят в случае украинских граждан, легко могут превращаться в политические.

Выше речь шла об официальной политике соседних Венгрии и Румынии, которая опирается на европейские правовые нормы, касающихся прав национальностей. В то же время националистические структуры этих стран, не связанные дипломатией, открыто выступают за возвращение границ времен великодержавности.

Согласно социологическим данным, идею восстановления Великой Румынии в прежних границах поддерживает около 30 % граждан этой страны при тенденции к росту их численности.

Принято считать, что идеи пересмотра границ отстаивают лишь маргинальные организации стран – европейских соседей, однако это не совсем так. К тому же мы можем наблюдать, как в условиях миграционного кризиса и роста популярности в Европе правых идей маргинальные политсилы и кандидаты на выборах превращаются в респектабельные.

Еще один европейский сосед – Польша из геополитических соображений демонстрирует на официальном уровне всяческую поддержку Украины. Между тем в правых и националистических кругах этой страны, где, разумеется, хорошо помнят былое территориальное устройство, бурлят вовсе не дружественные к Украине страсти. Линия конфронтации пролегает в отношении к Волынской трагедии и деятельности Украинской повстанческой армии.

На протяжении прошлого года в Польше было совершено ряд разрушений памятных знаков в честь воинов УПА и нападений на украинцев. В июле 2016-го польский Сейм утвердил подготовленную правящей партией «Право и справедливость» резолюцию о геноциде украинских националистов против граждан Второй Речи Посполитой, которая вызвала возмущение в лагере украинских национал-патриотов.

В сентябре Волынский областной совет на внеочередной сессии принял обращение, в котором обвинил авторов резолюции о геноциде в инсинуациях, заявив среди прочего: «И мы никому не позволим указывать нам, кто является нашими национальными героями!»

По поводу вандализма в обращении сказано, что «борьба с памятниками и памятью – это путь в никуда, это вещи, противоположные понятиям чести, достоинства и благородства». (Какие мудрые и справедливые слова. Жаль только, что сами авторы и их единомышленники им не следуют.)

В ноябре распространялась информация о подготовке Украиной ноты протеста в связи с сожжением в Варшаве украинского флага. Также украинский МИД выражал обеспокоенность по поводу негативных высказываний Генконсула РП во Львове о Степане Бандере, которые опять-таки вызвали всплеск негодования украинских националистов и профессиональных патриотов вплоть до предложений выслать дипломата из страны.  

В декабре обращение о нагнетании антиукраинских настроений в Польше готовилось Ивано-Франковским облсоветом, но не было принято. Как заявил один из депутатов, «то, что происходит в Польше, спровоцировано российской стороной». Прозвучали и дежурные аргументы о том, что Польша − наш адвокат в Европе.

В самом конце прошлого года министр иностранных дел Польши призвал Украину не устраивать масштабных торжеств по случаю 75-й годовщины создания УПА. Игнорирование этого призыва польской стороной будет рассматриваться как недружественный шаг.

Инциденты, подобные упомянутым, были и раньше, но идеология национализма не претендовала тогда на роль государственной в Украине. Потому следует ожидать более горячей фазы данной стороны польско-украинских отношений.

Перенесемся на юг. В Херсонской области в ближайшие годы весьма вероятно то же, что происходило в 1990-е в Крыму: самозахваты земельных участков, конфликты на этой почве, эксцессы на почве межнациональных и межрелигиозных отношений и т. п. Эти проблемы могут стать обратной стороной ситуативного союзничества украинских властей с антироссийским активом крымских татар и реализации проекта крымскотатарского поселения в Геническом районе Херсонщины.

Соответствующие предпосылки в последнее время формировались в связи с «общественной блокадой Крыма», принесшей немалые убытки местным сельхозпроизводителям, и деятельностью крымскотатарского добровольческого батальона – фактически незаконного вооруженного формирования. При этом предполагается усиление присутствия в регионе Турции, опекающей крымских татар.

В регионах Украины в прошлом году произошел парад заявлений органов местного самоуправления с требованиями перераспределения полномочий от центра к периферии, закрепления особого статуса территорий, распространялись идеи прямого народовластия. Как будто в народе слишком буквально восприняли конституционную норму о носителе суверенитета и едином источнике власти и обещания децентрализации.

Особый резонанс вызвало обращение Закарпатского облсовета с апелляциями к результатам местного референдума 1991 года, на котором большинство (78 %) проголосовало за предоставление краю автономии.

В большинстве из описанных выше и многих других проявлений принято видеть российский след, что диктуется логикой межгосударственного противостояния. Хотя убедительных доказательств того, что из России осуществляется режиссура инициатив народовластия на местах, особенно в населенных пунктах Западной Украины, встречать не приходилось. Если это так, остается подивиться влиятельности российских спецслужб.

Но проблема в том (и это проблема национальной безопасности), что, кроме российского следа, зачастую вообще ничего не видят: ни собственных глупости и недальновидности, ни геополитических интересов третьих государств. Списывать весь негатив на «руку Кремля» довольно удобно для сегодняшней власти в плане пролонгации ее положения, но ущербно и чревато для страны в долгосрочной перспективе.

Всякая пропаганда все-таки должна иметь предел идиотизма. А приписывать пророссийские мотивы и отказ от собственной субъектности всем подряд вплоть до польских и венгерских политиков и даже новоизбранного президента США – это и есть превышение меры, когда пропаганда для слабоумных начинает выглядеть как пропаганда слабоумных. Расплатой за него может стать развал страны, учитывая, что социальной инерции свойственно ослабевать, а геополитической конъюнктуре – меняться.

Петр ПЕТРОВ, специально для BUZINA.ORG

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх