Главная Общество и культура «Нахлебник» — новинка от автора «Муму»

«Нахлебник» — новинка от автора «Муму»

В киевском Театре русской драмы — премьера.В киевском Театре русской драмы — премьера.

Худрук театра Михаил Резникович решил напомнить зрителям, что Тургенев — не только автор бессмертной «Муму», но еще и драматург. «Нахлебник» — ранняя пьеса Ивана Сергеевича. Комедия. Он написал ее в 1848 г. — всего в тридцать лет, когда бродил по окрестностям родового поместья с ружьем, собирая материал для «Записок охотника». Сразу же после написания «Нахлебник» был запрещен цензурой. Пьесу поставили только в 1862 году — уже при либеральном Александре II.

Если бы Тургенев писал эту пьесу сегодня, то сюжет ее выглядел бы так: в офисе, где процветает бесполезный «планктон», ждут приезда нового начальника. Явившись, он начинает с сокращения штата — ликвидирует разносчиков скрепок и подносчиков чашек для «барина». У Тургенева вместо офиса — крепостное поместье, где жируют управляющий и друзья покойного владельца. Из Петербурга с мужем — крупным чиновником — является наследница Ольга Елецкая. И всех «нахлебников» охватывает ужас — старые времена кончились.

Но эта пьеса не только о «ревизии», что сближает ее с гоголевским «Ревизором», но и о любимой человеческой игре — травить самого слабого. Пьяное провинциальное общество в поместье Елецких, обсудив вечную тему: «Мы и Европа», издевается над приживалой покойного барина — бедным дворянином Василием Кузовкиным. А тот, доведенный до отчаянья, вдруг выдает такое, что ставит под сомнение права Елецкой и ее мужа владеть имением. Она, оказывается, вовсе не дочь своего отца. Да и тот был препорядочной скотиной, запутавшейся в отношениях со своей женой и любовницей. Высказанная спьяну правда рушит весь семейный покой, который хотел построить приехавший из Петербурга коллежский советник Елецкий, женившись на богатой сироте.

Пьеса идет без антракта. Затянуто только начало. Первые 15 минут, когда актеры бегают по сцене, изображая кошмар ожидания новых хозяев, я бы сократил вполовину. Но дальше зрителя ждут почти два часа замечательной игры в великолепных декорациях и костюмах Марии Левитской и эталонного русского языка, что особенно важно в нынешнем Киеве, захлебнувшемся в суржике.

Из актеров я бы отметил Александра Хорошко, сыгравшего циничного соседа Елецких — Флегонта Тропачева, и Анну Гринчак, с молодой удалью изобразившую в соблазнительнейших позах роковую женщину. Ту, что разрушила семью покойного старого барина — официального отца новой владелицы имения.

Спектакль стоит потраченных денег. Но у Театра русской драмы остается та же проблема, что отравляет мне удовольствие и во всех других киевских «храмах Мельпомены» — отсутствие смелой современной пьесы. Премьера автора «Муму» — это хорошо. Но когда же разрешат современного Тургенева? Того, кого хотели бы запретить сегодня.

Метки:
Powered by Web Agency
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх