Вести Киевской Руси: «Украинские акценты истории»
Дорошенко и Сирко. Кто из них «справжній козак»?
Почему на Украине было два «Войска Запорожских»? Имели ли Гетманы отношение к Запорожской Сечи? И кто позволял брать «бусурманам» украинский ясыр?
В сознании большинства людей, образ украинских гетманов и Запорожской сечи неразрывно связаны. Сплетены воедино, как образ борцов за «долю народа». Украинские историки сознательно выпячивают одни исторические события и замалчивают, вернее сказать не уделяют должного внимания другим историческим фактам. Такое историческое жонглирование приводит к созданию у людей ложного образа, который к реальности не имеет никакого отношения. Более того, тяжело себе представить большие антиподы которыми в действительности являлись Запорожские казаки и украинские Гетманы. Давайте попытаемся расставить правильные акценты.
Большинство украинских гетманов даже не были никогда в Запорожской сечи. Главой Запорожской сечи всегда считался кошевой атаман, которого выбирали на Раде сами запорожские казаки.
Институт Гетманства на Украине возник лишь в конце 16-го столетия. И являет собой прямое следствие создания на Украине Реестрового казачества. В 1572 году польский король Сигизмунд II своим указом основал Реестровое казачество: для несения охранной службы и полицейских обязанностей. Установление особого административного и судового производства для реестровых казаков имело целью организацию контроля над всем казачеством. Главой и судьёй реестрового казачества был назначен польский шляхтич Ян Бадовский. После организации реестрового войска поляки стали признавать казаком только того, кто был вписан в реестр. За всеми другими власти не признавали не только казацких прав, но и самого названия «казак». Реестровое войско стало именоваться в официальных актах «Войском Запорожским».
Называя так реестровцев, польское правительство хотело подчеркнуть, что все остальные казаки, прежде всего, принадлежащие к Запорожской Сечи, были поставлены вне закона.
Таким образом, с этого времени стало существовать два войска, каждое из которых называлось «Запорожским». И лишь со временем, чтобы избежать путаницы, Запорожское казачество стали называть «Войском Запорожским низовым».
На самом деле гетманское «Войско Запорожское» никакого отношения к Запорожской Сечи не имело. Ещё при гетмане Дорошенко реестровое казачество было поделено на 6 полков: Чигиринский, Черкасский, Каневский, Корсунский, Белоцерковский и Переясловский. Соответственно в этих городах войско гетмана и находилось.
Реестровые казаки давали присягу на верность королю, согласно которой они должны были отражать набеги татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в войнах и в полицейских акциях − подавлять выступления крестьян и запорожских казаков.
Вот фрагмент из текста присяги 1621 года:
«…клянусь повиноваться, выполнять все приказы и постановления его королевской милости, пресекать всякое неподчинение и своеволие, а также, ни лично, ни через кого-либо выступать против турецкого султана, ни на суше, ни на море, кроме как по приказу его королевской милости Речи Посполитой, если же кто-нибудь захочет такое сделать, а я про это прознаю, то обязан буду предупредить короля и гетманов, и сам того буду карать, выполняя свою повинность».
А вот, присяга, данная гетманом (так называемого Войска Запорожского) Михаилом Дорошенко.
Гетман Дорошенко никогда не был в Запорожской Сечи!!! Правда, весной 1626 года, он, по приказу Сейма Речи Посполитой попытался захватить Запорожскую Сеч. Но, в виду ярого отпора запорожцев и больших потерь был вынужден отступить.
Присяга Гетмана Дорошенко, 1625 год:
«Я, Михайла Дорошенко, клянусь господу богу, в троице святой единому, что пресветлейшему королю польскому Сигизмунду 3 и его наследникам и Республике Польской в сей должности моей, согласно воле его королевского величества, во всем верность и повиновение сохранять буду, соблюдая во всем повеления его королевского величества и республики, укрощая всякое своеволие и непослушание, а именно: ни я сам, ни посредством других против турецкого императора, ни сухим путём, ни морем, не буду ходить и воевать, разве только по повелению его королевского величества и республики. Напротив того, если б кто из войска его королевского величества, мне вверенного, или же кто со стороны вознамерился то сделать и я про то знал бы, то обязываюсь доносить об этом его королевскому величеству и коронному гетману и таковым нарушителям королевского повеления сопротивляться. Никаких полчищ собирать и созывать без соизволения его королевского величества не буду, и даже таковые, по обязанности моей, стану преследовать; а также все условия, в самомалейших пунктах в бумагах панов комиссаров на Медвежьих Лозах прописанные, я со всею моей дружиною исполнять буду».
Если внимательно, с карандашом в руках, прочитать хроники казацкого периода, то вы с удивлением обнаружите, какое огромное количество казаков погибло именно в замалчиваемой войне между Запорожскими казаками и Гетьмановыми реестровыми казаками.
Вот один из тысяч характерных примеров доказывающих это противостояние.
История Запорожских казаков, том II:
«Гетман Петро Дорошенко, желая как можно быстрее получить помощь от турецкого султана и крымского хана, и наперёд задобрить их, послал им в подарок 15 невольников в колодах – запорожских казаков. Команду над невольниками гетман доверил ротмистру своей надворной хоругви Ивану Мазепе. Взявши колодников и татар в охрану, Мазепа направился в Крым. Но, на речке Ингул, на него напал отряд запорожских казаков. Татар порубали, невольников освободили, а самого Мазепу доставили в Сеч к кошевому атаману Ивану Сирку…»
Во всех книгах по истории Украины вы найдёте одно примечательное, неброское предложение: Для украинского населения гетманские союзы с татарами были ненавистными, поскольку в оплату за татарскую помощь гетманы были вынуждены разрешать союзникам брать ясыр. И только Орест Субтельный (признанный на западе лучшим украинистом) относительно союза Б.Хмельницкого с татарами добавляет. Хмельницкий надеялся, что татары удовлетворятся польскими пленными, но татары захватывали всех, кто им попадался, загоняя в рабство тысячи украинцев.
Возникает логичны вопрос, почему украинские историки, будь то сговорившись, совершено не уделяют внимание такому важному факту, как невыносимость украинцами союзов гетманов с татарами и османами? Что означает: гетманы вынуждены били разрешать союзникам брать украинский ясыр? Ведь этот ясыр - это основополагающий факт позволяющий выявить кому в действительности служили украинские гетманы. И какое отношение эти самые гетманы имели к своему собственному народу.
Если обобщить все известные источники, и выявить доминанту, то мы увидим, что всех украинских гетманов характерен один факт: все гетманы заключали союзы и с татарами и османами. Про поляков, я уж и не говорю, так как привёл выше присягу гетмана Дорошенко.
О. Субтельный «История Украины»: Богдан Хмельницкий считал, что самым удобным кандидатом на роль покровителя был турецкий султан. Поэтому , в 1651 году, после обмена посольствами Оттоманская Порта приняла своими вассалами гетмана и Войско Запорожское. Но, по причине распространённой среди украинцев ненависти к «бусурманам» эти договорённости так и остались нереализованными.
Значительно популярнее на роль покровителя Украины был православный московский царь…
Сына Богдана Хмельницкого – Юрия Хмельницкого именно турки в 1677 году назначают гетманом Правобережной Украины. И этот защитник «доли народной» вместе с турками, в1677-1678 г. совершает два неудачных похода на Украину. Сначала на Чигирин, потом на Левобережную Украину. К сожалению, историки дружно умалчивают сколько ясыря в этих гетманско-османских походах угнали османы в рабство.
Все эти бесчисленные гетманские союзы с поляками, крымскими ханами и османскими султанами, были просто невозможны в Запорожской Сечи. По той простой причине, что запорожские «голодранцы» не имели никакой политики, кроме как защита веры православной от бусурманов и клятых католиков. Самые страшные ругательства у запорожских казаков были связаны именно с бусурманами и католиками. Вспомните Гоголя: «… И будь я трижды католиком, если не сверну ваши свиные рыла вам на затылок».
У гетмана же, и его так называемого «Войска Запорожского» были совсем другие приоритеты: власть и обогащение. Ничего личного… Кто сильнее, кто больше платит, тому и служат. Ясыр надо? Дивчатами, матерями и детьми?... Ну, что сделаешь? Надо так надо - договоримся…
Вот, завещание гетманского реестрового казака по имени Тишко Волович. (Обычного реестрового казака! Ни сотника, ни полковника!) Завещание включает в себя «… дом в Чигирине, два поместья со ставками для рыбы, леса для пастбищ, 120 улей, 3 000 тыс. золотых слитков (из них 1 000 отдана в долг под большой процент)»
Вспомните известный украинский фильм «Пропавшая грамота», снятый по мотивам ранних произведений Н.В.Гоголя…
Козак Василь со своим побратимом верным, везут царице в Петербург грамоту от кошевого атамана Сечи Запорожской. И по дороге, они встречают казацкое панство (реестровых казаков) устроившее на хлебных посевах перепелиную охоту. Слёзы, причитание, горе украинских селян – которые останутся с вытоптанными посевами: Нет! Нету казаков – перевелись все! Не кому заступиться! Перевелись казаки! Все, спаскудились!
— Ты, дед это чего? Специально обижаешь мою шаблю и моего оселедца, — спрашивает казак Василь.
— Не обижайся! Я же вижу, что вас только двое, а их двадцать — тридцать! Как же вы сними биться будете?
— Да уж как-то будем, — отвечает казак Василь.
Спугнул перепелов и тут же к нему подскакало тридцать всадников. Ану, плетей ему! — приказывает казакам сотник. Но, казаки отказываются: мы не может поднять руку на казака Василя, он освободил нашу сотню с турецкой неволи, — отвечают реестровые казаки.
И что дальше было?
Двадцать – двадцать пять (реестровых казаков) казак Василь с побратимом своим верным отправили на тот свет.
А вот, известная картина И.Ю.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
Эти запорожцы не имеют никакого отношения к Гетьманову «Войску Запорожскому». Это настоящие Запорожские казаки, у них не было по 3000 золотых слитков и они не позволяли угонять в рабство девчат, жён, детей и матерей. Никогда не давали клятвы ни османам, ни ханам, ни полякам. Они давали клятву до последнего вздоха защищать веру православную, и положить головы свои «за друга своя»
Я не призываю упрощать сложную историческую эпоху, в которую довелось жить нашим предкам. Я лишь хочу поставить правильные, соответствующие исторической правде акценты. Потому что время, в которое мы живём, разительно напоминает ту жестокую и сложную эпоху. Украинские Гетманы всё также заключают союзы с ненавистными «бусурманами»… Всё также платят украинский ясыр тому, кого они считают своим хозяином. И служат им такие же реестровые «казаки».
Обычному человеку тяжело разобраться с виртуозным политическим жонглированием понятиями «Войска Запорожского». Главное, и очень важное для нас разобраться и понять, что настоящее «Войско Запорожское» никогда не заключало союзов с «бусурманами» и не позволяло брать «ясырь». Потому, что это противоречило самой сути казацтва: защиты веры православной и своего народа.
Настоящие Запорожские казаки вот так отвечали «бусурманам», предельно ясно и понятно.
Выписка из истории Дмитрия Яворницкого, хранящейся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге:
«Отвiт Запорожцiв Магомету IV
Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта син і брат, самого Люцеферя секретарь. Якiй ты в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вбъешь?! Чорт ти, висрана твоя морда. Hе будешь ты, сукiн син, синiв христіянських пiд собой мати, твойого вiйска мы не боїмося, землею i водою будем биться з тобою, враже ти розпроклятий сину! Распронойоб твою мать! Вавилоньский ты жихась, Макэдоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого і Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида онук, а нашего хуя крюк. Свиняча ти морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, ну и мать твою йоб. От так тобi Запоріжцi видказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанських пасти. Теперь кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзі, а день такий у нас, який i у вас, за це поцилуй в сраку нас!..
Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм».
Степан Михайличенко, для сообщества Олеся Бузины