Главная Блоги Ольга Сигачева Театр Черноморского флота. Улыбается Графская пристань...

Блоги на BUZINA.ORG

«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря». (с) Екклесиаст

Театр Черноморского флота. Улыбается Графская пристань...

Ольга Сигачева
Ольга Сигачева
Ольга Сигачева еще не создал свою биографию
Пользователя сейчас на сайте нет
Мар 30 в История Комментариев: 0

Пять  вечеров на сцене «Луначарского»

 

УЛЫБАЕТСЯ ГРАФСКАЯ ПРИСТАНЬ…

 

На спектакле драмтеатра имени Б.А. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации «Я жду тебя на Графской» во время эпизода с адмиралом Колчаком и Анной Тимиревой после фразы Анны о Графской  пристани как символе несбыточного счастья я вдруг вспомнила стихи:

 

Потеряв свое право на выстрел,

Разорен севастопольский флот.

Одинокая Графская пристань

Чайкой раненой в море плывет.

Волны ластятся к доскам причала,

Но понять им, наивным, увы,

Что любимая пристань устала,

Тяжек крест адмиральской вдовы…

Под отчаянный хрип гармониста

И курантов надломленный бой

Улыбается Графская пристань,

Не желая смириться с судьбой.

 

Сценический эпизод гражданской войны и стихи о лихих 90-х… Поразила творческая перекличка  автора «Севастопольских фантазий» Аксиньи Норманской и поэтессы Марии Карандиной, современниц, не знакомых друг с другом, но оказавшихся одинаково искренними в любви к Севастополю, в неприятии любого лихолетья, в мечте о счастье и в  выборе Графской пристани как символа этой мечты.

Но вернемся к началу. Вслушаемся в слова севастопольца, неторопливо прохаживающегося по Графской среди молодых пар, кружащихся в вальсе: «Я не ношу часы в Севастополе, особенно когда выбираюсь на Графскую».

Действительно, незачем. «Вы просто придите на Графскую, и она все расскажет. Здесь можно услышать время».

А значит, словно по волшебству, перенестись аж в конец XVIII столетия. Увидеть на причале дочь погибшего за Крым офицера Катеньку Шилову (заслуженная актриса АР Крым Светлана Агафошина) с ее двоюродным дядей графом Хомским (заслуженный артист АР Крым Андрей Дзубан), возомнившим, что имеет на осиротевшую племянницу исключительные права – вопреки ее чувствам к отважному капитану Черноморского флота Воронцову (Александр Бобков).

Друзья жениха не сомневаются:  «коль  офицеры-черноморцы боевые чудеса на море творят», как не помочь боевому другу в нешуточной коллизии, а заодно и насолить зарвавшемуся вороватому графу, по которому давно плачет «терем с окнами решетчатыми».

«На днях императрица в Севастополь приезжает», – произносит один из офицеров. Имя высокой гостьи становится отправной точкой блестящей стратегии и тактики дальнейших действий.   Офицер, замаскировавшийся под гадалку, умело играет на честолюбии графа («станешь царем севастопольским»), и тот строчит под диктовку любовную записку Катеньке с просьбой о свидании на Графской пристани – по сути, компромат на себя (особенно в предупреждении, что доски на причале местами гнилые; ясно, что хорошие «позаимствовал» для собственного «терема»). Записка непостижимым путем попадает в папку рескриптов для высочайшего визита.

И вот в сопровождении светлейшего князя Г.А. Потемкина (народный артист России Виктор Васильев-Юмин) на причал величественно ступает Екатерина II (народная артистка России Валентина Попова). Под неумолкающий хохот зрительного зала она оглашает фривольное послание, а после выяснения казуса расставляет точки над «i»: благословляет молодую пару  и отдает должное графу Хомскому: «Чтоб ноги вашей завтра же в Севастополе не было! Да, кстати, а вы уже больше не граф».

В выдуманную сценку верится! Ибо был и союз императрицы с князем Потемкиным, подаривший России Севастополь, и высочайший визит в город майским днем 1787 года. Навеки впечатаны в скрижали истории слова великой императрицы: «Да, город воистину достойный поклонения», «Черноморский флот – щит России, а мечом станет для врагов, кто посягать будет». А из судеб отважных моряков и их любящих жен складывалась общая судьба Севастополя и флота.

Судьба, вместившая и трагические страницы первой трети XX века, с историей несбывшейся встречи на Графской пристани последнего командующего императорского Черноморского флота адмирала Александра Колчака (заслуженный артист АР Крым Геннадий Ченцов) и его возлюбленной Анны Тимиревой (заслуженная артистка России Оксана Осипова).

В иркутской тюрьме, где история отсчитывала последние дни жизни адмирала, и куда Анна «самоарестовалась», чтобы быть ближе к любимому, они мысленно говорят друг другу: «У нас с Севастополем одна душа». Душу  адмирала Колчака пронзает воспоминание, как по прибытии в Севастополь он еще издалека увидел с моря золотой крест Владимирского собора, а осенним днем 1916 года после гибели линкора «Императрица Мария» ставил там свечи в память о погибшем экипаже. Анна, вторя его мыслям, видит «Черное море на закате – миллиард зажженных свечей».

Память о Севастополе у Колчака, кстати, в генах – его отец 17-летним юнкером участвовал в героической обороне 1854-1855 годов, сражался на Малаховом кургане  и был награжден солдатским «Георгием».

Неугасающее пламя исторической памяти отражается в огоньке лампады, горящей под иконой Богородицы (икона представляет основной элемент декорации – большего и не нужно!) в госпитале в дни севастопольской эпопеи. Полковой священник  (народный артист России Александр Губарев) и другие защитники города, среди которых молодой офицер Антон Горенко (заслуженный артист России Борис Талах), говорят о сестре милосердия графине Марье Кирилловне (Виктория Шпаковская) как об ангеле-хранителе, которому они обязаны жизнями.

Мы видим великого хирурга Н.И. Пирогова (заслуженный артист АР Крым Вячеслав Крамарев), безуспешно уговаривающего Марью Кирилловну не рисковать жизнью и   покинуть Севастополь. Но это невозможно, ибо она не может оставить раненых, а также человека, в которого беззаветно влюблена, – начальника штаба флота вице-адмирала В.А. Корнилова (Игорь Салимонов).

Будь ее воля, говорит она, «дошла бы по звездам до Бога и молила: посылай испытания, только не войну». От ее слов – комок в горле…

Сквозь слезы, набегающие на глаза, сестра милосердия с Графской пристани словно видит Малахов курган, объятый пламенем и дымом. Видит смертельно раненного флотоводца и слышит его слова: «Отстаивайте же Севастополь!». 

Эти слова  повторит спустя десятилетия Антон Андреевич Горенко. Глядя на часы с корабля «Три Святителя», он вспомнит и о «внучке Аннушке, которой исполнился годик».   

Старинные корабельные часы остановились, а время продолжает отсчитывать годы. Но когда семнадцатилетняя Анна Горенко (Диана Кугаевская) берет часы в руки,  они начинают идти. «Это дед с тобой говорит», – утверждает ее брат Андрей (заслуженный артист АР Крым Юрий Пимкин).

Эти часы как память о севастопольской юности – истоках вдохновения будущего великого поэта Анны Ахматовой (она не любила слово поэтесса) годы спустя принесет Анне Андреевне ее давний севастопольский поклонник Вася (Виталий Максименко; народный артист России Виктор Васильев-Юмин) – седовласый капитан первого ранга, герой севастопольской эпопеи огненных сороковых.

Сороковые, роковые… Июньским вечером 1941 года на Графской пристани молодые актеры флотского театра с восторгом делятся впечатлениями от   премьеры спектакля «Изобретательная влюбленная» по пьесе Лопе де Вега (реальный факт биографии театра – кстати, постановка сейчас возобновлена).  Воодушевленные успехом, они мечтают о дальнейшем творчестве, строят светлые планы на будущее, пишут пожелания на бумажных корабликах. Невооруженным глазом видно, что послание Михаила (заслуженный артист АР Крым Илья Домбровский) адресовано его любимой девушке Марине (Светлана Кравченко).

А время уже  за полночь.  В мирную тишину врывается гул вражеских самолетов вместе с известием о начавшейся войне. И молодые люди дают клятву: встретиться после победы здесь, на Графской…

В сорок пятом три подруги встретились. После разных фронтовых дорог: снайпера, связистки, артистки концертной фронтовой бригады, остававшейся в Севастополе до последних дней обороны (это тоже исторически достоверно: часть труппы театра ЧФ покинула город только в конце июня 1942 года).  На этой встрече не оказалось Михаила. Говорят, что он погиб под Ленинградом.

Но он не погиб! И, оказывается, тоже каждый год приходил на Графскую. Однажды с внуком он вновь появился здесь с фотографией любимой на плакате. И Марина, прогуливавшаяся с внучкой,  узнала на давнем снимке себя…

Радость встречи разделили все участники действа, вернувшиеся на Графскую из далекой истории. На этой пронзающей ноте окончился спектакль.

Шесть, казалось бы, незатейливых, личностных новелл свершили чудо сопереживания, постижения севастопольской души, причастности к великой истории Отечества. Благодаря потрясающей сценографии художника-постановщика заслуженного деятеля искусств Украины Галины Бубновой, режиссера-постановщика народного артиста России Александра Губарева. И замечательной игре актеров, в полной мере воплотивших творческие замыслы в сценическую явь.

Надо было видеть, как весь зал – от партера до балконов – в едином порыве встал и долго благодарил артистов аплодисментами.

Рядом с корзиной цветов (от городской госадминистрации) кто-то из зрителей положил на сцену коробку конфет. Жест показался очень символичным:  словно приглашение на чашку чая желанных гостей…

Браво, флотский театр, выстоявший в нешуточном шторме смутных времен и уверенно следующий по фарватеру высокого искусства!

 

Ольга СИГАЧЕВА.

Фото из архива театра.

Просмотров: 2692
Поставьте свою оценку этому материалу
0 голоса(a/ов)
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Администрация сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх