Главная Сообщество О желании объяснить

О желании объяснить

terract-v-brussele 01 1000

Реакция на теракт в Брюсселе говорит нам нечто важное о людях и о мире, в котором мы живем.

Первое, что происходит при любом ярком событии – это попытки вписать его в уже сложившуюся картину мира, где все уже расставлено по полочкам – вот мы (хорошие), вот наши враги (плохие), мир делится просто и понятно, на «нас» и «них», происходящие в нем события объясняются в рамках того или другого глобального мифа.

Для части людей (в частности, властей Украины и их сторонников) мир делится на Путина (плохого) и его противников (хороших). Следовательно, как сказал Александр Турчинов, «У кровавого террора, развязанного на востоке нашей страны, и терактов в Турции, Париже и Брюсселе – одни и те же режиссеры». Кто-то может насмехаться и обзывать Турчинова разными словами, но, в определенном сегменте интернета идея уже подхвачена массами, и любая входящая информация воспринимается уже в ее свете.

Если, скажем, политолог Сергей Марков делает предположения о том, какие города могут стать жертвой террористов – это уже объясняют тем, что теракты планирует режим, а через Маркова уже стращает несчастных европейцев. (Надо думать, европейцы подписаны на его ФБ, и для угроз Кремль, за неимением других каналов, использует именно ФБ Маркова)

Со стороны это кажется смехотворным – но не для самих сторонников этой версии. И Турчинов, и наши борцы с режимом абсолютно серьезны – как Вышинский на показательном процессе. В самом деле, Кремлю же выгодно, чтобы внимание всего мира было отвлечено от дела Савченко (о котором весь мир, в отсутствие терактов только и думает), чтобы европейцы решили, что их главная угроза – вовсе не Путин, а ДАИШ – ну вот, всем понятно ...

С другой стороны, есть люди, которые – с той же серьезностью – говорят о том, что теракты организовали Соединенные Штаты, с тем, чтобы повергнуть Европу в хаос, помешать ее возможному сближению с Россией, ослабить и предотвратить ее выход из-под американского протектората. Ну, они же (как люди не сомневаются) и собственные башни-близнецы погубили ради того, чтобы осуществить свои хитрые планы, отчего бы теперь и бельгийцев не взорвать?

Конечно, можно пытаться объяснить, что любые заговоры – вещь крайне сложная и хрупкая, всегда явится какой-нибудь Сноуден и сдаст всех с потрохами. Что, по немецкой поговорке, «что знают двое, то знает и свинья», и при вовлечении в заговор каждого следующего участника вероятность сохранить все в тайне стремится к нулю. Что политики, являются ли они нравственными людьми или, скорее, нет, обычно не являются сумасшедшими.

Можно, наконец, выхватить угрожающую бритву Оккама – ибо сей средневековый мудрец учил «Не умножай сущности сверх необходимого», и сказать, что если у происходящего есть более простые объяснения, не нужно искать сложных.

Однако – как показывает опыт – это безуспешно. Потому что для большинства людей «объяснить» фактически означает не «рассмотреть причины» а «включить происходящее в ту систему представлений о мире, которая у человека уже есть». Человек избрал себе некий полюс зла – Путина, США, еще кого-то – и рассматривает все явления природы и общественной жизни именно в отсылке к этому полюсу.

Попытки говорить о том, что мир устроен сложнее, натыкаются на глухое непонимание – в лучшем случае – или зачисление в агенты врага – в худшем.

Почему? Потому что людям нужна ясность. Люди хотят понимать, что происходит в этом мире, каково их место в нем, что объединяет их с другими, что является смыслом и оправданием их жизни.

Со стороны те или другие схемы, внутри которых они живут, могут выглядеть совершенно нелепыми – но люди держатся их не потому, что они глупы или больны психически – а потому, что им нужна ясность.

Один биолог (и пламенный атеист) пишет, что за поведением террористов стоит «религиозный вирус мозга», который и побуждает их к таким абсурдным действиям. Это проявление той же схематизации – человек определил источник всего зла, и борется с ним. Вся входящая информация интерпретируется именно в рамках этой схемы.

Но если отклонить все эти схемы как ложные или, по крайней мере, недостаточные, потребность в смысле и понимании останется. Вопросы о жизни, о смерти, о зле остаются и требуют ответа.

Вот есть богатый, цветущий, благоустроенный город – и группа злодеев является, чтобы убить его жителей, даже без какой-либо пользы и выгоды для себя, просто убить.

В чем их мотивы? Насколько можно понять из исламистской пропаганды, это даже не желание заполучить обещанных райских дев, а желание отомстить Западу за обиды и несправедливости, причиненные исламскому миру. Причем, как правило, не лично террористам – у них может быть все в порядке, и они могут быть вполне благоустроенными жителями этого самого западного мира – а неким другим людям. Человек видит в пропагандистском ролике рассказ об обидах, которые некие (вообще) неверные причинили неким (вообще) мусульманам и решает, что убить случайных и невинных граждан европейской страны – хороший способ восстановления справедливости.

Со стороны это выглядит гнусным безумием – но в глазах самого террориста он противостоит, в его картине мира, «черному полюсу». Его жизнь обретает смысл, содержание, единство с соратниками, даже – как ни дико это выглядит со стороны – достоинство и оправдание в его глазах.

При всем яростном формальном монотеизме террорист – несчастный идолопоклонник, который полагает цель, смысл и оправдание своей жизни не в Боге, а в ненависти к Западу.

Ошибка, глубоко въевшаяся в западную (и, в этом отношении, и в нашу) культуру – это представление о том, что людям достаточно дать безопасность, свободу и достаток, и они станут хорошими и благоразумными. Увы, это явно не работает.

Людям нужен, конечно, достаток и свобода – но люди нуждаются и в других, нематериальных вещах. В смысле и оправдании своей жизни, которые обретаются в служении чему-то большему, чем они сами. В том, что Эрих Фромм называл «системой ориентации и поклонения». Такова уж человеческая природа. Так она создана.

Когда люди не поклоняются истинному Богу, они ищут всего этого где-то еще. Обычно – в борьбе с тем или иным злом.

И ответ на все это идолослужение – это возвещение Того, кто является истинным смыслом, целью, спасением и оправданием всякого человека – Господа нашего Иисуса Христа. На вопросы о добре и зле, о смысле и предназначении человеческой жизни есть истинные ответы – в библейском Откровении, которое хранит и возвещает Церковь.

Сергей Худиев, православный публицист, радиоведущий

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх