Главная Блоги Ольга Сигачева Выставка Севастопольского художественного музея. Букет гвоздик под якорями

Блоги на BUZINA.ORG

«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря». (с) Екклесиаст

Выставка Севастопольского художественного музея. Букет гвоздик под якорями

Ольга Сигачева
Ольга Сигачева
Ольга Сигачева еще не создал свою биографию
Пользователя сейчас на сайте нет
Апр 07 в Разное Комментариев: 0

Выставки

БУКЕТ ГВОЗДИК ПОД ЯКОРЯМИ

 

Реально ли вдруг оказаться на уютном побережье Балаклавы, которая и в 60-е годы  прошлого века еще бережно хранила облик, запечатленный в «Листригонах» Куприна? Затем столь же непостижимым образом перенестись на мыс Хрустальный, тоже еще не изуродованный нынешними многоэтажными монстрами, и полюбоваться маленькими домиками на скалистом откосе и яликами у причала.   Прокатиться на трамвайчике по заснеженным улицам Севастополя, а в следующее мгновение проникнуться настроением ранней весны, глядя на пробуждающийся город в утренней голубой дымке или на цветущий миндаль…

Это путешествие во времени и пространстве оказалось возможным на очередной фондовой выставке, открывшейся в художественном музее имени М.П. Крошицкого.

Выставка называется «Памяти севастопольских художников». На небольших листовках, напоминающих фрагмент газетной страницы, тридцать одна фамилия мастеров живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, которых, к сожалению, уже нет с нами.  Одни ушли из жизни в 70-80-е годы прошлого века, другие – совсем недавно.

С почтением и восхищением их талантом говорила о них на открытии выставки директор музея Наталья Бендюкова. Художники-ветераны Анатолий Иванович Сухоруких и Анатолий Федорович Шорохов тепло вспоминали о личных встречах и дружбе с ними, сетовали на то, что работы доступны согражданам лишь на выставках – редких и мимолетных из-за катастрофического дефицита экспозиционных площадей музея. А так хочется, чтобы они экспонировались постоянно, как в Одессе, Херсоне и других регионах страны.

Время неумолимо. Но жизнь художника не измеряется прожитым им сроком земного бытия, а, можно сказать, продолжается  бесконечно. Ведь мастер оставляет в своих творениях частицу души. По реакции гостей музея чувствовалось, что остановленные кистью мгновения  продолжают волновать и восхищать любителей изобразительного искусства. Поэтому выставка-реквием воспринималась как жизнеутверждающая.

Личная судьба каждого художника неповторима. Но вдохновение Севастополем было общим для всех.

Зал смог вместить только 97 произведений (в основном живописных работ) –  небольшую часть богатейшего творческого наследия, сосредоточенного в фондах музея.

Для куратора выставки искусствоведа Светланы Ткаченко это был первый серьезный опыт экспозиционной деятельности. Она сумела выбрать наиболее характерные произведения, которые  при всей яркой индивидуальности в комплексе составили впечатляющий портрет Севастополя и его окрестностей.  

Нельзя не задержаться у картины Анатолия Москаленко «Мой город», на которой запечатлен хорошо знакомый спуск к железнодорожному вокзалу с открывающейся панорамой Южной бухты и строем кораблей ранней весной. А вот эта же бухта на полотне «Севастополь зимой», и заснеженное побережье придает ей особое очарование.

Замечательная творческая перекличка с «Первым снегом» Михаила Афанасьева! Запечатлев тоненький белоснежный коврик, Михаил Андреевич словно напоминает нам, что снег в Севастополе – событие не столь частое, потому и долгожданное. А настоящее чудо – это «Миндаль в цвету» на исходе зимы… 

Потрясающая гамма нежных оттенков красок предстает и на этюде Юрия Севрюженко, и картина, кажется, дышит…

 «Мыс Фиолент. Пасмурно». Но, как известно, у природы нет плохой погоды, что подтверждает своей уникальной работой Илья Щиголь. Придите и убедитесь: такого загадочного Фиолента вы еще не видели никогда.

Так же, как фрагмент Ласпинского побережья, запечатленный Евгением Кольченко на картине  «Дубы. Ласпи».  Или «Февраль в Учкуевке»  Натальи Василенко.

Михаил Павлович Крошицкий – целая эпоха жизни музея. Ведь именно он еще в довоенные годы формировал картинную галерею в Севастополе. А в огненные сороковые  в последние дни обороны сумел вывезти коллекцию  из осажденного города, охранял шедевры в длительной эвакуации, а после войны вернул их Севастополю и воссоздал художественную сокровищницу.  Сам же продолжал заниматься творчеством, проявив себя и как талантливый художник-маринист, о чем свидетельствует представленная на выставке картина «Мертвая зыбь».

Рядом – автопортрет Геннадия Брусенцова. Под ним одна из лучших картин Геннадия Яковлевича – «Ноябрьский Севастополь», где даже в туманный  день  поздней осени перед нами предстает стройная колонна моряков в торжественном величии на зеркальной от дождя брусчатке Корабельного спуска. 

Небольшая экспозиция картин с автографом «Художник Май» – замечательные разноплановые работы Мая Филипповича Чухланцева: натюрморты с бумажными корабликами, мидиями и самый впечатляющий из них – «Солдатский хлеб». А еще акварель, запечатлевшая набережную Корнилова 60-х годов.

Глубоким философским смыслом проникнуты картины Геннадия Арефьева «Сарганы. Красные стулья», «Голубое утро Севастополя», «Балаклава», «Мыс Хрустальный». И особенно «Поэма про море», где темно-синяя штормовая волна  подняла со дна и прибила к берегу крупный старый корабельный якорь – самую впечатляющую визитку корабля, символ памяти. Ведь со времен античности до наших дней именно якорь многое может поведать о корабле, которого давно уже нет: о дате и месте  постройки, габаритах и водоизмещении, а по положению якоря на морском дне можно даже восстановить в деталях, как корабль встретил свой последний час в шторме или сражении.  

Наверное, об этом думал и Евгений Кольченко, создавая картину «Ржавые якоря».  

Удивительная, прямо-таки мистическая ассоциация-перекличка с творчеством Александра Грина прослеживается на полотнах Зиновия Филиппова «Балаклава», «Красный спуск». Запечатлел Зиновий Иванович и самого писателя – рыцаря мечты, романтики и моря на картине «Александр Грин». Привлекает внимание и «Зурбаган», в котором очень узнаваем прототип главного города «Гринландии» – Севастополь.  Бухта, вдоль побережья которой амфитеатром поднимаются улицы. В центре одной из них – фонтан, тенты для отдыхающих. На переднем плане – отель «Зурбаган», близ которого в открытом павильоне-ротонде группа людей ведет оживленную заинтересованную беседу.

–А вы присмотритесь к персонажам, – загадочно улыбнувшись, предложила заместитель директора музея по научной работе Людмила Смирнова.

Надо же! На переднем плане – Марина Цветаева, Александр Грин, Константин Богаевский и Максимилиан Волошин! А рядом с ними севастопольские художники Геннадий Арефьев и Зиновий Филиппов, тоже оказавшиеся своими в этой дружной компании.   

Замечательным дополнением к живописным работам стали скульптурные композиции, посвященные героям обороны 1941-1942 годов: «Разлука» Ольги Миньковой и «Затишье» Станислава Чижа.

Покидая опустевший зал, уже с порога я оглянулась назад. И обратила внимание, что кто-то положил на пол под картину Евгения Кольченко «Ржавые якоря» букет красных гвоздик. Как символ живой памяти и знак преклонения перед художниками, которые, уйдя в вечность, своим творчеством навсегда остались с нами.

Выставка продлится всего до 15 апреля. Спешите ее увидеть!

 

Ольга СИГАЧЕВА.

 

Просмотров: 2863
Поставьте свою оценку этому материалу
0 голоса(a/ов)
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Администрация сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх