Главная Сообщество Как заработать на войне: Коррупция и тендеры

Как заработать на войне: Коррупция и тендеры

kak zarabotat na voine 1000

Вот уже второй год Украина ведет войну. Война многолика. Первые ассоциации с этим словом – горе и смерть. Но есть и другие, например торговля, барыш, сотни процентов прибыли. Главное – оказаться в нужном месте.

То, что война на Донбассе не станет каким-то исключением, стало понятно еще в прошлом году. Достаточно только вспомнить динамику, с которой увеличивался военный бюджет Украины в 2014 году, и какие суммы были заложены в год нынешний. Если в 2014 году речь шла о 20 млрд грн, то в нынешнем году бюджет вырос более чем вдвое. Кроме того, в течение года он увеличивался путем принятия соответствующих законов. Последний пример – июльское вливание в армию сразу 5,3 млрд. На следующий год Минобороны уже сейчас закладывает 87 млрд грн и вряд ли на этом остановится. Причем в условиях экономического штопора (выйти из которого, по мнению экспертов, Украина сможет не ранее 2020 года) Минобороны с постоянно растущим бюджетом становится для бизнеса самым желанным клиентом и заметным субъектом рынка госзакупок. Все бы ничего, если бы уже в самой этой формулировке без особых оптических приборов можно было рассмотреть все более растущие коррупционные риски.

Конечно, нельзя однозначно утверждать, что ситуация не меняется. Сейчас уже не приходится говорить о явно беспардонных схемах заработка на военных поставках, характерных для 2014 года. Всем нам памятна история с поставкой армии авиационного керосина по цене, как минимум в 1,5 раза превышающей тогдашнюю розничную цену "Укртатнафты". Или же красивое (ну правда же) мошенничество с закупкой страйкбольной оптики, производимой в Одессе, с последующей выдачей ее за профессиональные армейские прицелы, произведенные в США.

Сейчас подобная откровенная наглость практически не встречается. Однако не стоит надеяться на то, что ситуация качественно изменилась. Исчезновение из СМИ ярких скандалов, связанных с армейскими поставками, я бы объяснил следующими факторами:

1. Внешние управляющие (США), в немалой степени участвующие в оснащении украинской армии (только в прошлом году их помощь могла достигать как минимум 250 млн долл.), в принципе, могут смотреть на коррупцию сквозь пальцы. Но только не в том случае, когда речь идет об американских деньгах.

Впрочем, не только о них. Если Украина становится рынком сбыта вооружений и военного снаряжения, то совершенно логично, что европейские производители заинтересованы в допуске на новый рынок своих производителей. А значит, он должен быть взят под контроль органами, неподконтрольными правительству Украины. Собственно, это и произошло в конце августа этого года. Международные эксперты получили право осуществлять мониторинг закупок Украины в военной сфере. По словам Фила Джонса (британский советник по оборонным вопросам при военном ведомстве Украины), это связано с крайне высокой коррумпированностью тендеров, проводимых нашим Минобороны.

2. Скандалы конца прошлого и начала текущего года сильно подпортили имидж главе государства, поэтому способы заработка на военных тендерах постепенно совершенствуются. Не всегда, конечно, иначе бы не появлялись мэмы вроде "рюкзаков Авакова".

В принципе, для Украины ситуация классическая: организовать тендер, купить товар по завышенной в 2-3-4… раза цене у фирмы, зарегистрированной на одного из родственников, разницу положить в карман и радоваться жизни. Во времена Януковича журналисты даже утомились о подобном писать – брались за самые вопиющие случаи с колоссальными суммами. И вдруг целый министр внутренних дел Аваков что-то мутит с тендером на рюкзаки, которые бойцы его же подразделений затем не получают. Впрочем, повторюсь, такого дилетантства все меньше.

3. Спрос определяет предложение. Иногда к этой фразе приходится добавлять "к сожалению". За 2015 год украинские медиа были значительно зачищены. Желающих переть на рожон становится все меньше. Проводить журналистские антикоррупционные расследования не то что бы стало нельзя, нет. Но явно не приветствуется, особенно если речь идет о СМИ всеукраинского охвата. Показательная порка, устроенная Гужве, была усвоена собственниками и главными редакторами. А некоторыми еще и заранее: придворные журналисты до сих пор пишут о коррупции команды Януковича или вообще о яхте Медведчука – "сверхактуальная" тема, ничего не скажешь. Потому и до громких и публичных скандалов дело доходит все реже, разве что кто совсем уж нагло засветится. Как с уже упомянутыми рюкзаками.

Итак, на чем же зарабатывают коррупционеры в текущем году?

Форма

Внешне два комплекта камуфляжа могут ничем не отличаться. Но один вспыхивает, как спичка, и плавится, намертво прилипая к коже. Именно это и произошло на учениях на Яворовском полигоне в августе. Сначала загорелись остатки пороховых зарядов, а затем и форма одного из офицеров и двух солдат. Подполковник от полученных ожогов скончался, солдатам повезло. В Минобороны кивают на прошлогодний скандал с некачественной формой (в первые месяцы войны на фоне тотального дефицита армии на тендерах продавали любой неликвид). Однако вопрос: почему та прошлогодняя форма так и осталась лежать на складах? И сколько этих комплектов еще "гуляют" и ждут своего часа? Самое забавное, что Минобороны продолжает закупать одежду у тех поставщиков, с которыми судится за предыдущие некачественные поставки.

Системы связи

Когда-то Украина могла производить собственные радиостанции, в т. ч. шифрованной связи. Причем не только для нужд военных, но и для космической отрасли. Разумеется, те времена давно прошли. Поэтому после двухступенчатого тендера было решено закупать тактические радиостанции Falcon II – именно этот вариант признали оптимальным.

Но гладко было на бумаге. Как оказалось, практически все государства, ранее закупившие эту модель, уже перешли или переходят на модификацию Falcon III. Она хотя и дороже, но прогресс (а главное средства РЭБ) не стоят на месте. Вот и пойми, то ли чины в Минобороны действительно решили сэкономить бюджетные средства, то ли за известную мзду сделали кассу производителю – купили хорошее, но устаревшее оборудование, чтобы через пару лет купить уже следующее поколение этих же радиостанций.

Бронежилеты

Более трех месяцев ВСУ вынуждены были обходиться без бронежилетов. Официально - из-за смены условий проведения тендеров. Однако известно, что для подобных случаев (когда закупку необходимо провести срочно, а сделать это по закону невозможно) существует особая процедура закупки у единственного участника. В начале военной операции на Донбассе она применялась довольно часто. Разумеется, риск коррупции тут повышенный. Однако чиновники украинского министерства становятся принципиальными и чувствительными к этому моменту, скажем так, весьма внезапно. Закупать в прошлом году некачественные бронежилеты или брать их у Коломойского за две цены им ничто не мешало, а провести закупку в этом – уже никак. Уж не потому ли, что процедура тендера менялась под нужного поставщика?

Продукты питания

Еда – не бронежилеты. Задержать ее закупку на 3 месяца никак нельзя. В принципе, на этих тендерах постоянно зарабатывали и зарабатывают достаточно сомнительные конторы, даже сложно выделить какой-то особенный случай. Из заметного – тендер на 396 млн грн, 250 из которых достались фирме, связанной с окружением Юрия Иванющенко. Причем, несмотря на одиозность фигуры, связанные с ним компании продолжают кормиться с военных поставок, и смена власти проблемой не стала – только за это лето они успели выиграть тендеров на 400 млн. В годовом же выражении речь может идти примерно о 1,5 млрд грн.

ГСМ

Раз уж мы заговорили об одиозных фигурах, то вспомнить Сергея Курченко сам Бог велел. Чувствует себя он, похоже, неплохо. Вот, продал армии дизтоплива почти на 110 млн грн. Продал, заметим, на электронных торгах, прозрачно (в смысле – через хваленую ProZorro). Продавал и раньше – на 200 млн грн. Впрочем, это уже в последнее время. Скажем, еще в марте структурам Курченко попросту аннулировали результаты тендеров. Почему? Сложно утверждать наверняка, но примерно в тот же период основными победителями топливных тендеров оказывались структуры Игоря Еремеева. Их доходы от реализации ГСМ армии исчислялись сотнями миллионов. Кстати, не исключено, что именно внезапная смерть Еремеева этим летом стала одной из причин любопытного стечения обстоятельств: по итогам лета крупнейшим поставщиком дизтоплива для украинской армии стали... российские компании.

Впрочем, вернемся к Курченко. Думаю, все помнят, что еще пару лет назад он был если не одним из теневых столпов власти, то, по крайней мере, олицетворением характера режима Януковича: наглые схемы, уклонение от налогов на гигантские суммы (еще в тех гривнах, по курсу 7,95 за доллар), скупка медиахолдингов и футбольных клубов. Со стороны, конечно, выглядит захватывающе, но с точки зрения имиджа – явно не тот персонаж, которого стоит опять подпускать к госзакупкам. Особенно если вспомнить, что в мотивационной части того же Евромайдана фамилия Курченко звучала довольно часто. Честно сказать, еще год назад я думал, что этому молодому дарованию в нашей стране больше ловить нечего. Но жизнь все поправила:

Во-первых, ГП "Укртранснафтопродукт"  все же удалось добиться отмены ареста, наложенного прокуратурой на топливо, принадлежащее структурам Курченко. 85 тыс. т было конфисковано еще в 2014 году, затем после крайне подозрительной продажи 28 тыс. т на топливо был наложен арест. Судя по публичной риторике, к продаже имеет прямое отношение Сергей Пашинский (подробнее об этом можно почитать тут). И судя по тому, как успешно у структур Курченко начали идти дела с тендерами, два этих события явно связаны между собой.

Во-вторых, буквально на днях стало известно об инициативе Романа Насирова: в Минфине лежит проект решения, урезающего полномочия т. н. Энергетической таможни (подразделение таможенного ведомства, занимающееся оформлением энергоносителей). Эксперты отрасли однозначно оценивают инициативу как возрождение схем контрабанды нефтепродуктов – как в лучшие времена легендарной "Ливелы".

Так что молодой и эффективный менеджер Курченко еще пригодится новой власти. Так же, как он был полезен старой.

Достаточно бегло пробежаться по заголовкам, и, что называется, отверзаются бездны. То фирма Эдуарда Ставицкого в поставках всплывет (регионалы, кстати, значительно чаще в сравнении с прошлым годом стали светиться в военных тендерах), то структуры Коломойского и Таруты миллионные подряды на строительство инженерных сооружений осваивают. Поневоле приходится соглашаться с экспертами швейцарской "Обсерватории организованной преступности", которые в своем недавнем отчете заявили о беспрецедентном усилении влияния олигархических групп в Украине и замкнувших на себя едва ли не все вопросы, о которых Европа договаривается с Киевом.

В свете вышеизложенного совершенно неудивительна наконец озвученная причина, по которой страны Европы отказываются от поставок оружия украинской армии. Ее буквально на днях назвал сам Порошенко: "Они (представители Европы и США, - авт.) сказали, что причины три: первая – у вас нет армии. А то, что у вас есть: первое - она инфильтрирована российскими агентами, и все, что мы вам дадим, окажется в России, второе – она коррумпирована. Именно поэтому, господин президент, мы не можем вам помочь".

Фактически и швейцарские эксперты, и официальные представители Европы и США, к которым обращались с просьбой о поставках вооружений, в один голос заявляют следующее: коррупция и власть олигархов в Украине системны, и после свержения Януковича они только упрочились. А потому надеяться побороть их с помощью внедрения электронной системы закупок (и прочих методов вроде устройства волонтеров на работу в Минобороны), конечно, можно. Но наивно. Та же Нелли Стельмах попала в департамент закупок ГСМ Минобороны еще в январе. Это как-то помешало Курченко и Еремееву устраивать подковерные разборки? Да, Курченко одиозный. Но тендер его структура, похоже, выигрывала по цене. Его аннулировали, Курченко оттерли, контракт получил Еремеев. Потом его внезапно не стало – и теперь уже Курченко всех оттесняет от корыта. Где во всей этой буре страстей электронные закупки и волонтеры? Хотя я не буду говорить, что они бесполезны, совсем наоборот. Они легитимируют сложившуюся тесную спайку новой власти и прежних коррупционеров, которые, как кажется со стороны, первыми в этой стране помирились и нашли общий интерес: больше войны – больше военный бюджет – больше денег для всех. И чем дольше это продолжается, тем меньше участники заинтересованы в том, чтобы война закончилась.

Иван Зацарин, 112.UA

Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх