Блоги на BUZINA.ORG

«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря». (с) Екклесиаст

Италия, весна 2019

старая обезьяна
старая обезьяна
старая обезьяна еще не создал свою биографию
Пользователя сейчас на сайте нет
Мар 23 в О политике Комментариев: 0

Это письма, которые я отправляла своим друзьям, такой дневник поездки по Италии весной прошлого года, еще никаких короновирусов не было.

Просто захотелось поделиться впечатлениями, если кому интересно.

Вот тут фотографии, моя страница в ОК, Татьяна Ляхович, Москва

 

https://ok.ru/profile/581674048537/album/880833602841

26 марта
Попробую описать все с начала - складно и подробно.
26 рано утром вылетела из Шереметьево, и уже в 10 утра по итальянскому времени была в Фьюмичино. "Леонардо-экспресс" уехал у меня на глазах, и от идеи быстро и без пересадок добраться до Термини пришлось отказаться. Ну ничего, мы лёгких путей не ищем... Через пять минут отходил региональный поезд (обычная электричка) и я решила ехать на ней. Погода была серенькая, дождик то накрапывал, а то и просто лил. Я посмотрела в окно на непричесанный, совсем не туристический пейзаж - рельсы, пустыри, поросшие травой и сорняками, ряды пиний вдали, такие знакомые итальянские окраинные районы и почувствовала - я вернулась. Именно вернулась. Наверное это потому, что такая Италия - обычная, неприкрашенная, не напоказ - по ощущению напоминает мне страну моего детства.  СССР не нуждался в том, чтобы демонстрировать свою товарную привлекательность своим гражданам, он просто был страной, в которой я родилась, и которую я люблю "по праву рождения". Родителей ведь не выбирают, их безоговорочно приемлят и любят таких, какие они есть, и они самые лучшие по определению. И они знают, что их любят...
В Остиенце (это такой второстепенный вокзал, вдали от центра) я вышла и пересела в метро, и доехала до Термини, легко нашла свою гостиницу (спасибо гугл-вид со спутника) и заселилась, как и планировала, около 12. Ещё весь день мой!
И поехала, как и решила - в Тиволи. Ехала, опять же, региональной электричкой. Остановок на маршруте было всего-то 5, но зато на каждой из них поезд стоял от души - минуты по три-четыре, и расстояние в 30 километров мы проехали без малого за час. Это потому, что во многих местах эта дорога в одну колею, и надо ждать, пока эта колея освободится. Мы раньше ездили в Тиволи только автобусами, и вид водопада виллы Григориана с этой стороны был для меня сюрпризом. Стометровый водопад смотрится очень впечатляюще - широкая светлая подвижная лента на середине склона горы.
На Григориана я и пошла сначала, как и запланировала - Игорь там не был. Это глубокое,  метров 150, ущелье, в которое выведена река, убранная в каменный тоннель ещё в девятнадцатом веке. Чтобы увидеть всю красоту, нужно спуститься вниз по тропинкам и каменным ступенькам, и потом опять подняться. Четыре года назад мне это далось легче... Но вид стоит того. К водопаду можно подойти в двух местах - сначала сверху, там где вода потоком выходит из каменного тоннеля и тут же, преодолев каменный порог, срывается вниз широкой лентой. И - "Ух ты! Снимай! Снимай!" - это не мои мысли, это реакция Игоря. И я снимала. Потом вернулась на основную тропу, спустилась ещё немного, и прошла к середине водопада. Отсюда видно, как вода низвергаясь с высоты, падает на камни. На этом месте всегда висит туча брызг. И потом, успокоившись, вода попадает в русло речки, которая метров через 300 - уже обычная небольшая равнинная и спокойная река...
А я вернулась на основную тропу, и спустилась до низа ущелья. Сюда выведен ещё один небольшой рукав той же речки, он тоже образует маленький водопадик, который быстро усмиряется, и, попав на дно ущелья, образует симпатичный водоемчик, поросший какими-то растениями с широкими листьями, и дальше вода спокойно уходит в тоннель, ведущий вглубь горы. И дальше опять подъем по живописной тропе. Ух, коленки болят! Сверившись с картой, которую дают на входе, выбираю более короткий, хотя и более крутой путь - экономию время. Ага, щас... Пройдя прилично вверх по выбранной тропке, натыкаюсь на цепочку оранжевых пластмассовых конусов - путь закрыт, хода нет. Злобно подумав, решаю всё-таки продолжить путь - вряд ли там есть что-то непреодолимое. И правда, ничего такого - просто два мужика на крутом склоне пропалывают сорняки, и конусы эти поставили, наверное, чтобы им не мешали. Все, вышла наверх. Всё-таки это очень красивое ущелье - вилла Григориана...
Дальше мой путь лежал к вилле д'Эсте, самой известной вилле Тиволи. Там мы планировали встретиться с Вадимом, Наташей и Володей. И правда, на подходе к вилле меня окликнул Вадим - они шли со следующей электрички.

Но на входе мы разделились, и я одна пошла по знакомым, расписанным в зелено-розовых тонах, залам. И за окнами залов был зелено-розовый пейзаж Тибуртинской равнины...
О вилле д'Эсте трудно рассказывать - ее нужно увидеть. И погода развидилась, небо стало голубым и солнышко выглянуло. В солнечном свете, да с верхней террасы - вид на  Тибуртинскую равнину вдали, и на фонтаны внизу ... "Просто объядение" - как сказал бы Гоголь. Я прошла по аллее ста фонтанов против света - сверкающие белые струи воды на фоне зелёных замшелых камней, и спустилась на нижний уровень, где три спокойных водоема, в которых плавают рыбы, украшены большими сосудами, в которых цветут крупные нарциссы. И здесь встретила Наташу.
Сейчас в Италии сезон соответствует, наверное, началу мая у нас - некоторые деревья ещё без листьев, некоторые надели зелёную вуаль, а трава уже сочная и зелёная. А в парке виллы вечнозелёные лавры и кипарисы, струйки прохладной воды и мокрые замшелые камни. Время под вечер, и народу уже немного, солнышко светит...
Весенний свежий предзакатный покой.
На этом описание первого дня завершаю.

 

27 марта
Сегодня напишу все подробно, пока есть силы))...
Запланировала себе на сегодня - добраться до Олимпийского стадиона и обелиска Муссолини, пройтись по мосту Фламиньо (построен при Муссолини) и посетить Виллу-крепость Фарнезе в Капрарола (это название гугл упорно переводит на русский язык, как "Коза"). В общем все получилось.
От вокзала я решила добираться до стадиона так, как мне подсказали в маршрутном киоске "АТАС" (они транспорт, им виднее). Ну пошла по их совету на 910 автобус... Вспомнила молодость, когда добиралась на работу на Дмитровское шоссе автобусом (тогда ещё метро туда не было). Но только ещё и медленно - светофор, пробка, светофор, пробка, передайте билетик...Давка, ругань. Сзади разгорелась женская перебранка, уловила часто повторяемое "пута" и "путана". Это у нас так звучит "по-иностранному", а тут в своем исконном неприглядном значении. Окружающие прислушивались с интересом...
В общем, лучше бы ехала на метро+трамвай, может хотя бы сидела. Получилось так, что до стадиона не успевала добраться, решила хотя бы до моста дойти. Тибр ещё не оделся полностью в листву, состояние "зелёная вуаль", такое весеннее, прозрачное, спокойное. Дошла до моста и поднялась на него. Огромное, имперское сооружение, увенчанное циклопические орлами в два человеческих роста, они приоткрыли крылья и настороженно когтят лапами гранит постамента... Нет, не гранит! Травертин. Такой довольно пористый светлый камень. И как-то очень ощутила уместность этого материала в исторической судьбе моста - желание Муссолини возродить мощь и великолепие Рима и - тот материал - и строительный, и человеческий, из которого он пытался это делать - его мечта была обречена на поражение. Из трещин камня растут какие-то мелкие сиреневые цветочки, вроде маленького плюща. Пришло в голову "мощь римского захолустья", это, в общем-то окраина города, и мне это определение показалось уместным.
А потом добралась на автобусе до автовокзала "Сакса Рубра" и стала искать свой автобус на Капрарола. Расписания нет, но есть контора, пустая. Рядом с ней что-то типа уличной курилки для шоферов. Я спросила,  "бус диреционе Капрарола" - мне один тип отбарабанил "ундичи чинкванта чинкуэ", я поднапряглась и соотнесла со скачанным из интернета расписанием - все правильно, 11-55. Заикнулась - а где? Он показал два пальца и ткнул ими в направлении причалов-парковок, продолжая треп с собеседниками. Автобус был, довёз меня до места, которое я узнала, ещё с того тура. И дошла до замка. Он огромный, пятиугольный, внутри круглый дворик в виде двухэтажной арочной ротонды, расписанной фресками, и все залы расписаны фресками, и есть потрясающая круглая лестница с колоннадой внутри - и тоже вся расписанная фресками. Мастера разные, не уровня Рафаэля, конечно, но очень приличные. Есть зал географических карт, огромные карты частей света, а на потолке - созвездия Зодиака, и не только они, в тех образах, которые соответствуют их названиям. А есть "зал ангелов" с картиной страшного суда. И очень впечатляющий "зал славы семьи Фарнезе" - с фресками, посвященными политическим, клерикальным и военным успехам членов этой семьи. Одна из дам этой семьи была любовницей папы Борджиа... Это наверное тоже политический успех. Или сексуальная победа. Ее портрет на фреске есть в Риме в Сан-Джованни ин Латерана. И что удивительно - я ходила по замку практически одна! Может повстречала ещё  четыре-пять туристов - и все! Конечно, добираться общественным транспортом сложно, и не зная, что это за объект, в такое путешествие пустятся не только лишь все. Но хотя я и наслаждалась физическим одиночеством (думаю, что ТОЛЬКО физическим, но не ... другим), мне было обидно за эту мощь и красоту - что ее мало смотрят. И потом гуляла в саду виллы-замка, он расположен на склоне горы, выше здания. Там есть фонтанный каскад, сейчас ещё не работает. Но я помню его летний вид, очень красиво и необычно - вода струится по наклонным чашам, стенки их образуют дельфины, и эта непрерывная блестящая цепочка водяных чаш спускается в бассейн в виде раковины.
После того, как я (мы) все посмотрели и погуляли, я пошла искать остановку обратного маршрута. Да... Спрашивала всех, кого могла, мне отвечали по-итальянски, но все показывали синхронно в одну сторону. Я когда нашла, не сразу поверила - стоит посреди улицы железная трехстенная будочка с лавочкой, довольно ржавая, испещеренннаяя надписями (самая ранняя, из того, что я увидела, датирована 2013 годом )), и ... все. Никакого расписания, и вообще, вид у этого сооружения какой-то совсем необитаемый. И я одна стою, и пристаю ко всем немногочисленным прохожим - "ми скузи сеньор (сеньора) экколо фермата бус котрал диреционе Рома?" И все мне отвечают "Си!". И вот он, наконец, показался! И затормозил! Я обрадовалась ему, как родному... Обратно довёз даже быстрее, чем туда, всего минут за 50. И я решила всё-таки успеть на Олимпийский стадион. И успела, и сфотографировала и его, и обелиск Муссолини. Чашу стадиона окружают мраморные скульптуры атлетов, расставленные метров через 8, а высотой метра три-четыре. Опять накатило ощущение времени, начала тридцатых. Уже начинало темнеть, и, несмотря на то, что внизу кто-то тренировался, и это сооружение явно используется по назначению, и вид у него ухоженный... И все равно, было ощущение некоего несостоявшегося величия. И вокруг этих статуй, окруженных пиньями, под вечереющим небом гоняли на скейтах цветные подростки...
И потом я с чистой совестью поехала в гостиницу, улеглась на кровать, и имею ещё достаточно сил, чтобы написать это. А завтра - Неаполь, не знаю, какая вернусь, ну - посмотрим.

 

А это про Неаполь, 28 марта.
Добиралась туда скоростным поездом "Итало", это вроде нашего Сапсана. И доехала за час 15 минут, быстро! И сразу побежала на местную электричку, Чиркумвезувиану, рассчитывая успеть на ближайший поезд. Успела. У меня был запланирован подъем на Везувий, но - облом - Везувий был закрыт из-за погоды, ветер. Сотрудники экскурсионного бюро безропотно возвращали двадцатки тем, кто успел купить билеты. Действительно, ветрено, небо серое. Но желтеют обсыпанные лимонами деревья в садиках вдоль путей. План Б был - Помпеи. Для осмотра Помпей погода очень подходящая - грустная. Опять подорожали билеты, теперь 15 евро. Внутри всегда трудно ориентироваться, даже по карте, которую там можно взять. Кстати, она на такой тонкой бумаге, и с таким количеством сгибов, что ветер ее рвет на раз, как Тузик грелку. Но, скорее по случайности, чем преднамеренно, выхожу на площадь форума. Ветер несёт пыль, стоят обломки колоннады, бродят туристы. А вот новое - бронзовая фигура кентавра на постаменте, ее раньше не было. В руке он держит копьё. И ещё одна большая бронзовая фигура видна в проломе стен, ее тоже не было раньше. Он стоит среди молодой, ярко-зеленой травы, в которой видны маргаритки и уже начинают расцветать яркие красные маки. И все это на фоне сизых гор, под серым небом. А с другой стороны громоздится Везувий, убийца этого города. На улицах города  - то идёт, громко болтая группка туристов, то экскурсия бодро протопает, а то - пусто, и совсем никого. Только пыль летит под порывами ветра. Прошла по нескольким виллам и дошла до дальнего амфитеатра, край географии, надо возвращаться. Решила пройти через старые римские некрополи, никогда тут раньше не была. Покойники устроены неплохо - идёт такая улочка их посмертных мавзолейчиков, в некоторых сохранились и статуи. Другая сторона - зелёная, из лавров, пиний и кипарисов. Подумала, им всё-таки повезло больше, чем тем, кого залило лавой прямо на улицах. А их покой даже и не потревожили - как лежали, так и лежат. В музее внутри Помпей новый (для меня) экспонат - фигурка ребенка лет трех-четырех, залитая лавой. Даже видно плетение ткани его одежды... Грустно.

Помпеи

Ходят туристы по бывшему форуму,
Делают селфи на фоне Везувия,
Гипсом залиты пустоты в породе -
Призрачный след от сгоревших людей.

Стайки подростков стоят в лупонарии,
Краснеют, толкаются, громко хихикают
Видя картинки на каменных стенах -
Смотрят эротику древних Помпей...

Вот мы выходим на бывшую площадь,
По сторонам ее -  темные статуи
Смотрим в лицо им - и взглядом ответным
Слепо взглянул на нас бронзовый лик

И затаенное жизни биение
Мы ощутили и сразу услышали
То, что они нам поведать хотели,
Если бы стали живыми на миг.

Il

Мы здесь стояли в городе живом,
Торговом, легкомысленном, курортном
Здесь жизнь кипела, термы посещались,
Повесами и жрицами любви.

И все это исчезло в одночасье,
Когда дохнул Везувий смертным жаром,
И люди обожженные упали,
И захлебнулись в собственной крови.

Ну а потом на нас потоки лавы
Обрушились и все похоронили -
Сожгли дома, снесли нас с постаментов,
Испепелили мертвые тела.

И в этой чернокаменной могиле
Мы провели безмолвные столетья
Без времени, без света и без звука -
Закованная вечностью зола.

Когда же нас потомки раскопали,
Они, ведомы ханжеством убогим,
Внесли свои тупые коррективы -
Отбили нам причинные места.

И вот теперь, оскоплены и жалки,
Стоим мы на потеху вам, туристам,
И вспоминаем полный жизни город,
Который поглотила темнота...

Ill

Вокруг экскурсоводы водят группы
А статуи ждут ночи терпеливо
Когда приходят призраки сгоревших
Торговцев, проституток и повес

Они, дождавшись ночи, заполняют
Помпей несокрушенные руины,
А в темноте Везувий громоздится
И звезды смотрят холодно с небес.

Из Помпей зато ехала на электричке, пришедшей на три минуты раньше расписания. Что за чудеса? Оказалось, это припоздавшая предыдущая электричка (поняла из табло на станциях). Зато сам поезд новый, в вагонах бегущая строка. Правда, бегут по ней только два слова  "Metrostar-Chircumvezuviana", а названия остановок все вычисляют по старинке, кто глядя в окно на ободранные вывески, кто считая на пальцах. А местные - просто вообще знают.
Пока добиралась до Неаполя, небо раскрылось, и выглянуло солнце. Правда, все равно ветер. Вышла на знакомую вокзальную площадь, как не уезжала никуда. И пошла пешком в капеллу Сан-Северо, смотреть на Христа под плащаницей и покупать заказанные открытки. И тут Неаполь подарил (или выдал) мне абсолютно новое сильное впечатление. Я не представляла, что может быть так!
Я шла по виа Трибунале, пешеходной улице, узкой и прямой как лезвие шпаги, и вокруг меня громоздились семи-восьмиэтажные дома. Улица эта относится к "чреву Неаполя", дома облезлые и грязные и брусчатка из черного камня лежит неровно, образуя горбы и колдобины. Все это я знаю и помню. Но тут... Все дело в положении солнца, конечно же. Я иду, а солнце светит прямо мне в лицо через узкую амбразуру между домами. Прямо в глаза. И дома с обеих сторон смотрятся просто черными в этом беспощадном контрсвете. Я иду по узкому черному ущелью, по нестерпимо блестящей черной брусчатке, и все, идущие передо мной, выглядят черными силуэтами, обведенными беспощадно-яркой световой каймой. Черное ущелье, над которым в узкой полоске неба горит нестерпимо-яркое солнце. И в довершение всего - громко-монотонный металлический грохот сзади - это в одном направлении со мной, и с той же примерно скоростью идёт мужик, и тащит металлическую тележку для перевозки тяжёлых грузов - две широкие железины на железных же колесах... Сюрреалистическое изображение (и ощущение) ада ... И неужели на этом месте каждый день на какое-то время образуется чёрное ущелье с беспощадным горящим светлым оком над ним?!
Но потом я свернула в правильный переулок, пришла в капеллу Сан-Северо, и прикоснулась к искусству, красоте и страданию ... Про это нужно писать стихами. Вот они

Христос под плащани́цей -
Есть такая
В Неаполе скульптура.
Обитает она
В капелле Сан-Северо,
В переулке,
Обычном для Неаполя -
Чумазом,
Подозрительном и грязном,
Недалеко от станции метро,
Что названа по месту -
Пьяцца Данте.

Снаружи это место
Не слишком
Производит впечатленье -
Обшарпанные стены,
Штукатурка
Пошла разводами,
Да и еще граффити,
Как водится,
Покрыли стены густо.

Внутри капелла
Очень прихотлива -
Там много статуй,
Фресок и туристов.
Но ты, войдя,
Совсем не их заметишь,
Они не важны здесь,
Где есть скульптура
Христос под плащаницей.

Он лежит, прикрытый
Тонкой тканью,
Тело мертво
После тяжелой
Пытки на кресте.
И рядом с ним
Лежат:
Венец терновый,
Гвозди, клещи...
А над ним
Парит
Незримо,
Но явственно
Его душа живая...

И потом я пошла туда, ради чего, собственно, и приехала в этот раз. К Джузеппе Москати. Он есть. И все такой же добрый святой, не забывший, что такое быть человеком. Я провела целый час у него в гостях. Мне было хорошо там. Что ещё можно сказать об этом словами?

И напоследок )). Я закупила лимончелло, незадорого, взяла четыре бутылки, страшно довольная погрузила свое приобретение в рюкзак... И грохнулась на колдобистой мостовой - нога подвернулась, и в процессе падения я ещё успела подумать - только не разбить! И не разбила. Расшибла коленку, но это заживёт. Ко мне с двух сторон подскочили мужчина и женщина и с сочувствующими восклицаниями подхватили под локти, и помогли подняться. Пока шла до вокзала, стало уже почти не больно. Ещё и сегодня грохнулась так же и на ту же ногу в Перудже. И проходила весь день, ничего.

Про Перуджу может завтра напишу, там мы с Перепелкиными хорошо погуляли сегодня. Это я пишу, сидя в электричке - про Тиволи по дороге туда, а про Неаполь - обратно. Вот уже и подъезжаю к Термини. Отправлю письмо из гостиницы.

 

29 марта
Про Перуджу.
С Игорем мы там были однажды с туром, но тогда его очень заинтересовала цепь подземелий, оставшаяся от крепости, которую разрушили сами жители города, примерно с теми же чувствами, как французы разрушили Бастилию (пушки этой крепости были повернуты ВНУТРЬ города).
Ну вот теперь познакомились немного поближе. Я выехала рано утром из Рима, а в Ассизи в этот же поезд подсели и Перепелкины. Но им ехать было минут двадцать, а мне  + 2 часа)).
Перуджа большой город, но ее историческая часть расположена совсем наверху, на горе. А поезд приходит в новую часть города. Но есть очень симпатичный транспорт, который быстро привозит в исторический центр - МИНИМЕТРО. Почти аттракцион для туристов. Прямо от вокзала в гору по рельсам, поднятым на опоры, ползают симпатичные маленькие вагончики, размером примерно как сегменты нашего московского монорельса - метра по четыре. Стеклянные, с откидными сиденьями, полностью автоматические, идут один за одним. А в конце маршрута совершают разворот на поворотном круге вместе с сегментом рельсов. Мы на таком и поднялись прямо в самый центр. А вот потом все равно пришлось и преодолевать рельеф, и ходить вверх-вниз по лестницам. Но мы увидели довольно много всего интересного.
Во-первых - церковь Сан-Пьетро. Снаружи, как водится в Италии, довольно ободранная, а внутри зато - вся расписана фресками разного времени, и есть живописные полотна. Буквально нет ни одного нерасписанного места. Я про нее только читала, и Перепелкиным ее расхвалила, чтобы они пошли туда. Но стоило того. Там над входом висит картина маслом, большая, изображает родословное древо бенедиктинского ордена. Так вот, если смотреть издалека, она напоминает морду демона )). И ещё там была анонсирована в путеводителе "трехликая Мадонна" - и мы ее упорно искали среди фресок, а потом я спросила у смотрителя - оказалась она на улице, фреска при входе. И ещё музейчик есть на втором этаже. В этой церкви есть картины и Вазари и Перуджино. Потом мы прошлись по главной площади, полюбовались на палаццо Приоров (его достраивали несколько раз, и у него поэтому фасад не строго прямой, а волнистый )). Ещё на площади красивый фонтан, но пока без воды, рано ещё. Затем мы отправились смотреть арку этрусков, это нужно было спускаться по длинной лестнице, от нее отходила какая-то боковая лестница наверх, и Вадим побежал смотреть, куда она ведёт. А я с его отцом стояла внизу и вела солидный разговор о том, как с возрастом (и весом) стало трудно ходить по лестницам, коленки болят. И вообще, где мои сорок лет... Тут Вадим высунулся из-за ограждения лестницы, и сказал, что он чуть-чуть задержится. - Там вид красивый? - Обалденный! Ну, пришлось прервать солидный разговор, и, несмотря на возраст и вес, лезть на верхотуру - Игорь всегда такое любит.
Вид и правда очень красивый. А потом спустились и до арки этрусков - большое мощное сооружение, не арка а целая башня с аркой, построена сухой кладкой, без цемента. А от нее мы пошли искать улицу, переделанную из акведука "виа Акведотто", это опять в гору. Но нашли ее, и посмотрели и сфотографировали сверху, а Вадим даже спустился и пробежался по ней - очень ему хотелось пройти по акведуку. Потом мы неожиданно полого поднялись опять на главную площадь - по карте этот путь длиннее, а по сути, гораздо легче для ходьбы. И пошли в местную капеллу, она тоже называется Сан-Северо, и там единственный экспонат - фреска, которую начал писать молодой, двадцатидвухлетний Рафаэль, но потом он уехал из города, и уже не вернулся. И заканчивал живопись, спустя двадцать лет, уже старенький Перуджино. И там действительно ясно видно - вот один, молодой, энергичный, а вот другой, теряющий силу и уверенность мазка...
И ещё посетили музей в палаццо Приоров, хороший музей, но время уже так поджимало, что мы прошли его постыдно быстро, фотографируя то, что понравилось.
А самое последнее, что мы посмотрели в том же здании - зал Менял, расписанный фресками Перуджино. И это здорово! Там всего две небольшие комнаты, но очень красивых. Яркая и сочная живопись на синем фоне потолка, а стены внизу обшиты деревянными панелями с маркетри.
Ну а потом - МИНИМЕТРО, поезд и Перепелкины вышли в Ассизи, где они сейчас обитают, а я поехала дальше. Поезд огибал гору, на которой во всей красе раскинулся Ассизи. Моя с ним встреча ещё впереди...

 

30 марта была во Флоренции. Опять добиралась на быстром поезде - от Рима полтора часа. Пока самое долгое путешествие у меня было в Перуджу, обычной электричкой.

Поезд был ранний, в 6-15, и я не выспалась. Но была к этому готова.
Планы были такие - сначала, как приеду (пока есть силы, и ноги не устали) - иду в гору на пьяццале Микеланджело. Оттуда очень красивый вид на Флоренцию. Потом иду в музей Барджелло, после в галерею Уффици, и в конце - в галерею Академии, где Давид  Микеланджело. Так все и получилось, правда ноги устали очень, 12 часов на них, бедных.
Погода была хорошая, солнечно, 20 градусов. Я поднялась на пьяццале Микеланджело сначала по крутой улочке, потом по длинной лестнице - именно так мы поднимались однажды с Игорем,  для ног это трудно. Ещё не было девяти часов, и поэтому столпотворение ещё не началось, и можно было спокойно, не толкаясь у ограждения площади, любоваться на город - не знаю, суждено ли мне ещё побывать здесь... Синее небо, солнце, свежий ветерок, за рекой возвышается Куполлоне Санта Мария Дель Фиоре, а вот башня палаццо Синьории, и рядом Барджелло. Левее, совсем недалеко - Санта-Кроче, отсюда, с пьяццале, не виден его мраморный фасад, виден только серый шершавый бок. И мосты, мосты через Арно, и в реке отражается ясное небо...
Потом я спустилась и пошла на площадь Санта-Кроче, просто навестить ее. Здесь, в соборе Санта-Кроче покоится тело Микеланджело, но где витает его душа? Игорь видел его в Академии, в тот единственный раз, когда мы с ним там были, наверное он может вольно путешествовать везде... Засмотревшись на собор, я пропустила момент, когда на площадь ввалилась толпа китайцев с чирикающей с микрофон экскурсоводшей. Ну, пора идти в Барджелло. Здесь на первом этаже живут скульптуры Бенвенуто Челлини, Джамболоньи и ... гхм Бачо Бадинелли (ваятель мешков с картошкой). И Микеланджело. Пьяный Вакх, с притулившимся к нему хихикающим сатиренком, такой реальный и понятный в своем состоянии)), волевой на первый взгляд, но порочный, по сути, Брут, круглый барельеф с Мадонной, и тающий, уходящий из материальности Давид-Аполлон...
А на втором и третьем этажах любимое - фаянсовые барельефы династии Делла Робиа. Белые, на голубом фоне, окружённые гирляндами зелёных листьев с лимонами и нежными цветами, такие живые, превозмогшие белую блестящую холодность материала, Мадонны с младенцем, ангелы - у них расписаны только глаза, но они они живут, любят и страдают. Люблю этот музей.
После Барджелло выхожу на площадь Синьории, здесь, как всегда, полно туристов. Уже работает фонтан - Нептун держит рог, или раковину, из которой извергается вода, где-то на уровне пояса. Поскольку я подхожу к нему со спины, вид у работающего фонтана - несколько двусмысленный )).  Поздоровалась с Саванаролой, дотронулась до его имени на круглой каменной плите, вмонтированной в брусчатку площади на месте его казни. Потом пошла в Уффици. Все, что только можно сказать об Уффици -  у Игоря в фильме, я не буду повторяться. Только перевесили часть картин со второго этажа на первый, среди них Вазари и Тициана. Так что Венера Урбино теперь живёт этажом ниже.
И после Уффици, пройдя мимо Санта Мария Дель Фиоре, иду в галерею Академии. К Давиду Микеланжело. Я, честно говоря, боялась, что мое то, первое впечатление о нем изменится. Зря боялась )). Живой!! Сейчас у меня было достаточно времени, я ходила вокруг, сидела и смотрела на него, и иррационально (а может, и нет) ждала, что вот он чуть шевельнется, может глаз чуть скосит - а я это замечу, надо только не отводить глаза и смотреть внимательно. Но нет! Хотя... может я что-то и ухватила краем глаза, когда на секунду, буквально, отвела взгляд. Он терпеливо стоит весь день, замерев в одной позе, чтобы не обманывать ожиданий зрителей, но ночью...  Честное слово, я чувствую, что у него есть живая душа. Это такое счастье, что я побывала здесь опять - и я сознаю, что это счастье. Сколько людей НЕ видели этого...
Ещё в Академии есть маленький музей музыкальных инструментов. Но каких! Виолончели Амати, скрипки Страдивари. Огромные, выше человеческого роста, контрабасы, и какие-то странные толстенькие инструменты, похожие на скрипки с клавиатурой. Золотисто-медовое мягко сияющее дерево, от них всех веет гармонией, покоем и ещё - они все очень добрые...
И напоследок, благо время было, ещё раз прошла к Собору, полюбовалась на него в уходящем свете дня, и пошла на вокзал. Господи, сохрани для будущих поколений Флоренцию и ее сокровища!

 

31 марта
Вчера был день в Риме. Воскресенье, я встала довольно поздно, да ещё и время перевели, но в начале десятого вышла и доехала до Фламиньо, чтобы сходить в Галерею современного искусства и погулять в парке виллы Боргезе. Перед Галереей на площади и на ступеньках стоит стая львов - какая-то очередная выставка. Львы изваяны грубовато, в натуральный размер, но позы у всех вполне убедительные. Только вот в прайде столько гривастых самцов не бывает... Или это, пардон, дань времени?
Внутри галереи ... разное. Есть хорошее, такое, что мне понравилось - Ван Гог, маленький этюд Клода Моне. Есть большая скульптура Кановы - Геракл трясет за ногу какого-то доходягу. (Мне вспомнились слова "... И курдячит бокренка"))). Очень выразительная скульптура. Итальянские художники второй половины 19, начала 20 века. Всех понемногу - Модильяни, Моранди. Есть Ренато Гуттузо, целый альков. Кандинский есть один хороший, один Сезанн. А есть всякая фигня, выпендрёж 50-60 гг. Ну и современное безобразие. А есть хорошие фотографии...
Одна скульптура мне очень понравилась - кажется семидесятых годов двадцатого века - мраморная Клеопатра. Она полулежит-полусидит на ложе, накрытом шкурой, на коленях у нее корзина с фруктами, из которой выползает конкретная такая чешуйчатая змеюка. И она смотрит на нее. Мне трудно словами описать ее выражение. Там нет страха, нет пафосного героизма, нет и нерешительности. Мне кажется, я ее понимаю. Все уже решено, все колебания, и ярость, и отчаяние позади. Вот, осталось сделать последнее - глубоко вздохнуть, прощаясь с этим миром, и подставить руку под укус. Вот этот момент перед тем, как вздохнуть...
И в этой же галерее большой зал, устланный фанерными квадратами 30х30 см, на которых в разных цветах повторяется одна незамысловатая композиция - палец прижатый к губам. Нарочно захотелось ходить, громко топая...
После Галереи пошла гулять в парк. Воскресенье, много народа просто гуляют, мамы с детьми, целые семьи. Многие сидят на травке и закусывают. Мне тоже захотелось посидеть на травке, останавливало то, что подниматься на усталые ноги я буду - ну очень неэстетично. Но тут увидела большое, толстенное бревно - опиленный ствол недавно упавшей пинии. Как сомнамбула двинулась к нему, и растянулась на нем, положив под голову рюкзак. Закрыла глаза и отключилась на полчаса. Хорошо отдохнула, кажется даже подремала. И пошла дальше гулять. Обратила внимание, что во многих местах парка звучит музыка - в одном месте девушка играла на арфе и пела, в другом - сидел человек с аккордеоном (он мне напомнил слепого музыканта из "Амаркорд"), и играл что-то спокойное, из семидесятых. Зашла в Галерею Боргезе - билеты распроданы аж до 18 апреля, во как!
Выйдя из парка, прошла по Виа Венето, улице сладкой жизни. Светило солнце, платаны только-только распускались, народа было мало. Выпила кофе в одном из баров, чтобы приобщиться к сладкой жизни )). Потом, через Барберини вышла к фонтану Треви и бросила монетку. Съела мороженое и пошла в Пантеон. Почему-то итальянцы не стесняются называть Витторио-Эмануэле ll "Падре Патрио", и пишут на граните, а у нас термин "Отец народов" запомоили...
Погуляла по площади Навона, затем навестила кошек на Пьяцца Аржентина, потом вышла к Алтарю Отечества, посидела на лавочке. И пошла по улице форумов. И опять музыка, причем очень знакомая... А вот опять! Трио музыкантов - две гитары и контрабас играют ту композицию, которую Игорь использовал в своем фильме, под выезд из Римини и переезд в Венецию! Я расчувствовалась, положила им еврик, и сидела, слушала, пока солнце не подползло к крышам форума, минут через десять. Тогда пошла в свою гостиницу по Виа Кавур.
В общем весь день прошел "дольче фарниенте", в сладком ничегонеделании. Но было приятно, хотя и совесть примучивала за такое безделье.
Сейчас еду в электричке из Ассизи, про Ассизи уже написала. Приду в гостиницу и пошлю всем эти письма. А завтра последний день в Риме, послезавтра - домой.

 

 

Сегодня, в свой день рождения, как и загадала, съездила в Ассизи. Его видно ещё из идущего поезда - вот он светлой полосой растянулся по склону горы, и уже издали узнаешь Базилику Св.Франциска... И, как корона, венчает гору крепость Рокка Маджоре. Туда я и направилась прежде всего, именно так сделал бы Игорь. Доехала автобусом до конечной остановки Пьяцца Маттеотти (она выше всего), и дальше пошла пешком - вверх, вверх и вверх. Но дорога нормальная, асфальтированная, машины почти не ездят. Погода хорошая, тепло, солнечно. На удивление быстро дошла по серпантину до крепости, купила билет и пошла смотреть, что внутри. Внутри толстые каменные стены с бойницами, направленными и вперёд, и вниз (чтобы лить всякое на головы штурмующим). А сейчас через амбразуры открывается очень красивый вид, любая из них - как рамка для фрагмента пейзажа. Можно залезть и на башню по узкой и неудобной винтовой лестнице, я и залезла, и пофотографировала - к сожалению можно снимать только две стороны,  а Базилику не видно отсюда. Ещё есть караулка с небольшой выставкой оружия - и холодного, и арбалетов и пистолетов. Даже маленькая  катапульта есть. Спустилась вниз, и прошла по дороге вдоль крепости, и нашла очень красивые ракурсы на город, и на долину, и на дальние горы. Трава зелёная, оливы серые, домики светлые под черепичными крышами, и синие горы в лёгкой туманной дымке...
Потом спустилась и успела в собор Сан-Руфино. Это главный собор города, Дуомо. Но к святому Франциску и к святой Кьяре идут гораздо больше. А здесь ещё и длинная цепочка стендов, посвященных папе Войтыле. Я ему сказала вслух то, что я о нем думаю, и пошла дальше. На площади перед собором купила в магазинчике крестики, продавщица была русскоговорящая, темноволосая, румяная и кареглазая. Может с Украины, я не стала уточнять.
Остальные две церкви в этой части города закрывались на обед, и я пошла в пинакотеку. Она симпатичная, большая часть экспонатов - фрески разной степени сохранности 13-14 век. Наивные изображения, но такие добрые. Чувствуется, что художники были искренне верующими, и эта вера делает изображения светлыми и добрыми. Музей небольшой, но я получила - не знаю, как сказать? Импульс доброты, наверное.
Потом пришлось вернуться к тому, что недосмотрела. Кьеза Нуова, церковь построенная на месте дома, где жили родители Св.Франциска, и где родился он сам. Сама церковь довольно пёстро расписана, но в ней сохранилось маленькое помещение, где отец Франциска запирал его в наказание. Там висит табличка "карцер Св.Франциска", и справа от выхода показывают место, где стоял сам дом.
Потом пошла к Св.Кьяре. Это по сути два собора - Санта-Кьяра и Сан-Дамиано, в нем, в боковой часовне висит распятие, от которого Франциск услышал, что он должен восстановить церковь. И есть крипта, где лежит сама Св.Кьяра. Я спустилась туда ... Да, это настоящая и сильная святая!
Зашла ещё в церковь на главной площади города, она вообще-то в честь Девы Марии,  внутри кокетливое голубое с золотом рококо, а фасад зато использовали от античного храма Минервы - огромные, изъеденные временем колонны поддерживают римский портик. Ступени во всю длину портика, высокие, неудобные, щербатые. Только вольнодумный галантный век мог соединить этот римский мощный фасад с кокетливой дамской будуарностью...
И, посмотрев все, что наметила для себя, пошла к главной цели сегодняшнего дня - к Базилике... Подошла к ней сверху, и сначала посмотрела фрески Джотто в верхнем храме. И спустилась вниз. Это четвертый раз я прихожу сюда. И в первый раз одна. Нижний храм не могу описать. Никогда у нас (а теперь у меня) не хватало выдержки спокойно осмотреть его, зная, что там, внизу - Святой Франциск. И в четвертый раз это повторилось. Свет, сила, мудрость и доброта. Он ответил не на все мои вопросы... Но о Игоре - все хорошо, я поняла. Сегодня был очень хороший у меня день рождения. Кому-то нужно сказать спасибо за это...

 

2 апреля. Последний день в Риме. Может быть, вообще самый последний раз...
Как-то не складывались у меня планы на этот день, пошла просто - как хотелось в каждый данный момент времени. А вышло в итоге очень неплохо. Или мне кто-то советовал...
Вышла из гостиницы и пошла вниз по Виа Кавур, в сторону Колизея. Хотела навестить Моисея Микеланджело, он живёт в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, туда ведёт длинная лестница вверх с Виа Кавур. Опять ступеньки! Но Моисей... Он силен и прекрасен. Всегда воспринимала его как мощного старца, а сегодня, рассматривая фигуру слева направо, вдруг поняла, что он вовсе не старый, может лет сорок ему. Борода, да, большая. Но борода - это не возраст. Статный, сильный пророк. И, при ракурсе вправо - лицо очень молодого и жадно впитывающего Завет Господа человека...
Потом пошла к Колизею, поскольку храм стоит на холме, то Колизей видно со среднего ракурса. Но около него, и вообще, до середины улицы форумов, понаставлены загородки, уже точно не менее трех лет - строят третью линию метро, и, наверное, ещё долго будут копаться - тут археологическая зона, и планируют сделать станции-музеи. Но времени это займет немеряно, я не доживу. У Феллини во второй серии Roma есть сюжет о строительстве метро, это еще 1970 год... Потом пошла опять по улице форумов, то трио музыкантов, что я видела позавчера, опять играло на том же месте. Я опять положила им денежку, и немного поснимала видео с ними. Потом, через кошачью площадь Аржентина, пошла к Тибру. Перешла через мост, и неожиданно решила навестить церковь Санта-Мария ин Трастевере. Она красивая, ее алтарная часть украшена византийской золотой мозаикой, потолок резной деревянный, и в византийском же стиле мраморный пол, такие инкрустированные круги и завитки. Посидела немного здесь, и пошла на Виллу Фарнезина, она тут недалеко, и там все расписано фресками, а два зала расписал Рафаэль.
И, войдя в ее небольшой зелёный дворик - почувствовала благоухание - цветут апельсиновые деревья в кадках. Флер д'оранж - цветы не ахти, но аромат... Сладкий и нежный. Там разные сорта цитрусовых растут в кадках - и таблички стоят - мандарины, апельсины, лимоны, а есть и "дольче лимони", сладкие, значит. И плодами этих сладких лимонов усыпано все деревце. Посмотрела фрески, опять получила удовольствие - как по цветущему саду прогулялась. И, выйдя в садик виллы, не выдержала, и отщипнула "дольче лимон", маленький такой фруктик, как мелкий мандарин, и форма похожа, только жёлтый. Очистила его - кожура суховатая, легко снимается, а плод делится на дольки, как мандарин. Не скажу, что сладкий, но вполне приятный и сочный лимончик, съела его, и кожуру съела. И ещё три лимончика сорвала и слопала, так понравились.
И вернулась к Тибру, и перешла его по мостику, и решила поехать на чем-нибудь куда-нибудь... Была остановка 23 автобуса, но он идёт на Рисорджименто, это за Ватиканом, и вдруг увидела трамвай - и сразу решила (или меня решили) поехать на нем, куда довезёт. Довёз недалеко, до площади Венеции - его конечная. А что дальше? И решила поехать к катакомбам. На Венеции много транспорта ходит, и у многих тут конечная. Я спросила у автодиспечера, и он указал 118 автобус, и показал его остановку. И доехала до катакомб Сан-Каллисто, как однажды мы с Игорем. Но сейчас там народа было немного, только группа французских школьников. И я пошла с их группой, и слушала экскурсию на французском ))...
А потом, выйдя из подземелья, повторила наш тогдашний маршрут по Аппиевой дороге. Шла и вдыхала ароматный душистый воздух - деревья распускаются, цветет глициния, и вообще - вокруг поля с молодой травой. Тепло, но не жарко, хорошо. Дошла до катакомб  Сан-Севастьяно (там мы и были тогда), и прошла дальше, мимо гробницы Цецилии Метеллы. Здесь сохранились старые здоровенные, может быть даже римские плиты мощения - как панцыри больших черепах, идти по ним лучше, чем ехать на машине... Шла-шла, некоторые места узнавала, и шла дальше, пока не поняла - пора возвращаться. И увидела указатель на церковь "кво вадис?",  и вспомнила, как тогда, усталые, мы шли к ней. Ну, усталая я была тоже, и тоже пошла туда, идти километр.
Церковь маленькая, там был один человек, молился, но потом он ушел. Вошёл пожилой мужчина, опустился на колени, и стал целовать следы ног Христа, отпечатавшиеся на мраморе... (Вообще-то, это высеченные в камне, рукотворные следы босых ног, но ... энергетика у них сильная - то ли намолено, то ли Господь чудо явил)...
И уже после церкви села на автобус, доехала до Чирко Массимо, (сфотографировала его, кстати), села на метро и поехала домой.
Сейчас чемодан уже собран, поеду всё-таки, думаю, "Леонардо-экспрессом",  а то тяжёло. Надеюсь, завтра получится без незапланированных приключений...
Вот и все.

Powered by Web Agency

Просмотров: 298
Поставьте свою оценку этому материалу
0 голоса(a/ов)
 

123

Disclaimer (письменный отказ от ответственности):
Редакция сайта BUZINA.ORG не несет ответственности за информацию, размещенную третьими лицами в комментариях, на форуме и блогах, а также может не разделять точку зрения авторов.

Наверх