Главная Сообщество Василий Шульгин: Мы боремся с ними во имя Украины (1912 год)

Василий Шульгин: Мы боремся с ними во имя Украины (1912 год)

Василий Шульгин
Василий Шульгин (1878-1976)

Прилагаемая ниже статья принадлежит депутату государственной Думы (дореволюционной), редактору газеты «Киевлянин» Василию Витальевичу Шульгину (1878-1976), человеку со сложной и очень интересной судьбой. Широкому кругу это имя мало известно, а напрасно, ибо идеи, которые он пропагандировал на страницах самой читаемой в дореволюционном Киеве газете, хотя и могут в нынешней, особенно постмайданной, Украине показаться тенденциозными, заставляют задуматься над многими проблемами, поскольку перекликаются с нынешними событиями, когда Украина очередной раз оказалась на распутье. Во всяком случае прочитать ее будет полезно всем, чтобы ознакомиться с другой точкой зрения по поводу русско-украинских взаимоотношений, которая является прямой противоположностью точке зрения идеологов украинского «интегрального национализма», который после Майдана-2014 приблизился к официальному государственному курсу.

Эта статья уже была опубликована в газете «Русская правда» в номере за 1-15 января 2004, а также ее электронной версии. Тогдашняя публикация содержала в себе некоторые несоответствия (правда, незначительные) с первоисточником, поскольку была переписана с оригинала от руки. В этот раз при подготовке публикации была сделана фотокопия статьи и поэтому текст полностью соответствует оригиналу.

Евгений Сипко

Украина

Одна из выдающихся особенностей «освободительного» лагеря [i], особенность, проверенная опытом и выдержавшая самое серьезное испытание, это способность к ловким передержкам. Ни один рыцарь зеленого поля не сравнится с ними в этом случае. О чем бы вы ни говорили, какую бы безусловную и бесспорную истину вы ни провозгласили бы – вы можете быть уверены, как только она попадет в руки этим ловкачам, один маленький вольт, одно неуловимое движение артистической руки и ваша карта бита.

Один из последних удивительных вольтов этой компании был произведен по поводу так называемого «мазепинского» вопроса.

Над нашим краем действительно кое-где собираются тучки. Мазепинское движение, представляющее несомненную государственную измену, мечтающее о том, чтобы продать русские земли австрийской короне за цену «автономии» снова подняло свою голову. Дело это серьезное. Если это изменническое направление приобретет большую силу, то, разумеется, оно, а не какое иное перевернет Россию. Отнять у единой России 20 000000 чисто-кровного русского народа, отнять огромные пространства богатейшей земли, отнять страну, напоенную солнцем и радостью – это значит низвести Россию на положение второстепенного государства. После этого неминуемо ее разложение на отдельные мелкие штаты. Опасность этого движения такова, что люди, замечающие его, бьют тревогу. Этот тревожный барабанный бой, быть может, несколько преувеличен. Может, он звучит слишком грозными переливами в наступившей тишине. Но если вдуматься в то, чем грозит это мазепинское движение, вполне основателен и вполне законен этот страх.

Что же делает освободительный лагерь по этому поводу?

Не смеют эти господа открыто говорить о том, что они этому движению, как идущему к разрушению Российской Империи, сочувствуют всеми силами души. Они предпочитают делать вольт такого сорта:

Люди, предупреждающие против мазепинства, это мрачные гасители всякого проявления народной души. Они хотят преследовать малорусское наречие, они хотят преследовать малорусскую песню, они хотят загубить все те черты, душевные и бытовые, которые выработала Украина в своей истории. Они хотят подвести все под один великорусский ранжир, они хотят посадить на всех местах «кацапов», они хотят задавить природных малороссов, они хотят залезть в духовную жизнь народа и вытравить из него все то, что ему с колыбели дорого и мило…

Увы! находятся наивные люди, которые верят этому.

И нам хочется сказать этим доверчивым людям.

Не верьте вы этим волкам в овечьей шкуре.

Не верьте им, будто они хотят сохранить вам благоухание старины и радость родного угла. Они – разрушители, они никогда не будут с нами, ибо для них непонятно то, что мы любим. Их душа гола, как камни городской мостовой. Ведь только тот может понять, лелеять, охранить старое и родное, для кого звуки родина, отечество не пустое место как для них.

Неужели можно верить тому, что люди, предостерегающие против мазепинства, преследуют так называемое «этнографическое украинофильство»? Ведь многие из нас родились в этом краю, прожили здесь всю свою жизнь, и все светлое, для чего стоит жить и за что стоит бороться, получили от этого края, от этой земли. Надо вдуматься в наши чувства и мысли, когда мы, не щадя себя, своих сил, защищаем то прекрасное и святое, что мы называем родиной. Пусть подумают об этом…

Ведь родина это прежде всего тот уголок, среди которого мы выросли, где мы провели наши лучшие годы… Ведь для нас родина это прежде всего Киев, Киев, из глаз которого смотрит на нас прошлое, темное, волнующее, таинственное, прекрасное.

Ведь родина, это прежде всего тот уголок нашего края, в котором каждый из нас вырос. Какой-нибудь обрыв над рекой с вековечным курганом, золотистая змейка реки по зеленой долине, кайма леса где-то там далеко, село с белыми домиками, бесхитростная трехкупольная церковь. Ведь родина это, быть может, прежде всего обрывок песни, прозвучавшей когда-то темной украинской ночью и с непререкаемой силой запавшей в юную душу. В наши молодые годы был обычай собираться в киевском Ботаническом саду на так называемой «Гимназической горке» по вечерам. Гимназисты, студенты, барышни – пели песни, пели обще-русские, чаще украинские. Эти звуки, эти цветы родной старины, эти отзвуки тяжкого и великого прошлого, они навеки неизгладимой чертой запечатлелись в нашу душу и тот, кто бы захотел вырвать их, отнять их у нас – встретил бы сопротивление людей, которые умеют защищать то, что они любят. Если бы кто-нибудь, когда-нибудь посягнул на эти жемчужины молодости, все существо наше закипело бы обидой и возмущением.

Мы не только не посягаем на малорусский говор, бытовые исторические особенности и прелесть украинской поэзии, но мы охраняем ее и лелеем. Нам иногда нестерпимо больно слышать, как в нашу деревню врывается фабричная песня, как вместо упоительных и за сердце хватающих звуков, резкая бездушная, как грамофонная пластинка врывается макулатура кацапо-кабацкого изделия. Нам отвратительно слушать и читать, как профессор Грушевский и компания ломают и портят прекрасное народное наречие, принесенное из тьмы времен. Мы в этом смысле большие украинофилы, чем господа мазепинцы.

Да и полно, любят ли они действительно Украину, как они об этом говорят? Если бы они ее любили, если бы они желали этому благодатному краю мирного и прекрасного развития, если бы они любили этот народ, если бы они хотели ему богатства и счастья и духовного расцвета, неужели они продавали бы его в еврейско-немецкую-австрийскую неволю, только из-за того, что благодаря собственной бездарности, грубости, дикости и тупости им не удалось выдвинуться на общерусской ниве, где весь неделимый и огромный русский народ был их судьею!

Да, с ними мы боремся. Мы боремся с политическими изменниками. Мы боремся с предателями России. Мы боремся с теми мелкими безумными людьми, которые хотят разъединить то, что соединено богом! Мы презираем этих людей за то, что в единственном поэте, которого они дали, они чтят не прекрасный его язык, не поэтическую душу, они чтят иступленные вопли злобы, ненависти против братского племени, которые изрыгал этот человек, напившийся до потери сознания и совести «Кулишевой горилки». Мы будем бороться с этими людьми. Они несут нашему любимому краю горе. Они несут ему рабство, они несут ему австрийско-жидовскую неволю, они отравят его ненавистью ко всему родному и старому, они хуже татар, хуже половцев. Это те люди, которых Гоголь описал когда-то в своей «Страшной мести».

Мы боремся с ними во имя Украины, во имя того, чтобы они не исказили ее прекрасную душу, чтобы они оставили ей чистым и нетронутым ее народный говор, ее народную песню, ее быт, ее особенности. И Бог нам поможет, потому что мы боремся во имя любви, они же борются во имя тупой, бессмысленной, злобной, отравленной ненависти, ненависти неудачников, бездарностей и невежд.

Василий Шульгин, «Киевлянин». – 1912. – 4 января


[i] «Освободительным лагерем» или «Освободительным движением» Шульгин издевательски называл те политические силы, целью которых являлось разрушение «исторической России». К таким он в первую очередь относил социал-демократов. В газете либерального толка «Киевская мысль» в номере за 10 декабря 1911 г. был помещен памфлет «Сказка о Мазепе», где беспощадно высмеивалась позиция русских националистов по «мазепинскому вопросу», что, вероятно, и явилось одним из поводов к написанию этой статьи.

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх