Святая простота: феномен русских русофобов
Иллюстрация феномена
Всплеск массового помешательства закономерно порождает курьезы, среди которых выделяется феномен русских русофобов. Из всех персонажей на общественно-политической сцене Украины, пожалуй, больше всего поражают русскокультурные граждане, которые мимикрируют под украинский национализм как магистральное ныне течение.
Сегодня можно наблюдать абсурдные картины, как, к примеру, один гражданин на чистейшем русском языке с характерной окраской, выдающей закоренелого русского, кричит своему соплеменнику, чтобы тот убирался в Россию. При этом, тот, от кого требуют убираться, может быть, даже в меньшей мере русский, чем тот, кто его выпроваживает.
Или как русскоговорящий гражданин, в котором ничто не выдает этнического украинца, заявляет, что население востока Украины нужно силой заставлять любить Украину. И видно, что этот твердый человек лично готов приступить к обучению соотечественников любви к нэньке понятными ему способами, покуда его самого хорошенько не «обучат». Колорита такой картине добавляет то, что происходит это на телеканале гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Или как представитель провластных сил, не способный или не считающий нужным выучить украинский язык, чутьем средневекового инквизитора изобличает новоявленных еретиков по признакам инакомыслия и недостаточной благонадежности.
Или как участник марша, приуроченного к 108-й годовщине со дня рождения Бандеры, сообщает, что он из России, с видом прибывшего в лагерь противника перебежчика и делится своим озарением в отношении того, каким замечательным человеком был Степан Андреевич.
Или как русскоговорящие украинские воины, угрожая расправой, требуют от русскоговорящего же гражданина выключить трансляцию российского телеканала «Дождь», оппозиционного к Кремлю, якобы в связи с пропагандой им «русского мира» и сепаратизма.
И такие сцены с действующими в них социальными франкенштейнами не являются плодом чьего-то больного воображения, а происходят наяву. Какая пища для художника и драматурга, а также и для психиатра, поскольку здесь не только драматизм и психологизм, но и самый что ни на есть «психиатризм».
Немало людей, неразрывно и необратимо связанных с русской и советской культурой, принимают навязанную обществу националистическими силами трактовку патриотизма и оценку истории и самозабвенно демонстрируют свою благонадежность, впадая подчас в подобострастие и самоуничижение.
А ведь, кажется, не так много нужно для понимания того, что в случае реализации националистических идей, которая уже не представляется невероятной, им не найдется места в той системе, по крайней мере в качестве равноправных граждан. Собственно, «правообладатели» и выгодоприобретатели националистической доктрины своими высказываниями и суждениями, а иногда и действиями не оставляют на сей счет никаких иллюзий.
Сквозь вынужденную толерантность то и дело прорываются диагностирования «неполноценной генетики» части сограждан, рассуждения о «завезенных жителях», утверждения, что москали не люди, что русскоговорящих украинцев не бывает, требования полного разрыва с «русским контекстом» и т. п., откровенное и завуалированное, за которым кроется геноцид.
(При этом авторы криминальных по сути суждений любят заклеймить тоталитаризм, выразить трепетное отношение к национальным корням, умилиться их уникальности, поплакаться по поводу национального угнетения, непоправимого вреда этнической ассимиляции и т. д.)
Такие проявления не встречают не то что жесткого уголовно-правового реагирования, но и внятного словесного осуждения со стороны власти, которая не является однородной и в свою очередь мимикрирует.
Фактически продвигается идея моноэтнического авторитарного государства. Понятно, что это не делается системно, и власть здесь можно обвинить скорее в попустительстве, но опасаться есть чего.
И в этот костер свой «хворост» подбрасывают потенциальные жертвы, простодушием и беспечностью напоминающие женщину – «святую простоту» («sancta simplicitas») из истории о сожжении Яна Гуса.
Под возможными жертвами имеются в виду, конечно, не высокие чиновники и бизнесмены, которые имеют связи, покровительство, «запасные аэродромы» и в состоянии купить безопасность и привилегии. Речь о тех, кому некуда отступать, кто беззащитен перед хаосом национальной нетерпимости. На самом деле их благонадежности мало – от них требуется вся душа целиком. И они даже не продают – задаром отдают ее дьяволу национализма без каких-либо встречных гарантий.
Данный феномен выглядит еще абсурднее в более широком контексте.
Украина сложилась в ее размерах и таком составе земель на основе идеологии интернационализма. Есть основания полагать, что интернационализм в его современной модификации является условием сохранения целостности Украины. Тогда как национализм в столь неоднородной стране, как Украина, не обладая необходимой «намагничивающей», консолидирующей силой, в конечном итоге сыграет разрушительную роль. И вопрос здесь не в симпатиях или антипатиях, а в пригодности и совместимости. Для такого формата страны он попросту не подходит, что достаточно красноречиво (для тех, кто хочет видеть) показал недолгий опыт его активного внедрения.
В этом свете совершенно по-иному видится вопрос патриотизма и любви к Украине, а также оценка рвения радетелей за судьбу Украины и тех, кто под них подстраивается.
Петр ПЕТРОВ, специально для BUZINA.ORG